Найти в Дзене
Мороженые сказки

Нечисть среди нас: кем на самом деле были злобные обертыши и как с ними обходились в старину?

Давно не было материалов в рубрику Славянский бестиарий, где я рассказываю о темных сущностях и представителях потустороннего мира, в которых верили наши предки. И если про баба-ягу, лешего и кикимору знают все, то такие мифические недобрые духи как шишига👇

Или Игоша знакомы единицам.

Герой сегодняшнего рассказа, тоже не у всех на слуху, однако это весьма любопытная нечисть, примечательная тем, что место ее жительства было в славянской избе на глазах у людей и в человеческом социуме, а за ними стояли весьма реальные персонажи.

Семьи в старину были большие, а детей было много. Архивное фото
Семьи в старину были большие, а детей было много. Архивное фото

К детям у наших предков было весьма трепетное отношение, особенно если это были мальчики. С девочками все было не столь очевидно, и порой их не стеснялись принести в жертву ради, к примеру, дождя🥶👇

Жутковато правда ведь? Но в целом ради детей создавались браки, рожали их часто и много, и в любая славянская семья всегда была полна ребятишек. Их выхаживали (даже недоношенных), лелеяли и заботились.

Но были особые детки, вечно болеющие и орущие, не дающие спать ни ночью ни днём, не разговаривающие членораздельно, однако обладающие недюжим для своего возраста умом и зловредным нравом.

По поверьям наших предков почти все нечистые духи — домовой, банник, обдериха и леший  (почему слова подобные «иди к лешему» были под запретом и воспринимались как тяжкое проклятье, что отображено в народном фольклоре) — могли обменивать и похищать детей. Особенно опасными для младенцев считались банные хозяева — банник и обдериха, так как крестьянские женщины испокон веку рожали в бане, считавшейся искони нечистым местом, стоявшим на отшибе крестьянских усадеб. Так же любил пакостить таким образом людям домовой, во владении которого была избе , где младенцы проводили большую часть времени. 

Считалось, что нечисть любила обменивать на людских людей своих отпрысков в младенчестве, но случались и исключения: тогда злобные духи могли подменить и ребенка постарше, если того, например, не перекрестили на ночь или, когда он чихнул, а ему не сказали: «Будь здоров».

Кикимора воркует младенца из люльки пока спит молодая мать, на его место оставляет свое чадо. Фото из сети
Кикимора воркует младенца из люльки пока спит молодая мать, на его место оставляет свое чадо. Фото из сети

Подмененного ребёнка, отличавшегося по каким либо нехорошим признаком от других (обычных) детей, считали обертышем, что не имело однако ничего общего с оборотничеством, о котором я рассказывала подробно в одной из своих статей ранее 👇

Другое название обертышей в народе было обменыш или подменыш.

 

По народным поверьям, нечистые духи забирали так же детей, проклятых или обруганных матерью под горячую руку. При всех подобных обстоятельствах человеческие дети исчезали, а на их место нечистая сила нередко подкладывала своих — обменышей. Иногда ими оказывались простые чурбаны, но по наведенному мороку люди считали их детьми и воспитывали как своих живых деток.

 

Домовой совершает обмен своего отпрыска на человеческое дитя. Фото из сети
Домовой совершает обмен своего отпрыска на человеческое дитя. Фото из сети

Крестьяне полагали, что обертыши отличаются от обычных детей. Чаще всего обменыш был некрасив (уродлив), плохо рос,  однако отменно ел, долго не говорил (говорил нечленораздельно) и долго не обнаруживал признаков разума. По народным поверьям, обертыши обладали большой головой, часто с оттопыренными ушами, тонкими руками ногами, и непомерно раздутым животом, но при этом они отличались невероятной силой. Согласно мифологическим рассказам, подмененный ребенок беспрерывно кричал и требовал еды; ежечасно он мог съедать по кринке молока и хлебу житнику. В быличках обменыш нередко изображался в виде полена, чурки или головешки, обращенной нечистой силой в младенца.

По народным поверьям, 

Обертыши годами оставались в зыбке, ко времени совершеннолетия так и не приобретая навыков сидения, хождения, говорения и измучивая домочадцев своей прожорливостью и уходом за ними. Даже в случаях, когда обменыш вырастал, он отставал от сверстников по физическому и умственному развитию: был слабоумен, оставался немым или заикался. Часто также о подменышах говорили, что у них злобный и своенравный характер. Такие дети не слушались взрослых и приносили несчастье родителям. Некоторые рассказы повествуют о том, что подмененные дети среди людей жили недолго и при первой возможности старались убежать к «своим»  в лес, который как известно считался областью потустороннего мира.

 

Таким видит орущего подменыша ИИ
Таким видит орущего подменыша ИИ

Если в семье ребенок как то отличался поведением от других детей — медленно рос, долго не мог научиться ходить, был подозрительно прожорлив, поздно начинал говорить или вовсе не овладевал навыками речи, — то окружающие тоже могли  подозревать в нем обменыша. Такого ребенка показывали повитухе или знахарке, которая должна была «проверить» малыша.

В некоторых губерниях Российской империи в народе считали, что обертыш может расти расти, ничем не отличаясь от обычных детей. В Вятской губернии полагали, что ребенок лешего, подкинутый людям вместо младенца, от рождения наделен магическим способностями. Он вырастает очень предприимчивым и умным человеком , принося немалый приносит достаток своей семье, но при этом он крайне мало находится дома. Такой обменыш старается умереть скоропостижно, чтобы избежать предсмертной исповеди и церковного напутствия. Народные былинки рассказывали,  что после смерти обменыш становился еретиком, чье тело не принимала земля, и он не находил успокоения до тех пор, пока не разрушатся его кости. 

 

В народе полагали, что украденные у людей  дети, подмененные нечистой силой, живут и воспитываются у домового или лешего, но становятся невидимыми. На Вологодчине считали, что леший посылает таких проклятых родителями детей в деревни раздувать пожары, а также похищать еду, которую хозяйки не успели или забыли благословить. В некоторых местностях верили, что проклятые дети живут в подполье дома или в водоемах. Дети-подпольники, по поверьям, иногда возвращались, но чаще навсегда оставались у домовых. Девушки-подпольницы вырастали, и даже выходили замуж и иногда, согласно мифологическим рассказам, навещалм перед замужеством своих сестер, матерей и приглашали их посмотреть на свое житье. 

Изображение ИИ на тему невеста домового с женихом в подполье.
Изображение ИИ на тему невеста домового с женихом в подполье.

В одном из таких рассказов, записанном на Терском берегу Белого моря, в сердцах многодетная мать с горя сулит одну из дочерей-двойняшек домовому-подпольнику, и девочка моментально исчезает. Через семнадцать лет девушка-подпольница приходит к своей сестре и матери с приглашением ее посмотреть на свою свадьбу. Сестра открывает вечером подпол и видит там ярко освещенную избу, множество гостей, состоящих из чертей и красивого жениха. Невеста дарит сестре гостинец и просит закрыть подпол в полночь, после чего там все исчезает. 

В Олонецкой губернии полагали, что подпольников можно увидеть, встав на третью ступеньку лестницы в подполье, нагнувшись головой вниз и поглядев между ног. 

 

В Костромской губернии была записана быличка о том, как несколько мужиков шли ночью около озера и увидали в воде девушку, нагую по грудь; она попросила у них нательный крест, чтобы выйти из озера, и объяснила: «Двадцать пять лет я в озере, проклятая в детстве отцом; а если не дадите мне креста, я опять уйду в озеро на двадцать пять лет». Мужики не дали ей креста, и сразу же она всколыхала озеро так, что земля задрожала, а они упали от испуга. 

 

Теодор Киттельсон 1887 год «Подменыш»
Теодор Киттельсон 1887 год «Подменыш»

Чтобы вернуть свое дитя, а чужое возвратить нечистой силе, традицией предписывалось нещадно бить обертыша прутьями ольхи перед горящей печью. Для битья можно было использовать также освещенную вербу, а подходящим местом для побоев считались порог или мусорная куча. Тогда по народным поверьям, настоящая мать обменыша, услышав его крики, сжалится над своим чадом и заберет его обратно, а украденного человеческого детеныша возвратит. Однако в народе говорили, что глаза родителей, которым нечистая сила подбросила обменыша, словно застилаются колдовской пеленой, и им не приходит в голову, что их ребенок пропал, а тот, что лежит в люльке, отличается от обычных младенцев.

В связи с этим представлением во многих местах у русских, особенно на Русском Севере, широко распространены мифологические рассказы со следующим сюжетом: проклятая дочь унесена и воспитана лешим; когда она вырастает и достигает брачного возраста, ее находит деревенский парень и женится на ней; молодые приходят к родителям проклятой, и, когда те не верят, что перед ними настоящая дочь, она со всего маху ударяет об пол голосящее существо, которое много лет пролежало в люльке. В результате обменыш оборачивается поленом. Выращенная нечистыми духами девушка, достигнув брачного возраста, может появиться возле любой нежилой постройки: и в бане, и в пустом доме, и около амбара. 

 

В народе считалось, что выросших девушек нечистая сила возвращаем по достижении ими брачного возраста, мальчиков никогда
В народе считалось, что выросших девушек нечистая сила возвращаем по достижении ими брачного возраста, мальчиков никогда

Чтобы не случилось подмены, наши предки старались предпринять предохранительные меры. В избе где был Новорожденный круглосуточно поддерживали освещение. Первое время после родов роженицу и ребенка не никогда оставляли одних, рядом с ними постоянно кто то должен был бодрствовать. Рядом с ними около семидесяти дней постоянно находилась повивальная бабка. Позже при оставлении ребенка в одиночестве принимали особые меры предосторожности: в притолоку двери втыкали нож, у порога или под колыбелью клали веник или топор. Беря ребенка для кормления или купания, зыбку не оставляли пустой, а клали в нее какой-нибудь острый металлический предмет. В Архангельской губернии маленького ребенка не только не оставляли одного в бане, но до года в этом опасном строении не называли его имени, так как глубоко верили, что банник или обдериха тут же воспользуются нарушением запрета и заберут младенца. Повсеместно у русских матери во избежание опасности обмена старались не ругать малых детей и тем более проклинать их, особенно вечером — в недобрый час, когда активизируется нечистая сила.

С высоты ХХI века можно с легкостью судить, что за всеми обертышами, подменышами и обменышами были всего лишь, как можно сейчас выражаться, особые детки, испытывающие те или иные проблемы в развитии и имеющие некоторые отклонения (напомню, что  новорожденных детей , имевших явные физические отклонения, без каких-либо угрызений совести уничтожали сразу же после рождения).

Попка розгами до посинения считалась отличным средством вернуть своего ребёнка обратно. Гравюра 19 век
Попка розгами до посинения считалась отличным средством вернуть своего ребёнка обратно. Гравюра 19 век

От детей с особенностями ментального характера, отстававшими в физическом и умственном развитии с задержками речи, проблемами слуха и прочими отклонениями от общепризнанных норм расправлялись чуть позже, всеми вышеуказанными варварскими способами, не оставляя шанса таким детям на реабилитацию и социализацию. Что делать, в жестком средневековье не было моды на гуманность: в те непростые времена выживал лишь сильнейший.

За людским дремучим суеверием стояло простое неумение объяснять особенности детской физиологии. Фото из сети
За людским дремучим суеверием стояло простое неумение объяснять особенности детской физиологии. Фото из сети

На этом позвольте раскланяться и убежать на поиски новых историй и утраченных традиций. 

Всегда ваша Морозова 💙

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja