Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, славянской обрядовости, фольклора и просто заглянувших на огонек!
Продолжаю тематику Славянском бестиария, с ключевыми персонажами которого можно ознакомится в подборке публикаций ниже 👇
никак нельзя обойти мимо фундаментальный образ оборотня, по славянскому волкодлака, имеющий архаичную природу и представленный в фольклоре и верованиях многих народов.
Древние славяне называли волка-оборотня волкодлаком, волколаком или волкулаком — получеловеком полуволком, который был способен превращаться в волка, а затем в человека, а также превращать в волков других людей. Легенды об оборотнях у всех славян весьма похожи. Сначала волкодлак был языческим образом, а затем превратился в христианского злого демона, порождение Ада.
По мнению историка Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.». В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Несомненно, он связывался с колдовством и потусторонним миром, но одновременно и с тотемным сильным и грозным животным - волком, имя которого всуе употреблять запрещалось: его называли «серым», «лютым» и другими названиями, избегая прямого наименования.
Способность превращаться в волка издревле приписывалась особо сильным колдунам и составляла основную часть определенных обрядов. «Оборотиться» — то есть превратиться — зачастую буквально означало «перевернуться», то есть «переброситься через себя» или через условную границу. «Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая была приобщена к высшим силам мира, к почитаемым и связанным с животными, потустороннему миру, миру предков. В легендах об оборотнях грань между человеком и зверем тонка — как правило это веревка, полоска ножа или ветка, через которую полагалось «перекинуться», чтобы стать зверем. То есть эта граница проходит через самого оборотня, внутри него: он одновременно является наполовину человеком, наполовину животным. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывал её как нечто само собой разумеющееся: ежегодное превращение одного из славянских племен на несколько дней в волью стаю.
Невры у Геродота — это «племя с нравами скифскими», «могущественные колдуны», которые могут «обращаться в волков». Многие ученые считают это племя, проживавшее на территории современного Поволжья (близ Саратова), явилось предком современных славян.
Славянские оборотни , в отличие от оборотней в европейской культуре, даже в облике животного сохраняли свой разум и рассудок, а также держали эмоции в узде. Срывы, конечно, бывали, но считалось, что буйствовали исключительно молодые оборотни, которые толком еще не научились держать под контролем свои способности.
Кроме того, оборотни по мнению наших предков получали возможность превращаться в животных по собственному желанию. Некоторые колдуны оборотни накапливали такую невиданную силу, что могли обращаться не только в животных, но и в неодушевленные предметы и даже в стихии. Например, существуют легенды, что оборотни нередко становилась реками и бурными ручьями или ураганным ветром, чтобы защитить свою семью и родственников от нападок врагов.
Относительно передачи своих способностей, восточноевропейские оборотни в отличного западнославянских ( территории Чехии, Румынии, Валахии, восточных земель Германии, где оборотничество считалось болезнью и поэтому передавалось через укус) передавали свои способности не посредством укуса, а посредством посвящения и передачи сакральных знаний.
Что касается передачи способностей, у наших предков оборотничество было или подарком (когда человек сам мог обращаться туда и обратно о и полностью контролировал этот Процесс) или наказанием (проклятьем) богов или могущественных колдунов (если обращали в волка или иного зверя навсегда - например царевна Лебедь из сказки, царевна лягушка и другие).
Так же у наших далеких предков существовало поверье, что оборотнем можно было родиться, что открывало широкие перспективы для общины, в которой появлялся такой ребёнок. Так, например, дитя могло родиться оборотнем, если его зачали в неподходящее время, например, в запретные дни религиозных праздников. Также оборотень мог родиться, если родители его нарушили какой-то строгий церковный запрет, например, работали после захода солнца, либо же работали в выходные или праздничные дни. Также считалось, что оборотнем рождается ребенок, мать которого увидела в лесу зверя и который ее напугал (отсюда и различие обликов славянских оборотней).
Кроме собственно оборотней целый ряд мифических и потусторонних существ (домовой, кикимора, леший, водяной, русалка и др) обладали оборотническими способностями, то есть могли по желанию оборачиваться различными животными, однако не являлись в полной мере оборотнями так как не были людьми.
Отличить оборотня можно было очень просто. Так на голове у таких людей росли не волосы, а волчья шерсть. Когда встречали дикое животное, то смотрели, как у него повернуты колени — если вперед, то под шкурой скрывается человек. Также полагали, что зверь-оборотень отражается в воде в своем истинном, человеческом облике. Свидетельствовало об оборотничестве и необычное поведение животного (например, очень разумное), особые приметы в облике (нет хвоста, белая полоса на шее, белый цвет шкуры).
Оборотень в славянской мифологии связующее звено между человеком и миром животных, миром природы. Его образ лишь подчеркивал связь человеческого и природного начала в социуме славян.
На этом я раскланиваюсь и убегаю, а вы пишите в комментариях, какой оборотень вам наиболее симпатичен: наш, славянский или западноевропейский волчара?
Всегда ваша Морозова💙
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте