Соловецкий монастырь мы осмотрели в день приезда, после экскурсии на Секирную гору.
Утром следующего дня прогулялись в его стенах еще раз. Погода наладилась. Под летним солнцем окружающий мир необыкновенно преобразился. Разница хорошо видна на фото.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь имеет статус ставропигиального (от σταυρός — «крест» и πήγνυμι — «водружать», буквально «крестоводружение»). Самое высокое положение в иерархии православных учреждений обеспечивает полную независимость от местной епархии и подчинение непосредственно патриарху или синоду.
На Секирной горе нам рассказали историю иноков Савватия и Германа, основателей первого скита на Большом Соловецком острове в 1429 году.
Через 6 лет затворнической жизни Герман уехал на поморье близь Кеми. Вернулся он через год с еще одним отшельником — Зосимой.
Савватий к этому времени тоже покинул Соловки. Предчувствуя смерть, отправился на материк, где и скончался на берегу реки Выг.
Герман с Зосима начали принимать верующих, прибывающих в поисках спасения от мирских соблазнов, и трудников, желающих работать за пропитание.
В 1478 году возникла довольно большая монашеская община с 2-я церквями - Николая Чудотворца и Преображения Господня. Места для строительства храмов Зосима увидел во сне.
Кстати, согласно легенде, он же наложил на Соловецкую землю вечный пост: «убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, путь с острова указал по своему новгородскому обычаю». Волки послушались. Весной погрузились на льдины и поплыли к Кемскому берегу. Страшно выли, прощаясь с родными местами. «И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите, а здесь - место свято! Его покиньте!». С тех пор хищные звери не живут на острове.
Впоследствии Савватий, Герман, Зосима были канонизированы, их мощи хранятся на территории монастыря.
Годы игуменства святителя Филиппа (1548-1566 гг.) — время расцвета обители. Настоятель деятельно руководил духовной жизнью, строительством, благоустройством.
Братия, послушники и трудники рыли каналы, соединяя многочисленные озера, осушали болота, прокладывали дороги, выкапывали колодцы и пруды, разбивали сады и огороды. Убогие монашеские кельи сменило добротное жилье.
На первую животноводческую ферму завезли лапландских оленей.
К концу XVI века на Большом Соловецком острове работали кирпичный и железоделательный заводы; мельницы; пошивочные, скорняжные, кожевенные мастерские.
Слава о праведной жизни Филиппа достигала Москвы. Иван Грозный пожаловал монастырю земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную утварь, деньги на строительство главного Спасо-Преображенского собора.
Игумен получил предложение занять пост митрополита Московского. Противиться воле царя не стал и принял сан.
Новый епископ русской церкви Филипп II резко критиковал государственную политику, личную жизнь, поступки Ивана IV; заступался за невинных; обличал опричнину. После нескольких громких публичных выступлений был сослан в Тверской Успенский монастырь.
Ноги опального митрополита забили в деревянные колодки, руки заковали в кандалы, но оковы спали со святейшего. О чуде немедленно доложили государю, больше он не решался подвергать Филиппа мучениям.
23 декабря 1569 года в его келью вошел Малюта Скуратов «с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:
- Владыка, дай благословение царю идти в Великий Новгород.
Но Святой отвечал:
- Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом.
Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою». /Д. Ростовский «Жития святых»/
Во время правления Ивана Васильевича Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь стал «Великой государственной крепостью». Северо-западные границы России нуждались в защите. Обитель окружили стенами 11-ти метровой высоты с бойницами, дозорными башнями, «боевым ходом». В 1578 году установили пушки. Прибыл небольшой отряд стрельцов и пушкарей.
Царь Михаил Федорович увеличил гарнизон до 1000 человек. Величественный Преображенский собор соединили подземным ходом с Успенским. Все внутренние постройки замкнули в единый комплекс галереями. Из Святого озера в обитель-цитадель провели водопровод.
Для хранения запасов продовольствия и пороха оборудовали обширные погреба.
Одновременно монастырь получил дополнительные преференции — освобождение от уплаты налогов, значительные земельные наделы в разных районах Поморья и центральной Руси, права на лесозаготовки и беспошлинную торговлю.
Жизнь на Соловках шла своим чередом до 1657 года. Отвергнув догмы патриарха Никона, братия осталась верна старообрядчеству.
Архимандрит Никанор направил царю Алексею Михайловичу (Тишайшему) челобитную, в которой называли новый церковный устав ересью.
«Соловецкое сидение» продлилось 17 лет. Только в 1674 году государь решился на силовое подавление мятежа. Крепость пала 22 января 1676 года. Нашелся предатель - молодой инок указал царскому воеводе замурованный в стене лаз; войска вошли внутрь монастыря. В ходе жестокой расправы 30 монахов, в том числе Никанора казнили на месте; остальных убили позже. Все вотчины и ценности конфисковали, привилегий лишили.
Петр I бывал в Спасо-Преображенском монастыре дважды. Визит 1702 года означал, что обитель прощена.
Царь высоко оценил подвижничество братии, а также отличное состояние крепости и военную подготовку монахов.
Отобранное имущество вернули, более того государственные субсидии возросли.
4 октября 1853 года Российская Империя вступила в Крымскую войну. Уже в феврале 1854 года в Архангельской губернии объявили военное положение. К весне тревожные вести достигли Соловков. Насельники начали готовиться к обороне. Из Архангельска прибыли дополнительные силы: пушкари с 8-ю пушками. Британские паровые фрегаты «Миранда» и «Брик» вошли в бухту Благополучия. Подойти близко не смогли, помешал опасный рельеф дна. Девятичасовой обстрел из 120-ти корабельных орудий причинили цитадели лишь незначительные повреждения.
До окончания войны (18.03.1856 г.) английские и французские корабли несколько раз подходили к Соловецким островам, но ограничивались мародерством в скитах, не пытаясь атаковать «Великую государственную крепость».
Спустя 2 года император Александр II в сопровождении Великих князей, дипломатов, писателей, художников приехал поблагодарить братию и лично архимандрита Александра за доблестную защиту поморских земель.
К началу XX века во владении обители находилось: 6 скитов, 3 пустыни, 30 престолов, 30 часовен, 19 церквей. Монастырь принимал ~ 15 тыс. паломников в год.
В Ботаническом саду адаптировали к северным условиям ~ 500-т видов растений. В отапливаемых теплицах выращивали персики, виноград, дыни; на аптекарском огороде — лекарственные травы; на грядках и в парниках — сезонные овощи.
На территории монастыря действовали: водопровод, канализация, центральное отопление.
Здесь работали: биостанция (первое научное учреждение Беломорья), электростанция, больница, школа для детей поморов, богословское училище, метеостанция, радиостанция, типография, более 30-ти цехов и мастерских, 2 завода. Историки пишут, что и дороги тогда были прекрасными.
Монастырь являлся крупным российским помещиком-землевладельцем, имел значительный счет в государственном банке.
После Октябрьской Революции благополучие кануло в лету.
В 1920 году Спасо-Преображенский мужской монастырь закрыли; все ценное реквизировали. Через три года в стенах бывшей Святой обители заработала «фабрика смерти» - Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), с 1937 года – Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН).
В бесчеловечных условиях СЛОНа содержались видные деятели РПЦ, солдаты и офицеры Белой армии, дворяне, раскулаченные крестьяне, неугодные советской власти ученые и представители творческой интеллигенции.
«В тесных помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый воздух, что само пребывание в нем продолжительное время казалось смертельным. Большая часть людей, несмотря на мороз, была совершенно раздета, голые в полном смысле этого слова. На остальных — жалкие лохмотья. Истощенные люди, лишенные подкожного жирового слоя, скелеты, обтянутые кожей, голыми выбегали, шатаясь, из часовни к проруби, чтобы зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись, они умирали»/ из показаний Святослава Петровича Рахта, студента медфака. Он получил 10 лет Соловков за пропетый куплет из «Боже, царя храни!»/
В лагере добровольно оставались 60 монахов, им разрешали богослужения в церкви на кладбище. В 1932 году выслали с архипелага.
Первые работы по восстановлению монастыря начались во время «оттепели» (1961-1967 гг.). Вначале, как исключительно светского историко-архитектурного музея-заповедника.
Православная община получила официальную регистрацию 14 апреля 1989 года.
У современных насельников есть девизы: «Как бы человек, следующий гордыне дьявольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, он будет посрамлен», «Дело Божие не может быть попрано».
Соловецкий монастырь изображен на 500-рублевой купюре. В первоначальном варианте вместо куполов соборов - крыши, напоминающие о периоде СЛОНа. Так выглядела обитель до 2011 года. Затем дизайн привели в соответствие с новым обликом.
Если все пойдет по плану, завершения реставрации ждать еще 12 лет.
Очевидно, основные усилия будут направлены на воссоздание внутреннего убранства помещений.
Снаружи архитектурный ансамбль выглядит законченным —маленький город в окружении воды: беленые соборы, колокольни, жилые корпуса, хозяйственные постройки; внушительная пятиугольная крепостная стена с башнями.
В центральном дворе мощеные дорожки, цветочные клумбы, тонкий аромат роз.
На стене Портновой палаты сохранились уникальные солнечные часы (XV в.).
Главные Святые ворота с образом Спаса Нерукотворного сразу настраивают на правильную философскую волну.
Успенский трапезный комплекс (1552-1557 гг.) включает первые каменные постройки на территории монастыря. Церковь Успения Богородицы была деревянной, сгорела от неосторожного выкуривания комаров.
Небольшой каменный храм изначально задуман «теплым», предназначен для богослужений в холодное время и соединен с келарской и трапезной палатами.
В 1859 году к северо-восточной подклети трапезной пристроили церковь Рождества Пресвятой Богородицы, специально для монахов, занятых выпечкой хлеба.
Спасо-Преображенский собор (1558-1566 гг.) много раз перестраивался. В помещение с алтарем и иконостасом нужно подняться по лестнице на 2-ой этаж. Внутренняя отделка незакончена.
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор последняя масштабная постройка. Возведен в 1859 году по проекту Алексея Петровича Шахларева. Главный алтарь посвящен Пресвятой Троице, северный предел освящен в честь Александра Невского, южный - в честь преподобных Зосимы и Савватия, здесь же хранятся раки с их мощами. Братия начинает каждый день с молитвы в Свято-Троицком храме. Это место притяжения паломников.
Кроме того, внутри крепостных стен находятся еще 5 церквей и 4 часовни.
Людей много: истинно верующие, любопытствующие, ученики воскресных школ на каникулах, молодежь с палатками.
Инфраструктура хромает на обе ноги, цены заоблачные, но в конце концов пару дней можно и потерпеть.
Далее, самое приятное из увиденного на Соловках — остров Большая Муксалма.
Спасибо за внимание.
Путешествие на Соловецкие острова. Старая Ладога. День 1.
Путешествие на Соловецкие острова. Большой Соловецкий и Секирная гора. День 2.