Найти в Дзене
Мороженые сказки

Славянский бестиарий: Игоша - темная сущность, пугающая женщин и детей

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве а так же просто заглянувший на огонек!

Продолжая тему всевозможной нечисти и нежити, в которую наши предки верили веками, не могу пройти мимо прелюбопытное персонажа, которого уже упоминала в статье про традиции, связанные с захоронением детей под полом жилого дома 👇 

И в статье о заложенных покойниках 👇

Итак, Исходя из древней традиции (существовавшей даже на заре Советского союза в отдаленных Сибирских и Уральских деревнях), связанной с культом предков и веры в загробное существование,  рано умерших и не окрещенных детей (как правило в возрасте до 40 суток), хоронили в голытьбе или под порогом дома. Дети, умершие некрещёными, до начала XX века не хоронились на общем кладбище по христианскому обряду, поскольку это считалось грехом. Их часто хоронили под полом дома, следуя древнему языческому представлению, что живые и мертвые члены семьи всегда должны быть вместе, в общем родовом пространстве, либо же под деревьями (деревья дают пристанище душам умерших, и способны стать воплощением души) на задворках деревенской усадьбу или в саду.

Часто таким деревом, под которым хорошистом младенца была старая яблоня, липа или береза. Фото из интернета
Часто таким деревом, под которым хорошистом младенца была старая яблоня, липа или береза. Фото из интернета

Эта традиция была так же продиктована тем, что часто дети умирали зимой ослабленные тяжелыми родами, проходившими обычно в бане или послеродовой инфекцией, когда земля вне дома была сильно заметена и промерзлой, а подполье отапливаемого дома всегда оставалось податливым для лопаты. Похороны многочисленных новорожденных детей, умерших вскоре после появления на свет, особенно в бедных крестьянских семьях, были делом обыденным, и из за этого никто не горевал. Часто даже матери, измученные тяжелыми, как правило, физическим трудом, качая в зыбке дитя и искренне не желая ему такой тяжелой участи, как своя, напевали:

«Баю-бай, баю-бай! Поскорее помирай…»

Или же 

« Бай-бай да люли! Хоть сегодня умри».

Картина из интернета
Картина из интернета

Не буду сегодня подробно останавливаться на тему смертных колыбельных, ибо тема, на мой взгляд, очень интересная, а остановлюсь на демонической сущности, в которую превращались такие невезучие младенцы, умершие не крещенными вскоре после своего появления на свет - Игоше.

Согласно бессмертному Владимиру Далю «Игоша — поверье, еще менее общее и притом весьма близкое к кикиморам: уродец, без рук без ног, родился и умер некрещеным; он, под названием игоши, проживает то тут, то там и проказит, как кикиморы и домовые, особенно, если кто не хочет признать его, невидимку, за домовика, не кладет ему за столом ложки и ломтя, не выкинет ему из окна шапки или рукавиц и проч.»

Смерть таких некрещеных деток  считалась «неправильной», «нечистой», и приравнивалась к смерти - страшно сказать! - самоубийц, поскольку они не успели прожить предназначенного им срока. После христианизации важным стало то, что они не дожили до крещения, поэтому их души не получат грядущего христианского спасения и поэтому они вынуждены маяться в этом мире, злясь на всех, проказничая и вредя.

Несмотря на детское происхождение, этот монстр считался достаточно опасным. Фото из Ин
Несмотря на детское происхождение, этот монстр считался достаточно опасным. Фото из Ин

Наши предки верили, что души таких неупокоенных детей витают близ своих могилок или просто носятся в воздухе, принимая вид вихря или птиц, и жалобно кричат, прося крестить их. Чаще всего их крики считалось, что можно было услышать перед грозой, бурей или иной непогодой. Услышавший их мольбы должен снять с себя какую-либо часть одежды или оторвать рукав или кусок подола, бросить в том направлении, откуда слышится крик, перекрестить его и сказать: «Если ты пан, то будь Иван, а если ты панна, то будь Анна», совершая таким образом крещение неприкаянной души, которая затем будет принята в блаженное место, где обитают безгрешные души крещёных детей.

На Руси таких рано умерших детей называли игоши или ичетики, на Украине же — потерчата(предположительно, от потерять) или страччуки.

В славянской мифологии они так же считались детьми кикиморы болотной или умершими младенцами, которых прокляли свои родители.

Игоши по одной из версий славянского бестиария дети болотных кикимор. Фото из интернета
Игоши по одной из версий славянского бестиария дети болотных кикимор. Фото из интернета

В некоторых регионах Российской империи верили, что в зависимости от того, как погибли дети, они становятся разными демонами. Так, на моем родном Руссеом Севере в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниях считали, что загубленные матерями младенцы превращаются в ичеток — маленьких мохнатых человечков, склонных селиться в омутах и на мельницах и предвещающих несчастье, производя звук наподобие хлопанья по воде бичом. Дети, просто не дожившие до крещения, становятся игошами — безрукими и безногими невидимыми для большинства взрослых уродцами, которые ночами проказничают в домах, шумят, раскидывают посуду, насылают во снах кошмары.

Кроме того, считалось, что игоши по настоящему опасны для женщин (особенно беременных) и маленьких детей. Только они и могли видеть игош, прочим взрослым и подросшим детям он оставался не видим. Если женщина выйдет на крик витающего в воздухе игоши в неурочный час, она может заболеть и даже умереть. Особенно эти демонические сущности считались опасными во время Святок, когда их отпускают из ада гулять на землю. По поветриям, они посещали дома, где не крестили дверей и сундуков с одеждой, и забирали или портили всё, что понравится.

Вот как описывал В.Ф. Одоевский этого маленького демона в одноименной сказке «Игоша», вышедшей в цикл «Пестрые сказки» (1833 год):

«… ко мне в комнату вошел, припрыгивая, маленький человечек в крестьянской рубашке, подстриженный в кружок; глаза у него горели, как угольки, и голова на шейке у него беспрестанно вертелась; с самого первого взгляда я заметил в нем что-то странное, посмотрел на него пристальнее и увидел, что у бедняжки не было ни рук, ни ног, а прыгал он всем туловищем. Как мне его жалко стало! Смотрю, маленький человечек … вцепился зубами в салфетку и потянул ее, как собачонка…».

Всем кроме детей и беременных женщин Игоша проказник был не видим. Фото из интернета
Всем кроме детей и беременных женщин Игоша проказник был не видим. Фото из интернета

В этой сказке очень точно описан образ игоши так, как его представляли в начале 19 века широкие слои населения.

Произведение весьма любопытное и всем, интересующимся русским фольклором искренне его рекомендую к прочтению💚

И смирить меленького демона можно было проще простого: оставлять ему за столом лишнюю ложную, кусок хлеба и миску, на службе заказывать за него молитву и вообще делать вид, что он проживает с семьей по-настоящему. А самым лучшим средством считалась «выкрестить» такого некрещенного младенца. Для этого женщине, у которой были такие дети, следовало купить двенадцать крестиков (по числу апостолов) и раздать их чужим детям. Тогда апостолы помолятся, и двенадцать детских душ (игош) будет спасены.

А вы слышали и знали про существование такой нечисти?

На этом я раскланиваюсь и убегаю. Всем добра и до новых встреч🌷

Всегда ваша Морозова💙

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja