Конечно, вопрос из заголовка не имеет правильного ответа: только погодками Феникса являются Леонардо Ди Каприо, Кристиан Бэйл и Майкл Шеннон — и это если не брать актрис, пользуясь гибкостью формулировки. И всё же — с оговоркой «один из» — ответ, скорее всего, утвердительный (если, конечно, у вас нет персонального неприятия ХФ). Все последние роли артиста выполнены на высочайшем уровне мастерства, монументальность соседствует с незначительностью, а диапазон Хоакина позволяет в равной степени представлять, что нас ждет, и всё же удивляться тому, что именно он подготовил.
Перечислены, разумеется, не все знаковые и крутые роли — для них есть комментарии, где будет интересно почитать ваши впечатления, — вдобавок выбирал по одной у каждого режиссера, а Феникс вспыхивал в фильмографии многих отличных авторов по два раза и более. Плюс хочется отметить, что как будто статус большой звезды настиг ХФ сравнительно недавно: сначала он находился в тени старшего брата Ривера (ум. 31 октября 1993-го), а до 2010-х воспринимался, скорее, как «интересный артист», но не тот, чье участие превращает фильм в маствотч. Сейчас, кажется, его статус перевешивает, например, критику второго «Джокера» (хотя и не спасает фильм — как минимум от кассового провала).
«Умереть во имя» (1995)
Неудивительно, что именно Гас Ван Сент, снявший Ривера Феникса в «Моем личном штате Айдахо», позвал Хоакина на роль бунтующего подростка, влюбившегося в пробивную телевидущую (Николь Кидман). Криминальная драма о социальном давлении на женщин и обманчивом сиянии голубого экрана (жажде славы) выполнена в модном тогда — и теперь — формате тру-крайм, но в 90-е мокьюментари выглядело куда убедительнее, чем современные найденные пленки.
«Гладиатор» (2000)
Роль амбициозного императора-садиста Коммода, избавившего ради власти от отца и третировавшего экс-полководца Максимуса (Рассел Кроу), пожалуй, долгое время оставалась визитной карточкой Феникса — возможно, и сегодня многие знают его именно по фильму Ридли Скотта. После номинации на «Оскар» дела у артиста пошли в гору (как минимум гонорары стали расти в геометрической прогрессии: от $300 тысяч до миллиона и даже пяти). Посмотрим, достигнет ли аналогичного эффекта сиквел, который вот-вот выйдет в мировой прокат. С «Наполеоном», кажется, фокус не удался, хотя, на мой вкус, Феникс, «обладающий лицом с монеты и пластикой фигляра, как нельзя лучше аккумулирует галерею характеров Бонапарта, не позволяя трагикомичности упроститься до шаржа».
«Всё о любви» (2002)
На фоне успеха Феникс, конечно, не стал отказывать себе в экспериментах — например, снялся в дестопичной мелодраме Томаса Винтерберга — одного из апологетов Догмы-95 (наряду с Ларсом фон Триером). Англоязычный дебют датчанина, где в невеселом 2021-м персонаж Феникса пытался развестись с героиней Клэр Дэйнс, пока мир летит в тартарары, приняли холодно, однако картина довольно занятная. Как минимум за счет сновидческой атмосферы — и двойников Дэйнс.
- Томас Винтерберг — охотник на скелетов в чужом шкафу
«Таинственный лес» (2004)
Две ярких звезды нулевых, конечно, не могли не встретиться — и с М. Найтом Шьямаланом актер успел поработать даже дважды (второй фильм — не менее занятные, но принятые куда прохладнее «Знаки»). Эффектный, но, увы, предсказуемый мистический триллер о необычной деревеньке отчасти предсказал последующие сложности в карьере обоих.
«Любовники» (2008)
Начиная с 2000 года, Хоакин снялся в четырех фильмах Джеймса Грэя — и это, безусловно, был прекрасный союз. Тихое, но эмоциональное кино ДГ позволяло раскрываться тем граням артиста, которые не требовались для триллеров и пеплумов, а тот платил за доверие полной самоотдачей. «Любовники» — неторопливая (мело)драма о великовозрастном мужчине, который разрывается между женщиной мечты (Гвинет Пэлтроу) и реальной жизнью (Винесса Шоу) — один из лучших фильмов в карьере обоих.
«Мастер» (2012)
Третья «оскаровская» номинация Феникса (была еще за «Переступи черту») и первая работа с Полом Томасом Андерсоном. Вышло монументально: растерянность послевоенной Америки сквозит в пейзажах, расцвете caйентологии (заслуженный приз Филипа Сеймура Хоффмана), а главное — неприкаянности бывшего матроса Фредди, которому отчаянно нужен был смысл жизни — или тот, кто его продиктует. Через два года во «Врожденном пороке» по роману Томаса Пинчона дуэт повторит фокус, но уже с 1960-ми — и с куда более сдержанной реакцией зрителей.
«Она» (2013)
Культовый фильм Спайка Джонса о том, как сочинитель открыток (Феникс) влюбился в операционную систему с голосом Скарлетт Йоханссон. Неглупая и пестрая мелодрама с примесью сай-фая до сих пор остается последней игровой работой режиссера, в которую порой приятно вернуться, чтобы полюбоваться дизайном, Фениксом в усах и будущим, которое почти наступило, но по-другому.
«Тебя никогда здесь не было» (2017)
Недооцененный фильм Линн Рэмси, для роли в котором Феникс набрал вес и вообще расстарался. «"Таксист" XXI века», как прозвали его еще до «Джокера», исследует травму ветерана американской армии, который на гражданке стал подрабатывать киллером, но в определенный момент идет против системы. Фильм невероятной киногении, местами также напоминающий «Олдбоя» (молоток присутствует).
«Братья Систерс» (2018)
Трогательная попытка французского режиссера Жака Одиара переосмыслить вестерн, избавившись от торжества насилия и токсичной маскулинности. Остроумный и гуманный фильм оставляет ощущение, что сам жанр постановщику не особенно интересен, но неожиданных находок и отличный кастинг не отнять (кроме Феникса — Джейк Джилленхол, Рутгер Хауэр, Риз Ахмед, Джон С. Райли и другие).
«Джокер» (2019)
Едва ли не главная роль Феникса за последние пять лет — и «Оскар» дали, и кассовые сборы — будь здоров, и приз в Венеции. Невероятный перфоманс актера отмечали даже скептики, которые не видели откровений в попытке Тодда Филлипса сделать из легендарного комикс-злодея — двойника персонажей Де Ниро из «Таксиста» и «Короля комедии».
«Все страхи Бо» (2023)
Снова карьерный взлет сводит Феникса с мастером хоррора — теперь Ари Астером, который решил снять трехчасовой насмешливый opus magnum о неврозах современности и личных, материнской гиперопеке и адище города. Самый дорогой проект студии А24 в итоге с треском провалился, но долгие крупные планы Феникса — зрелище мучительное и завораживающее.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».