—Если бы не твоя хорошенькая мордашка, сидеть бы тебе в вашей халупе. Может, найти тебе какого-нибудь, чтобы с ним весело проводила время? А куда делся твой Сергей? Сбежал, потому что ты ему не нужна была.
Глава 2
Сергей готов был от стыда провалиться сквозь землю. Он-то был уверен, что о его чувствах никто не догадывается, а оказалось… это знали все, кроме него самого. И, пожалуй, Асели. Иначе бы она не стала просить его о помощи.
—Даже если я пойду к ее родителям завтра свататься, они выставят меня за порог. А почему? Потому что они уже год как обсуждают этот вопрос с родителями Алика, — продолжал Николай. —Так что, сынок, не делай глупости. Аселя сама разберется с этим Аликом, а ты не сможешь ничего изменить. Турар тебе спасибо не скажет. Зато ты можешь пострадать от рук этих малахольных. Я слышал, что Алик имеет дело с криминалом, а это уже очень опасно. Особенно для тебя.
—Ты хочешь, чтобы я поступил как трус – отказался спасать девушку? —вспылил Сергей. —Ты же сам учил меня не отказывать другим в помощи!
—Не все так просто, —ответил Николай и закурил. – Мой тебе совет – не лезь. Иначе от твоих действий могут пострадать твои близкие. Я за себя не боюсь, уже много чего видел в жизни. Но твои сестра и брат не заслуживают того, чтобы с ним дурно поступили.
Сергей все же ушел к Аселе, когда отец, поняв, что не уговорит его, отправился спать. Разумеется, Николай не сомкнул глаз, пока его отпрыск не явился домой. Но в каком виде…
Сергей прибежал к дому Асели и осторожно поскребся в стенку сарая. Ответа не последовало. Вокруг было тихо, ни единого шороха. И тут послышался шепот:
—Хватайте его!
Сергей не успел и глазом моргнуть, как на его голову обрушился удар чем-то тяжелым. В глазах потемнело, а парень потерял сознание. Очнулся он на берегу озера и долго не мог понять, что произошло. Вспомнив, схватился за голову:
—Вот дура-а-а-ак…
Когда мокрый, еле стоявший на ногах Сергей появился на пороге родного дома, Марина была сама не своя от переживаний. Увидев сына женщина подбежала к нему и с плачем прижалась к его груди:
—Как ты мог? Зачем ты туда пошел? Тебя же могли убить!
—Но я же живой, —прошептал парень, целуя мать в макушку.
—Спрашивать будет не с кого, —ответил отец, мрачно меривший шагами двор. – Я тебе объяснил, почему ты не должен был туда идти. А ты пошел. И хорошо, что тебе голову не проломили.
Только после завтрака Николай, выгнав жену из комнаты под благовидным предлогом, объяснил ситуацию:
—Алик заявил, что не женится ни на ком, кроме Асели. Мол, всегда была ему по сердцу. И родители не хотят, чтобы сына забрали в армию, поэтому тоже не против женить его пораньше. Ее увезли в дом родителей Алика еще до наступления темноты, будут там держать до приезда их старших родственников. Так что ты зря туда пошел.
—Они меня ждали, — буркнул Сергей. —Когда я пришел, никого не увидел. Потом получил по башке чем-то тяжелым и все, дальше темнота.
—Тебе повезло, еще легко отделался, —повторил Николай. – Пойми, сынок, тебе не место среди их разборок. Родня Алика всегда была пришибленная на голову, они не следят за своими словами и за действия не отвечают. Если что случится, крайним будет кто угодно, только не они.
***
На выпускной Аселя и Алик не пришли. Вместо этого половина села гуляла на их свадебном пиру, поднимая тосты за счастье молодых. Сергей после этого видел девушку лишь раз, когда она выходила в магазин в сопровождении пожилой женщины, за которой несла большую хозяйственную сумку. Одетая в светлое платье и черный бархатный жилет, с белым платком на голове, Аселя была необыкновенно хороша собой. Сергей даже дышать перестал, любуясь бывшей одноклассницей. Девушка бросила на него тоскливый взгляд и поклонилась другой пожилой женщине, приветствуя ее.
—Молодец, послушная и воспитанная келин вам досталась, — важно отметила женщина.
На следующее утро Сергей заявил родителям:
—Не могу здесь оставаться. Хочу уехать подальше отсюда, хоть к черту на рога.
—Собираешься нас бросить? — чуть не заплакала Марина, хватая сына за руку. —Куда поедешь?
Сергей понял только одно - он не сможет спокойно жить здесь, видя Асель перед собой. Каждый раз будет вспоминать свой провал, из-за которого он потерял любимую.
Уехав сначала в Бишкек, хотел поступать в политехнический институт. Но потом ему попалась на глаза реклама о наборе студентов в российские вузы. После недолгого раздумья парень принял решение:
—Здесь мне нечего делать. Поеду, как говорит батя, на историческую родину…
Он выбрал медицинский университет, куда поступил не без труда. Когда Сергей сообщил родителям, что отныне будет жить и учиться в Томске, мать чуть не лишилась чувств:
—Куда?! Что ты там потерял, это же так далеко! Как мы теперь будем видеться?
—Не переживай, мама, на каникулах, —ответил Сергей. Ему пришлось кричать – телефонная связь оставляла желать лучшего.
Николай был доволен - теперь Алик и его семья не будут цепляться к его детям, подозревая в чем-то нехорошем. Но мужчина ошибался: злопамятный бывший одноклассник сына хотел избавиться от любого напоминания о Сергее. Поэтому подбивал местных ребят портить жизнь Пете и Соне, чтобы они с родителями убрались из их села куда подальше. Когда Петю нашли избитым и без сознания на дороге между селами, Николай понял, что больше нельзя тянуть. Иначе он навсегда потеряет и младшего сына.
Погоревав и продав дом с хозяйством практически за бесценок, Николай увез свою семью в Россию. Поехал к старшему сыну в Томск, где вскоре приобрел небольшой домик с участком.
И вдруг, проблема пришла, откуда не ждали. Николай с семьей обнаружил, что соседи относятся к ним с некоторой настороженностью. А все потому, что в их речи слышался акцент, непривычный для уха местных жителей. Особенно это проявлялось в том, как говорили Соня и Петя, для которых было привычнее общаться на киргизском, нежели на русском.
—Понаедут тут всякие, —услышал как-то Николай бормотание пожилой соседки – Клавдии Олеговны. Она в прошлом работала на почте и знала всю округу. Новые соседи, в которых она безошибочно распознала приезжих из других республик бывшего Союза, не пришлись ей по вкусу.
—Добра у них всякого много, — твердила женщина. – Что они все время суетятся? Самые умные, что ли? Видали таких, да рога всем обломали. Еще не хватало, чтобы всякие нам тут свои правила диктовали.
Николай всеми путями пытался найти общий язык с сердитой на него женщиной. Помогал ей донести сумки до дома, наводил порядок во дворе, участвовал вместе со всеми в субботниках. Но Клавдия твердила только одно:
—Нечего всяким пришлым свои правила диктовать.
—Да я и не диктую, — однажды разозлился мужчина. — Я что, не человек, по-вашему? Что плохого лично вам сделал я? А мои дети? Они же слова дурного вам не сказали. Чем они вам не угодили?
Клавдия подбоченилась и смерила Николая презрительным взглядом:
—Ишь, выискался, —процедила она сквозь зубы. — Ты откуда приехал? Вот и вали назад к своим сородичам, а здесь тебе делать нечего.
—Тьфу ты, дурная баба, — Николай развернулся и ушел к себе. Жена с тоской посмотрела на него:
—Они нас за людей не считают, да? Эта Клава и меня успела матом обложить только за то, что предложила ей свою помощь. Сказала, чтобы такие дикари, как я, не смели к ней подходить.
Словно подтверждая ее слова, вбежала Соня, вся в слезах:
—Пап, меня там мальчишки обижают. Обзывают обезьяной и говорят, чтобы ехала назад, откуда приперлись.
—О-ох, —Николай опустил голову и мотнул ею, понимая, что его семью здесь не примут, хоть лоб расшиби.
Им пришлось несладко, пока привыкали к соседям и местному климату. Холодные снежные зимы нагоняли тоску, и через два года мужчина решил, что хочет перебраться туда, где побольше солнышка. Сергей отказался уезжать: ему понравилось в Томске. Появились новые друзья, с которыми было интересно общаться и обсуждать не только учебу или работу (он начал подрабатывать с первых дней, чтобы было, на что жить).
К своему удивлению, парень увидел, что в стенах университета начали появляться новые студенты, оказавшиеся его земляками:
—Так вы иссык-кульские, что ли? — он радостно приветствовал первокурсников, которые робко осматривались по сторонам. Те не сразу поняли, что этот рослый голубоглазый блондин обращается к ним на киргизском языке. Поняв, испытали неподдельную радость:
—А ты откуда? Неужели из наших?
—Ну да, —ответил Сергей. Он понял, что хочет взять под крыло этих новичков, из которых выйдут неплохие специалисты своего дела. Энтузиазма было у них хоть отбавляй, глаза горели - чем не знак?
Постепенно Сергей подружился с ними, помог обустроиться в общежитие. Один из ребят, по имени Аслан, все время посматривал в сторону парня, словно желая, но не решаясь что-то сказать. Наконец, не выдержал:
—Ты помнишь Алика? А Аселю?
—Откуда ты их знаешь? —у Сергея чаще забилось сердце, когда он услышал имя, которое старался всеми силами вычеркнуть из памяти.
—Мы же на одной улице с ними живем, —ответил парнишка. — Аселя-эже рассказала мне свою историю… когда выпила.
Выпила?? Это не укладывалось в голове Сергея. Аселя всегда была правильной, как она могла начать пить и делиться подробностями личной жизни с кем-то? Особенно с пацаном на несколько лет младше себя?
—Что она рассказала? —вытаращился на него Сергей.
Парень пожал плечами:
—Да так…
Аселя осталась после брачной ночи в доме Алика, но счастья с ним не познала. Он чувствовал, что она его не переносит, и старался унижать при родственниках. Особенно часто ей доставалось за ее зеленые глаза и бедность родителей:
—Если бы не твоя хорошенькая мордашка, сидеть бы тебе в вашей халупе. Может, найти тебе какого-нибудь русского, чтобы с ним весело проводила время? А куда делся твой Сергей? Сбежал, потому что ты ему не нужна была.
—Он не мой, у меня с ним ничего не было, —пыталась защищаться Аселя. Но постепенно она стала равнодушно соглашаться со всеми оскорбительными выпадами в свой адрес. Алик быстро потерял к ней интерес. Единственное, чего он хотел от жены, это чтобы она поскорее родила ему ребенка. Расчет состоял в том, что с ребенком ее собственные родители назад не примут, а свекровь, то есть его мать, не даст уйти с внуком на руках.
Ко всеобщему удивлению, родился сероглазый мальчик с европейскими чертами лица. При виде внешности маленького сына, Алик пришел в ярость и чуть не избил жену.
—Где ты взяла этого байстрюка? —орал он, намотав косы Асели на кулак и замахиваясь на нее плетью. — Говори правду! От кого родила? Почему он на меня не похож?
Аселя рыдала, но ничего не смогла доказать. Алик выставил ее на следующий день на улицу после выписки из роддома, объяснив родителям свои мотивы. Те не стали с ним спорить и поспешили ославить невестку на все село, чтобы дурная слава не давала ей спокойно жить.
Анипа отказалась принимать назад дочь:
—Как ты посмела вернуться к нам? — закричала она при виде измученной Асели. — Убирайся прочь и не позорь нас. Мы дали тебе кров, еду, одели-обули. А ты чем нам отплатила? Опозорила перед уважаемыми людьми, и этого мы тебе никогда не простим.
Турар сделал вид, что Асели никогда не было в их жизни. Но лишь потом, когда дочь ушла пешком, держа младенца на руках, признался:
—У нас не могло быть своих детей, удочерили девочку из дома малютки. Кем были ее родители, мы даже не знаем…
—А жаль, —сердито ответила Анипа. – Если бы знали, может, не стали бы брать ее к себе. Вдруг она имеет такую наследственность, что потом ославит нас еще больше?
Аселя на попутках перебралась в Бишкек и оставила сына в детском доме с условием, что вернется за ним, когда у нее все будет хорошо. Правда о том, что она сама была детдомовская, не сломила ее решимости определить Бектура в это учреждение:
—Это ненадолго, сыночек… Так надо, придет время, и ты меня поймешь…
Она бралась за любую работу, сняла крохотную комнату недалеко от приюта и приезжала каждые выходные к сыну.
—Она живет через двор от нас, — сообщил первокурсник Сергею. – И в хороших отношениях с моими родными, они друг другу помогают. Я слышал, что она хочет забрать ребенка себе, но нужны документы.
—Хм, —кивнул Сергей, испытывая в душе целую бурю эмоций.
Получается, что Аселю предали все, кто был рядом с ней, начиная с ее родителей. Передали из рук в руки в богатую семью и ни о чем не печалились, получив хороший калым. А его, Сергея, не было рядом, когда началась вся эта история…
***
Аселя смогла забрать малыша только после того, как официально развелась с мужем. Он даже подписал отказ от родительских прав, мотивируя это тем, что мальчик на него не похож.
Когда Сергей приехал в Киргизию, первым делом бросился искать бывшую одноклассницу. Однако ее и след простыл. Лишь перед самым отъездом, за день до рейса, он узнал, что Аселя переехала в Элисту. Выбор места жительства был прост: там внешность девушки не бросалась бы в глаза. Она устроилась работать в супермаркет продавцом-кассиром, а сына на время работы оставляла в частном детском саду.
Однако Сергею удалось встретиться с ней лишь семь лет спустя. К нему на прием обратилась красивая молодая женщина, лицо которой сразу показалось ему знакомым. Заполнив формуляр приема пациента, мужчина вздохнул:
—Неужели я настолько изменился, что ты меня не узнаешь?
—А вы кто? —удивленно посмотрела на него посетительница. Она долго всматривалась в лицо врача, после чего неуверенно спросила:
—Сергей? Это правда ты?
—Вроде я, —ответил мужчина, испытывая небывалое облегчение. Он во все глаза смотрел на бывшую одноклассницу, отмечая, что с годами она становится лишь красивее.
И вдруг Аселя разрыдалась:
—Почему я раньше тебя не встретила? Мой Бека умер от рака, я не смогла ему помочь…
Оказалось, что смена климата и многие другие факторы не пошли на пользу ребенку. Он стал чаще болеть, и в конечном итоге обнаружили рак почки на последней стадии. Чтобы отвлечься от похорон, Аселя поступила на заочное отделение – готовилась стать специалистом по связям с общественностью.
—Еще год, и я получу диплом, —вздохнула женщина. — Только моего сына это не вернет…
Оказалось, необычная внешность ее сына была обусловлена смешанным происхождением самой Асели. В одной из лабораторий ей сообщили, что у нее обнаружены гены как азиатов, так и европейцев.
— Я сама - смесь бульдога с носорогом, какой у меня еще должен был родиться ребенок? Но я рада, что не стала жить с этим Аликом, он бы все равно свел меня либо с ума, либо в могилу.
Сергей слушал ее и думал, что жизнь - странная штука. Раньше он рвался назад, на родной Иссык-Куль, думая, что скучает по горам и озеру, по красивому рассвету и чистому воздуху. Но с тех пор, как он узнал про отъезд Асели, ему не хотелось больше возвращаться туда. Она сидела перед ним и с грустью в глазах вспоминала умершего сынишку:
—Не хочу больше на родину. Мои родители от меня отказались, и меня там больше ничего не держит. Останусь здесь, попробую начать все с чистого листа.
Каждое ее слово отзывалось эхом в сердце Сергея. Сколько он пытался построить отношения, ничего не выходило. Почему-то он чувствовал себя разочарованным девушками, с которыми встречался, как ему казалось, с серьезными намерениями. А при виде Асели забыл обо всем на свете…
***
Николай и Марина последние годы любой разговор со старшим сыном начинали и заканчивали словами:
—Когда женишься? Нам светит увидеть внуков в этой жизни или нет?
Каково было их изумление, когда Сергей позвонил им и сообщил, чтобы они готовились играть свадьбу:
—Скоро за внуками сходим для вас, приезжайте.
—О господи, —всполошилась Марина, —неужели он кого-то себе нашел? Наконец-то, давно пора!
Они долго гадали, какой же окажется загадочная невеста Сергея. Марина несколько дней представляла себе красивую русскую девушку и при виде Асели потеряла дар речи. Николай тоже молчал, когда девушка, накрыв по всем правилам стол, с поклоном пригласила их:
—Чай готов. Проходите, пожалуйста.
Увидев, как невестка подает чай в крохотных пиалочках, Николай чуть не прослезился:
—Как будто снова домой вернулись… спасибо, дочка…
***
Скромная свадьба прошла с полным соблюдением киргизских обычаев. Земляки влюбленной пары следили за тем, чтобы все условности были выполнены:
—Это знак уважения к нашим предкам. —Говорили они, восхищаясь веселой свадьбой.
Молодожены ничуть не возражали. Им было все равно, по каким традициям пройдет торжество. Главное, что сегодня была создана их собственная семья, в которой они создадут свои традиции и будут строго следить за их соблюдением.
Конец. Вы будете в курсе всех событий, если составите нам компанию в телеграмм
Благодарю за лайки, репосты и подписку на канал.