И оно стало основой римской традиции на века
В сентябре 52 года до н.э. 80 000 галльских воинов укрепились в крепости Алезия. Они надеялись удержать наступление Юлия Цезаря и римской армии, устроив осаду, пока не прибудут подкрепления. Если осаждённые могли затянуть осаду, то у них был шанс дождаться помощи и зажать Цезаря между двумя силами.
Это был хороший план, теоретически. Единственная проблема заключалась в том, что Цезарь уже предвидел этот шаг со стороны галлов и подготовил собственный план, чтобы этому противодействовать.
Цезарь намеревался окончательно сломить сопротивление галлов, уничтожив их сильнейшую крепость в Алезии. Это требовало серьёзных боёв, но также основывалось на его секретном оружии: строительстве.
Стены Алезии
Чтобы одновременно оказать давление на осаждённых и защититься от прибывающих подкреплений, Цезарь построил две линии стен вокруг крепости. Первая стена была внутренней и предназначалась для того, чтобы запереть защитников внутри и позволить римлянам атаковать крепость с безопасных позиций.
Эта стена имела длину десять миль и включала не менее двадцати трёх редутов.
Но даже более впечатляющей была внешняя стена. Цезарь приказал своим войскам построить вторую стену, которая полностью окружала первую на некотором расстоянии. Эта стена была двенадцать миль в длину и была обращена наружу, защищая от приближающихся подкреплений.
Результат выглядел примерно так:
Эти укрепления превратили сложное положение в преимущество. Такая находчивость и строительные навыки позволяли Цезарю быть столь успешным в его кампаниях в Галлии. Его армии не боялись строить стены длиной в несколько миль, возводить полноценные крепости посреди лесов или укреплять лагеря, даже если планировалось пробыть там всего несколько дней. Это были масштабные проекты. Армия Цезаря была не только грозной боевой силой, но и способной строительной бригадой. И это сыграло решающую роль.
Исход битвы при Алезии стал легендарным. Сообщается, что Цезарь разгромил, а по некоторым источникам, уничтожил четверть миллиона человек. Галльское сопротивление было полностью сломлено, а крепость Алезия взята с потерями всего 12 000 римских солдат. Римляне нанесли в двадцать раз больше потерь, чем понесли сами.
Цезарь-строитель
Первый мост через Рейн (Soane, 1814 / Public domain)
Первые два моста, когда-либо построенные через реку Рейн, приписывают Юлию Цезарю. Когда галлы отступили через реку, они считали её серьёзным препятствием для римской армии. Но вместо того чтобы позволить природному барьеру сдержать его, Юлий Цезарь приказал своим инженерам построить большие мосты через реку, способные выдержать колонны марширующих войск. К ужасу и удивлению галлов, они наблюдали, как римляне строят мосты и переходят реку.
Не было задачи, с которой Цезарь не мог бы справиться с помощью строительства. Используя рабочую силу, гениальные умы своих инженеров и силу воли, он строил всё, от крепостей до мостов, стен и башен в незнакомых диких землях Галлии. Эта готовность и способность строить что угодно из материалов, найденных вокруг, была отличительной чертой Цезаря, которая возвела его от амбициозного полководца до генерала-легенды.
Римские военные строители
Успех Цезаря в Галлии, основанный на продуманной стратегии строительства и инженерных достижениях, гарантировал, что эта традиция станет неотъемлемой частью римской военной доктрины на века. Римские кастры (военные лагеря) появлялись по всему миру – от Иберии до Германии. Древние руины этих укреплений находят на севере, в Англии, и на востоке, в Персидском заливе.
Некоторые легионные кастры могли вмещать тысячи солдат и строились за считанные дни. Другие были настоящими крепостями, строительство которых занимало недели, и они служили оплотом на передовых рубежах в течение многих лет.
Та же находчивость, которая построила величественные акведуки, озадачившие последующие поколения, использовалась в полевых условиях для усиления военной мощи Рима. Строились сотни миль дорог там, где ранее дорог не существовало. Мосты возводились через бурные реки. Крепости возникали в лесах за ночь, предотвращая засады и внезапные нападения.
Эта уверенность в строительных способностях римлян в первую очередь пришла от успехов Юлия Цезаря. Начиная с консульства Цезаря и до падения империи римских легионеров ожидали не только как лучших бойцов в мире, но и как одних из лучших строителей.
И это сработало. Рим прошел путь от региональной силы к сверхдержаве и мировой доминации всего за несколько поколений, во многом благодаря римской инфраструктуре, находчивости и готовности строить всё необходимое прямо в походе.