—Куда подевался этот негодник? – сердитый голос отца, Николая Ивановича, заставил Сережу тревожно оглянуться по сторонам и глубже спрятаться в заросли малины. Мальчику было, о чем беспокоиться: забыл дать корм скоту, убежав поиграть в футбол с соседскими детьми.
***
Семья Никитиных состояла из пяти человек: отца, Николая, который работал бухгалтером в сельской управе, матери – Марины, работавшей учительницей начальных классов в местной школе, и троих детей. Сережа был самым старшим, за ним шла Соня, которая была на пару лет младше, и младшего брата Пети, который в этом году должен был пойти в первый класс.
Никитины слыли дружным семейством, и к ним местные жители относились с большим уважением. Дело было не столько в том, что глава семьи работал на хорошей должности, а в том, что соседи-киргизы не видели в них чужих. Когда-то отец Николая во время войны прибыл с беженцами в Иссык-Кульскую область, он сам еще был подростком. Его усыновила семья чабана, чтобы мальчишка не попал в детский дом. Иван оказался очень способным на языки и за лето выучил киргизский, на котором общался чаще и охотнее, чем на родном русском. Местная ребятня его вначале сторонилась, однако, после того, как он спас тонувшего мальчонку из горной реки, отношение к чужаку изменилось. Ваню стали приглашать участвовать в играх и забавах, среди которых любимым развлечением местной молодежи было козлодрание.
Особых успехов на этом поприще Ваня не имел, но зато научился уверенно держаться в седле, что очень ему помогло, когда приходилось подменять приемного отца на выпасе. Наготове у парнишки всегда была плеть с тяжелой свинцовой рукоятью, которой он научился пользоваться весьма ловко. Когда Ване исполнилось восемнадцать, он ушел служить в армию. Приемный отец, Казыбек, даже уронил скупую слезу, прощаясь с ним на пункте сбора:
—Вот ты и вырос, сынок. Да хранит тебя Всевышний от всех зол и печалей. Будь сильным, ты всегда таким был. Не обижай слабых и держись подальше от дурных людей.
—Я не подведу, отец, — Ваня крепко обнял старика и твердым шагом направился в сторону грузовика, в прицепе которого сидели такие же коротко стриженые парни его возраста. Один из них, очень смуглый, с широким лбом и раздувающимися ноздрями, покосился на него, потом выдал на родном языке:
—Этот джунбаш что здесь потерял? Он хоть сможет понимать команды в казарме?
—Получше твоего, — холодно ответил Ваня по-киргизски. Парень от неожиданности резко замолчал, потом громко рассмеялся:
—Так ты понимаешь? Молодец, знаешь наш язык!
Подсев к Ване, незнакомец протянул ему руку и с широкой улыбкой проговорил:
—Извини, брат. Просто ты один здесь такой, —он кивнул на сидевших рядом призывников, которые с интересом смотрели в их сторону.
Ваня усмехнулся:
—То есть если у меня голубые глаза и светлые волосы, я ничего не должен понимать?
—Извини, — повторил парень и представился:
—Эркинбек.
—А я Иван, —ответил Ваня.
С того дня началась их дружба, которая длилась двадцать лет (до того момента, пока Эркинбека не сбил пьяный водитель на самосвале - не справился с управлением).
Новый приятель рассказал, что в их селе русских отродясь не было. Была татарская семья, которая отличалась от сельчан светлой кожей и зелеными глазами. Однако они были мусульманами, прекрасно говорили и по-татарски, и по-киргизски, поэтому на них никто не смотрел, как на чужих.
—А ты, смотрю, и на них, и на нас не похож, — без умолку болтал Эркинбек. – Глаза, как озеро в летний полдень. И волосы золотом отливают.
—Раз уж таким уродился, ничего не поделаешь, —усмехнулся Ваня.
—А девушка у тебя есть? —не унимался Эркинбек.
Иван смутился.
—Нет. Молод еще, надо отслужить, отучиться. Как семью буду содержать, если ничего не умею, кроме как баранов пасти?
—Э, не скажи, — засмеялся приятель. — Пасти баранов тоже надо уметь. А если овцы у тебя разбегутся в разные стороны? Или бродячий пес нападет? Или охотники до чужого добра встретятся? Вот мой отец - тоже пастух, так он уважаемый человек. Ни одного ягненка не потерял, все хотят к нему в отару отдать, чтобы под присмотром были и жир нагуляли. Вот отслужим, приедешь ко мне, угощу таким барашком… язык проглотишь, такое мясо вкусное, — мечтательно заговорил Эркинбек.
Ваня молча слушал его. Было в этом парне, несмотря на его бесшабашность и некоторую грубоватость, что-то притягательное, располагающее к себе. Эркинбек тем временем хитро посмотрел на Ивана:
—Захочешь невесту - только скажи. Сам найду для тебя первую красавицу, чтобы не белоручка была. Да у нас таких и нет, все девушки как на подбор. Трудолюбивые, хозяйственные, послушные.
—Боец, отставить, —послышался строгий голос. Эркинбек даже не понял вначале, что обращаются к нему. Лишь когда все призывники замолчали и вытянулись в струнку, парень тоже замолк и уставился на говорившего. Тот был немногим старше, но выше ростом и шире в плечах. Незнакомец пристально рассматривал Ивана.
—Ты кто?
Ваня, стоя навытяжку, четко, как учил приемный отец, отрапортовал:
—Казыбеков Иван Казыбекович.
—Иван? Казыбекович? – вытаращил на него глаза незнакомец. —Значит, ты и есть единственный русский призывник, про которого все говорят? Вот дела… здорово, что тебе не нужен переводчик.
***
Служба проходила очень насыщенно, хоть порой приходилось нелегко. Ваня, приученный приемной семьей к дисциплине и скромности, умению держать язык за зубами, быстро завоевал себе авторитет среди сослуживцев. В день, когда новобранцы приносили присягу, приехал Казыбек с женой - Айшой. Она невозмутимо смотрела на всех любопытных и с гордостью шепнула мужчине:
—А наш мальчик такой статный в форме, глаз не отвести.
Казыбек ничего не ответил, стараясь не упустить из вида ни одного мгновения, когда его приемный сын стал настоящим солдатом, защитником Родины. Все-таки Ваня был самым старшим, не считая другого его сына, тоже приемного – Толика. Он уехал из родного села за год до появления там Ивана и уже много лет не давал о себе знать. Позже до чабана дошли слухи, что Толика видели работающим на пилораме под Токмаком, но приемыш так ни разу и не навестил тех, кто дал ему кров.
—Зато Ваня таким не будет, –думал чабан. – Он роднее некоторых родственников.
В этом мужчина был прав. Ваня старался придерживаться всех правил и традиций, которые освоил в новой семье. Особенно ему нравилось принимать участие в обрядах, которые подразумевали объединение большого количества людей. С удовольствием возил на мельницу зерно в мешках, внимательно слушал стариков и старух, если те делились чем-то из своей жизни. И очень трогательно опекал младших, развлекая их в отсутствие взрослых. Мог сделать игрушку из куска дерева, придумывал разные игры, за что дети его обожали.
***
После армии Иван решил поступить в сельхозинститут, чтобы получить профессию ветеринарного врача. Казыбек не возражал и первый год учебы содержал приемного сына: привозил ему продукты из родного села, покупал одежду и обувь. На втором курсе Ваня освоился во Фрунзе, но его всегда тянуло назад, на Иссык-Куль.
Когда он познакомился с будущей супругой, бойкой сероглазой Олей из Рыбачьего, то не стал тянуть с предложением. Оля тоже решила, что ей не стоит отказываться от такого видного жениха, и к концу пятого курса Иван повез Олю знакомиться с его приемной семьей. Девушка волновалась, понравится ли она его родне.
Но парень успокоил ее:
—Мои родители - очень порядочные и доброжелательные люди. Они тебя примут не хуже меня, не беспокойся.
Так и случилось. Гордый тем, что сын почти стал дипломированным специалистом и приехал в родные края, Казыбек устроил большой пир, на который позвал всех сельчан. Оля была тронута радушием, проявленным к ней со стороны Айши.
—Наш Ваня – очень скромный и трудолюбивый, никогда не дает пустых обещаний. С самого начала у него такой характер, — говорила будущая свекровь.
Прибыл Эркинбек, который с ходу напустился на друга:
—Это я должен был тебе невесту найти, а ты без меня управился. Ну да ладно, чем помочь?
***
В том, что Иван не пустозвон, Оля убедилась сразу после свадьбы. Ваня как-то пришел домой очень воодушевленный и позвал жену:
—Я упросил председателя выделить нам участок. Будем строить дом.
—А твои родители не будут против, если ты станешь жить отдельно? – осторожно спросила Оля. Ваня мотнул головой:
—Нет, такого не будет. Отец сам предложил мне помощь, когда начнется стройка. Он хочет, чтобы мы поскорее встали на ноги.
Родственники Казыбека были многочисленными и дружными. Как только до них дошли слухи, что Ваня собирается ставить дом, отправили своих сыновей, чтобы те помогли с возведением стен. Эркинбек не забыл о своем обещании угостить приятеля барашком и лично распотрошил барана перед тем, как начать копать яму под фундамент. Затем все лето приезжал и привозил то мясо, то фляги с кумысом, то горы фруктов. Начавшаяся в конце марта стройка была завершена ближе к концу октября. Саманный дом поначалу показался Оле не очень удобным, но уже через год она в полной мере оценила его уют. Летом в нем было прохладно, а зимой - очень тепло.
Через два года после свадьбы у молодой пары родился сын – Николай, который странным образом был похож на деда по отцу. Одно время Айша даже косо смотрела на невестку, но ничего не говорила ей. Лишь когда малышу исполнился год, стало ясно, что в будущем он станет точной копией самого Ивана, за исключением цвета волос – они были темными, как у матери.
Коля был таким же непоседой, как и все дети его возраста. Иван ворчал на сына, но искренне любил его. А Казыбек обожал кататься с внуком верхом, объезжая все село и рассказывая много интересного про озеро и горы. Коля рос очень любознательным и при каждом удобном случае старался убежать в дом бабушки с дедушкой. Однако, когда ему исполнилось двенадцать лет, стариков не стало. Сначала скончался Казыбек, за ним через месяц тихо ушла Айша. Ивану и Оле выпало провожать их в последний путь.
Когда похороны благополучно завершись и было объявлено, когда будут проводиться 40 дней, мулла подозвал к себе Ивана и с сочувствием посмотрел на него.
—Как ты?
—Нормально, —без всяких эмоций ответил мужчина. —Я все правильно сделал? Не подвел отца?
—Такой сын, как ты, не может никого подвести, —ответил мулла. —Казыбек всегда гордился тобой и говорил, что ты никогда не давал ему повода сомневаться в тебе.
***
Коля отучился после армии на бухгалтера и через год после получения диплома женился. На этом настоял его отец, который хотел, чтобы его первенец как можно скорее обзавелся потомством.
—А то, не дай бог, случится такая история, как у моего кореша Эркинбека, —сетовал мужчина. – Знаешь ведь, что случилось? Хотел сына женить, а сам под машину попал. И сын его жениться не успел, нелепо погиб… он ведь был единственным наследником… Ты женись, чтобы я был спокоен за тебя и наш род.
Подходящую партию для сына Иван нашел очень быстро. Ею оказалась красивая выпускница педагогического института Марина, приехавшая по распределению в их село. Николай без особого энтузиазма принял предложение отца познакомиться с новенькой учительницей, однако после встречи с Мариной не мог больше ни о чем думать. Он два года ухаживал за ней, и девушка в итоге дала согласие выйти за него.
Их первенец, которого они назвали Сергеем, оказался очень шустрым и сообразительным ребенком. Теперь уже Иван с гордостью расхаживал по селу, катая в седле внука, который ловко управлял конем и сноровисто всем кричал, чтобы дали дорогу.
—Кач (беги)! —тонкий голос Сережи был знаком всему селу. Старики посмеивались, глядя на белобрысого мальчишку:
—Весь в деда, тот тоже был неугомонный.
Если не считать некоторых проблем с дисциплиной и усидчивостью, Сережа не доставлял особых хлопот родителям. Когда в село приехала новая семья, Сергей заболел и не смог прийти в школу. Поэтому и не знал, что появилась одноклассница, на которую с первого дня засматривались мальчики из разных классов.
—Здоро́во, Сережа. Смотри, у нас новенькая, зовут Аселя, — сообщили мальчику одноклассницы, когда он выздоровел и пришел в класс.
Паренек посмотрел в сторону Асели и замер на месте. Она показалась ему самой красивой и нежной из всех девочек школы. Кожа была светлая и такая тонкая, что сквозь нее просвечивали сосуды. Маленькие узкие ладошки с тонкими пальчиками, густые каштановые волосы, заплетенные в толстую косу, серо-зеленые глаза и утонченные, правильные черты лица.
—А почему у нее глаза такого необычного цвета? —как-то задался вопросом Сергей, но ответа ему дать никто не мог.
***
Время шло, Аселя расцветала на глазах. Желающих предложить ей руку и сердце было хоть отбавляй, но девушка никого не замечала. Она мечтала уехать жить в большой город, потому что мечтала стать известной художницей. А на Иссык-Куле не было такого заведения, где она могла бы получить желаемую профессию.
Незадолго до выпускного Сергей услышал, как его одноклассницы шептались:
—Алик сказал, что после выпускного украдет Аселю. Я была у них дома, там вовсю к свадьбе готовятся, скот привезли. Его мать ездила в городской ресторан договариваться о банкете.
У Сергея потемнело в глазах. Раньше он думал, что девушка ему просто нравится, потому что к ней нельзя было подступиться и она была первой красавицей школы. Но слова о предстоящем замужестве Асели заставили его сжать кулаки и приготовиться защищать девушку от кого бы то ни было.
Не зная, что делать, парень пришел в дом родителей Асели и постучался:
—Тетя Анипа, откройте. Это Сергей, одноклассник вашей дочки.
Дверь открылась, и Сергей вошел в тенистый двор. Такую тень давали три сливовых дерева, посаженные перед крыльцом, вокруг двора по периметру цвели разнообразные яркие цветы, названий которых парень даже не знал. Прямо перед ним стояла невысокая полная женщина, с которой у Асели внешне не было никакого сходства: смуглая, широколицая, с узкими темными глазами. Она внимательно смотрела на гостя и как бы спрашивала, зачем он пожаловал.
Сколько Сергей помнил, на родительские школьные собрания всегда приходил только отец Асели, Турар. Это был рослый широкоплечий мужчина со светлой кожей и правильными чертами лица, но… он тоже мало чем был похож на дочь. Турара не было видно, как и Асели.
Волнуясь, парень начал рассказывать о том, что услышал разговор про предстоящее похищение Асели после выпускного. Анипа выслушала его с каменным лицом, потом устало проговорила:
—Моя дочь встретит свою судьбу так, как ей предначертано. Не вмешивайся, пусть все идет, как идет. Я знаю семью этого парня, так что за Аселю не беспокоюсь. И тебе не советую.
Парень понял, что напрасно бежал к ней. Надо было спросить у самой Асели, как она отнесется к такому повороту событий. Только не тут-то было: девушка словно сквозь землю провалилась. Но тут, когда Сергей вышел за ворота, в сарае послышался непонятный шум. Анипы уже нигде не было видно. Сергей, чувствуя, что происходит что-то странное, подошел к сараю со стороны улицы и тихо спросил:
—Эй, кто тут?
—Кто там? – голос принадлежал Аселе. Судя по всему, она плакала и говорила как можно тише.
—Аселя, это ты? — спросил Сергей. Девушка обрадованно ответила:
—Я! Ты кто?
—Сергей Казыбеков, мы в одном классе учимся, — отозвался парень.
—Сережа, помоги мне выйти отсюда, — попросила Аселя. – Меня мама заперла, сказала, что ни на какой выпускной я не пойду.
—Почему? —Сергей подумал, что мать, скорее всего, хочет таким образом защитить дочь от раннего замужества. Но ответ девушки убедил его в обратном:
—Мои родители готовятся к свадьбе. Я даже не знаю, за кого меня собрались отдавать. Но на выпускной не пустят, а я так хотела…—не договорив, девушка заплакала.
—Тихо, я тебе помогу. Только не сейчас, а когда стемнеет. Нельзя, чтобы нас заметили, —горячо заговорил Сергей. —Просто сиди тихо, хорошо? Аселя, ты меня слышишь?
—Да, —отозвалась девушка. Потом шепотом добавила:
—Я буду ждать тебя… только не позволяй им выдать меня против воли за человека, имени которого я даже не знаю…
—Еще как знаешь, — сквозь зубы проговорил Сергей, отходя от дома Асели.
Алик считался одним из самых желанных женихов: семья богатая, владеет большими наделами земли, разводит на продажу скот. Парень приезжал в школу на новенькой иномарке, которую ему по случаю окончания школы еще в девятом классе подарил отец. Николай говорил про отца Умара, отца Алика, не самые лестные слова:
—Гонору много, а ума и чести нет. За лишнюю копейку мать родную продаст.
Сам Алик был низкого роста, с темной загорелой кожей, толстыми губами, низким покатым лбом и большим сплющенным носом, слегка искривленным у переносицы - неудачно упал с лошади в десять лет. Однако своим увечьем гордился, говоря, что похож на настоящего мужчину, а не на хлюпика, в отличие от одноклассников. Девушки старались обратить на себя его внимание, потому что при ухаживании Алик не знал меры: покупал дорогие телефоны, одежду, сладости, украшения, которые сваливал к ногам избранницы. И, на беду Асели, именно она стала предметом его грез под конец учебы в школе.
Однако девушка старалась держаться от него подальше. Потому что не выносила его чванства и хамства, желания унизить того, кто слабее. С Сергеем тот не связывался, потому что в драках против одноклассника, даже при пособничестве друзей, всегда бывал бит. Но Казыбеков держался ровно со всеми, никого не выделяя и не приближая – так было спокойнее.
И теперь Алик решил жениться на Аселе только потому, что понял – к ней неравнодушен его заклятый враг. Что может быть приятнее, чем увести и силой заставить девушку соперника стать его женой?
—Гад, — пробормотал Сергей, когда услышал разговоры других парней о том, почему Алику приспичило срочно жениться. – Я бы не полез к ней, пока не получу образование.
Ближе к одиннадцати вечера парень притворился, что спит, и ждал, когда в доме воцарится полная тишина. Николай и Марина закрылись в своей комнате, сестренка Соня была у тети Леси, а Петя давно спал без задних ног после того, как целый день провел на озере. Подождав еще немного, Сергей выбрался через окно и осторожно спустился на землю. Прислушавшись, он сделал несколько шагов и наткнулся… на отца, который вышел в уборную. При виде сына мужчина нахмурился:
—Какого лешего ты болтаешься среди ночи? А ну, живо в дом.
—Отец, ты не понимаешь, —обратился к нему Сергей. — Я не могу, я обещал помочь одному человеку.
—Какую помощь можно оказывать в полночь? —усмехнулся Николай. — Уж не ворам ли сподобился помогать?
—Там одну девушку хотят насильно выдать замуж, —в отчаянии проговорился Сергей. – Ну пожалуйста, отпусти меня. Я обещал ей помочь.
—Так ты ей не поможешь, —жестко ответил Николай. —Кто она? Уж не Аселя ли? Ты давно при виде нее краснеешь, как помидор.
Глава 2. Вы будете в курсе всех событий, если составите нам компанию в телеграмм
Благодарю за лайки, репосты и подписку на канал.