Большая территория, защищенное географическое положение, мощный флот, доступ к слонам и почти безграничные финансовые ресурсы не принесли Карфагену победы над Римом. Напротив, величайшая морская держава эпохи античности позорно уступила в каждой из трех Пунических войн, а затем крупнейший из городов древности был разрушен.
Почему же Карфаген уступил римлянам, хотя обладал множеством преимуществ?
Краткий ответ: человеческий фактор. Кадры, как говорится, решают всё.
Карфаген представлял из себя исключительно развитый и богатый город, но это была лишь разросшаяся колония посреди пустыни. Хотя по всему североафриканскому побережью были разбросаны такие же бывшие форпосты финикийцев, давно получившие независимость, единства между ними никогда не было. И когда все они подчинились карфагенской державе, жители второстепенных полисов были поражены в правах. И не имели возможности принимать участия в государственной политике – не говоря уже о подданных из числа коренных африканцев.
Карфагеняне (в узком смысле) являлись незначительным меньшинством в своей же стране. Ибо большую часть свободного населения составляли зависимые от них потомки финикийцев и ливийцы – в то время так называли всех бербероязычных жителей Северной Африки к западу от Египта. К ним относились не как к полноправным гражданам, а как к населению оккупированных территорий. Не потому, что карфагеняне были такие плохие, а из-за политического опыта, характерного для стран востока. Напоминаю, что Карфаген был основан выходцами из финикийского города Тира, и получил независимость, когда Восточное Средиземноморье подчинилось Ассирии.
Поэтому социальная основа для формирования армии была не очень-то велика. Урожденные карфагеняне служили в тяжелой пехоте и кавалерии, а основу войска составляли принудительно призванные ливийцы и многочисленные наемники. Но их тоже было не слишком много, так как северная часть черного континента представляет из себя вкрапления небольших плодородных областей посреди пустыни. Как любил говаривать Ганнибал, Баал-Хаммон на стороне больших батальонов легионов – он-то хорошо понимал, что человеческие ресурсы его страны слишком малы. В отличие от процветающей аграрной Италии.
К тому же, они плохо использовались. Рим на заре своей истории даровал своим италийским подданным латинское право, благодаря чему они пользовались самоуправлением и были равны жителям вечного города в экономической деятельности. Столица не держала гарнизонов в зависимых от нее городах – там, конечно, имелись собственные военные контингенты, но они состояли из местных жителей, входивших в Латинский союз. А Карфагену та или иная область подчинялась до тех пор, пока там стояли войска.
Потом уже шли второстепенные факторы – такие, как невероятная приспособляемость римлян, их готовность заимствовать все технические и тактические достижения; некоторое преимущество манипулярной тактики над средиземноморской фалангой, организованной по греческому образцу; политические интриги в Карфагене, из-за которых их руководство обрезало крылья своему лучшему генералу; умение Рима находить союзников; его готовность поставить на карту всё.
Но самая главная причина поражения Карфагена – это сравнительно меньшее население и угнетение тех, кто не являлся выходцами из столицы. Поэтому, когда у правительства начались проблемы, в Африке случилось восстание наемников, которым не сумели выплатить жалование из-за контрибуции, наложенной по итогам Первой пунической войны. А когда квириты высадились на африканский берег, к ним сразу же примкнули нумидийцы, получившие славу лучших кавалеристов античности.
С другой стороны, все победы Ганнибала в Италии приводили к тому, что римляне после понесенного поражения только затягивали пояс потуже. Да, было несколько предавших городов, но большинство полисов на полуострове сохраняли верность и по приказу отправляли войска на войну против общего врага.
В Карфагене так и не поняли, что люди – это самое главное. И не сумели откорректировать свою внутреннюю политику. Как итог – поражение в ходе серии войн, где преимущество Рима было неочевидным. А затем и полное исчезновение африканского государства с карты мира.