Французская Четвертая республика после войны оказалась в неоднозначной ситуации. С одной стороны, позиция Сталина сохраняла Францию среди великих держав, с другой стороны, реальная военная мощь по итогам войны была весьма скромной. В колониях (Индокитай, Африка) росло национально-освободительное движение и значительные силы Франции приходилось тратить на его подавление. Политическая система республики продолжала оставаться неустойчивой, балансируя между коммунистами и голлистами. Во внешней политике Франция пыталась максимально отстоять национальную независимость, опираясь на бэкграунд великой державы XV- начала XX веков, с другой стороны была вынуждена стать одним из основателей НАТО и создателем предшественников ЕС.
Французский флот во время войны, четвертый в мире на 1939 год, сильно пострадал и после 1945 года его нужно было отстраивать заново. Правда, по иронии судьбы, в 1945 году он стал даже третьим в мире. Однако в области авианосцев, основной силы послевоенных флотов, французы имели крайне слабые позиции.
Довоенные отечественные проекты («Беарн» и «Жоффр») либо не проявили себя либо не были достроены. Во время войны "Свободная Франция" получила два небольших авианосца из США, один легкий и один эскортный авианосец от Великобритании.
Попытка Франции получить в начале 50-х от США и Великобритании передовые технологии для проектирования собственных ударных авианосцев понимания не встретила. Основные разработки французам пришлось делать самостоятельно.
Аппетиты же у ВМС оставались вполне имперскими. Генеральный штаб ВМС в 1949 году полагал необходимым иметь четыре авианосца водоизмещением 20 000 тонн, а 22 августа 1949 года Верховный совет ВМС сообщил, что согласен на 6.
Так как по условиям членства НАТО ( согласованы на Лиссабонской конференции 1952 года), три авианосца в течении полугода с момента требования Франция была обязана предоставить в распоряжение командования альянса, французские военные моряки 15 июля 1952 года настаивали на том, чтобы после этого в распоряжении национальных ВМС оставалось от 2 до 5 авианосцев.
В итоге, как всегда, в 1953 году осетра урезали и решили построить всего три авианосца. Построили два. Строительство третьего авианосца PA58, запланированное на 1958–1960 годы, было окончательно прекращено в 1960 году с выходом в свет пятилетней программы Loi (1960–1965) 6 декабря 1960 года.
Проект лёгкого авианосца PA 28, разработанный в конце 1940-х годов на основе проекте недостроенного из-за начала Второй мировой войны авианосца «Жоффр» со значительными доработками, к началу 50-х уже устарел и в 1950 году был закрыт. На авианосцах активно осваивалась реактивная авиация, Франция с 1952 года начала создание собственного ядерного оружия.
Новый проект PA 54, полностью созданный во Франции, учитывал все достижения авианосной авиации начала 1950-х годов. Он был больше PA 28, имел смещенную на 8° посадочную площадку, а также новейшую зеркальную систему для посадки, полный комплект радаров воздушного поиска и сопровождения. Ангар, как и на предыдущих французских проектах, был смещен влево и имел общую длину 180 м, из которых 152 м использовались. Корабль имел две 52-метровые паровые катапульты Mitchell-Brown. Изначально обе должны были располагаться впереди, но одну переместили на наклонную палубу, чтобы освободить парковочную зону на палубе по правому борту. Катапульты были способны работать с самолетами весом до 20 тонн и могли обеспечивать скорость 140 узлов при ходе 30 узлов.
Двухвальная силовая установка давала 63000 л.с. на вал, показатель, превзойденный лишь американскими «суперавианосцами».
По проекту авианосец был вооружен двенадцатью 57-мм спаренными зенитными установками, но их по ходу заменили новыми одинарными 100-мм, в итоге в строй корабли вступили с восемью 100-мм одинарными установками.
Проектный состав авиакрыла- около 60 самолетов, но увеличение веса и размеров самолетов, изменение задач, со временем сократило его состав до 40 машин на 1960 год.
На головной авианосец PA 54 было выделено финансирование в 1953 году, но закладка произошла только в ноябре 1955 года. Второй авианосец, РА-55 получил финансирование в 1955 году, а закладку его отложили до февраля 1957 года.
Корабли получили имена в честь лидеров Франции эпохи Первой мировой войны- «Клемансо» и «Фош».
Жорж Банжаме́н Клемансо́ ( Georges Benjamin Clemenceau; 28 сентября 1841, Муйрон-ан-Паре, департамент Вандея — 24 ноября 1929, Париж) — французский политический и государственный деятель, журналист, премьер-министр Франции. Член Французской академии (1918; отказался от церемонии принятия). За жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «Le Tigre» («Тигр»).
Фердина́нд Фош ( Ferdinand Foch, 2 октября 1851, Тарб — 20 марта 1929, Париж) — французский военный деятель, военный теоретик. Французский военачальник времён Первой мировой войны, маршал Франции c 6 августа 1918 года. После начала Весеннего наступления, масштабной операции Германской империи с целью прорыва фронта, Фош был назначен Главнокомандующим союзными войсками. Фош также британский фельдмаршал и маршал Польши.
Интересно, что сам Фердинанд Фош сказал в 1911 году: «Самолеты — интересные игрушки, но не имеющие военной ценности».
«Клемансо» (Clemenceau ) стал шестым авианосцем ВМС Франции и головным кораблём своего класса, вторым своего имени во французском флоте. Первым был линкор класса Richelieu , заложенный в 1939 году, но так и не достроенный.
«Фош» также был вторым этого имени во французском флоте. Первым был тяжелый крейсер класса Suffren, вступивший в строй в 1931 году.
20 декабря 1957 года корпус «Клемансо» был спущен на воду в присутствии сына Жоржа Клемансо. Авианосцы были заложены на разных верфях, в связи с чем «Фош» пришлось спускать на воду два раза, в июле 1959 года это сделала компания Chantiers de l'Atlantique, которая строила корпус до ангарной палубы и монтировала силовую установку, а в июле 1960 года- Arsenal de Brest, где корабль достраивался и оснащался.
На «Фоше» первыми появились були, которые потом в 1966 году при переоборудовании установили и на «Клемансо».
После окончания строительства, оба авианосца, «Клемансо» R 98 и «Фош» R 99 вошли в состав флота, как многоцелевые авианосцы.
Оба авианосца прошли "ракетную" модернизацию, при которой четыре из восьми 100-миллиметровых (3,9 дюйма) орудий заменили двумя ЗРК Crotale. Кроме того, оба в 1997 году получили две пусковые установки ЗРК Sadral (для 6 ракет Mistral каждая).
Как уже упоминалось, к 1960 году на авианосцах базировалось примерно по 40 самолетов. Корабли получили два звена истребителей наземной поддержки Étendard IVM (в состав которых вошло несколько тактических разведывательных/заправочных самолетов IVP), а также звено турбовинтовых противолодочных самолетов Alizé. Временно использовались перехватчики Aquilon (Sea Venom), но в 1963 году были закуплены сорок два самолета F-8E Crusaders, и после небольших модификаций в 1966 году они были приписаны к каждому авианосцу. Вертолеты, сначала американские, а затем французские, использовались для охраны самолетов, а позднее и для противолодочной обороны. Étendard PV были заменены на Super Étendard в конце 1970-х годов, а найти замену для Crusader из-за ограниченных размеров авианосцев было трудно.
В 1980-1981 годах корабли сертифицировали для использования с помощью катапульт палубных штурмовиков Super Étendard, способных нести тактическое ядерное оружие ( разработанную французами собственную лёгкую авиационную ядерную бомбу).
На авианосце «Фош» после модификации палубы в 1992 году был испытан
Dassault Rafale. После дополнительной модернизации палубы в 1995-1996 годах Rafale использовались в составе авиакрыла авианосца.
«Клемансо» отслужил во французском флоте с 1961 по 1997 год и был разобран и утилизирован в 2009 году.
«Фош» служил во французском флоте с 1963 по 2000 год. 15 ноября 2000 года авианосец был продан Бразилии и переименован в «Сан-Паулу» ( São Paulo). Бразильский флот затопил его 3 февраля 2023 года в Атлантическом океане.
Сейчас ВМС Франции располагает лишь одним авианосцем-атомным «Шарль де Голль» ( в строю с 2001 года).
«Клемансо» «Clemenceau» R98 Arsenal de Brest. Заложен ноябрь 1955. Спущен на воду 21 декабря 1957 года. Введён в эксплуатацию 12/22 ноября 1961 года. Выведен из состава флота 1 октября 1997 года. Списан март 1998 года. Разобран в 2009–2010 годах
«Фош» Foch R99 Penhoët-Loire, St-Nazaire / Arsenal de Brest. Заказан 1955. Заложен февраль или 15 ноября 1957 года. Спущен на воду 18 июля 1959 года и 23/28 июля 1960 года. Введён в эксплуатацию 15 июля 1963 года. Выведен из состава флота 15 ноября 2000 года. Продан Бразилии ноябрь 2000 года, переименован в São Paulo. Выведен из состава флота ВМС Бразилии в 2018 году
Водоизмещение стандартное 22352 тонн. Водоизмещение полное 31496 тонн. Длина 238,0 п.п. 265,0 оа м. Ширина R98: 29,9 зл 51,2 сд; R99: 31,7 зл 51,2 сд м. Осадка 8,6 м.
Машины- 2 комплекта паровых турбин Parsons с редуктором, 6 котлов Indret, 126000 л.с. Количество валов 2. Максимальная скорость 32 узла. Запас топлива 3720 тонн. Дальность плавания 7500 миль (18 узлов). Экипаж 1338 человек как авианосец, 984 как вертолетоносец. 582 -584 человека авиагруппы
Броня- защита короба над оборудованием и другими жизненно важными частями: 50 - 30, кабина экипажа: 45 мм
Вооружение- 8 x 1 - 100 мм/55 обр. 1953 г., иногда упоминаются 8 × 40-мм. и 5 12,7-мм пулеметов.
40 самолетов (истребители SE.20 Aquilon 202/203, истребители Étendard IVM/P, противолодочные самолеты Br.1050 Alizé)
Электронное оборудование-
R98: DRBV-20C, радиолокационная станция воздушного наблюдения DRBV-23B, РЛС обнаружения малой высоты или поверхности DRBV-50(позже заменена на DRBV-15), 2 трехкоординатных радиолокационных станции воздушного наблюдения DRBI-10, 2x DRBC 32A, 2x РЛС направления огня DRBC 31D(позже замененных на РЛС DRBC-32 C), радиолокационная станция приближения NRBA-50, yесколько навигационных радаров DRBN-34, радары CCA, гидролокатор SQS-503, ARBR-16, комплекты радиоэлектронной борьбы ARBX-10, 2 ловушки Syllex RL, система управления полетом SENIT-1
R99: DRBV-20C, DRBV-23B, DRBV-50, 2x DRBI-10, 2x DRBC 32C, 2x DRBC 31C, NRBA-50, радары CCA, гидролокатор SQS-503, ARBR-16, комплекты радиоэлектронной борьбы ARBX-10, 2 ловушки Syllex RL, система управления полетом SENIT-1
R98 (fd - 12,000m², ha - 4,140m² / 29,000m³): Полетная палуба: 265.0.0x51.2m. Ангар: 180.0x(22.0-24.0)x7.0m. Было 2 подъемника, носовой по диаметральной линии (17.0x13.0m, 15t) и кормовой по краю палубы (16.0x11.0m, 15t). Было две катапульты BS-5. Топливные баки для самолетов: 1,200,000 л авиакеросина и 400,000 л бензина.
R99(fd - 12,000m², ha - 4,140m² / 29,000m³): Полетная палуба: 265.0.0x51.2m. Ангар: 180,0x(22,0-24,0)x7,0 м. Имелось 2 подъемника, носовой на диаметральной плоскости (17,0x13,0 м, 15 т) и кормовой на краю палубы (16,0x11,0 м, 15 т). Имелись две катапульты БС-5. Топливные запасы самолета: 1 800 000 л авиатоплива и 109 000 л бензина.
1966- Клемансо : установлены були как у Фош.
1978, Клемансо ; 1981, Фош : корабельная БИУС SENIT-1 CCS заменена на SENIT-2 CCS
1986, Клемансо : снято 4 x 1 - 100 мм/55, DRBV-20C, DRBV-50, радары NRBA-50, 2 ДУ ловушки Syllex; установлены 2 x 8 ЗРК Crotale Navale (36 Crotale R440. По другим данным SACP Crotale EDIR с 52 ракетами), радары DRBV-15, NRBA-51, 2 ДУ ловушки Sagaie; водоизмещение выросло до 27307/32780 тонн. ).
1988, Foch : сняты 4 x 1 - 100 мм/55, DRBV-20C, DRBV-50, радары NRBA-50, гидролокатор SQS-503, 2x ловушки Syllex; установлены 2 x 8 ЗУР Crotale Navale (36 Crotale R440), DRBV-15, радары NRBA-51, 2x ловушки Sagaie; водоизмещение выросло до 27307/32780тонн
1992, оба: установлены 2 x 2 ЗУР Simbad (8 Mistral)
1997, оба: сняты 4 x 1 - 100 мм/55; установлены 2 x 6 ЗУР Sadral (24 Mistral), 2 x 1 - 30 мм/82 OTOBreda-Mauser Model F
Авиационная группа 40 самолётов: 15 Super Étendard, 4 Étendard IVP, 8-10 F-8E(FN) Crusader ,6- 8 Bréguet Br.1050 Alizé, 2 Dauphin Pedro , 2 Super Frelon.
Задачей лёгких многоцелевых авианосцев типа «Клемансо» была поддержка действий флота и десанта с воздуха, также борьба с подводными и надводными силами противника.
Авианосец имел плоскую полетную палубу и посадочную площадку с 8-градусным отклонением от оси корабля. Посадочная площадка имела 165,5 метров (543 фута) в длину и 29,5 метров (96 футов 9 дюймов) в ширину. Длина полетной палубы составляла 265 метров (869 футов 5 дюймов).
На палубе были установлены две паровые катапульты и два самолётоподъёмника. Передняя из двух 52-метровых (171 фут) катапульт находилась на носу по левому борту, кормовая катапульта находилась на передней части наклонной посадочной палубы. Передний подъемник самолетов находился по правому борту, а задний подъемник был расположен на краю палубы для экономии места в ангаре. Под полётной палубой располагался ангар размером 180 х 25 м (полезная площадь 152 на 22–24 метра (499 на 72–79 футов) при 7 метрах (23 фута) высоты, вместимостью до 40 летательных аппаратов. Корабли были способны принимать самолёты максимальной массой до 18 тонн.
Конструкция авианосца соответствовала схеме CATOBAR («Catapult Assisted Take-Off But Arrested Recovery» или «Catapult Assisted Take-Off Barrier Arrested Recovery»), предусматривавшей, что самолеты взлетают с помощью катапульты и приземляются на корабль с использованием тормозных тросов .
Авианосцы изначально получили достаточно мощную артиллерию (8 башен со 100 мм универсальными орудиями), что создало проблемы с остойчивостью.
«Клемансо» и «Фош» на несколько десятилетий стали основой французского флота, позволяющей Франции проводить масштабные операции за тысячи километров от своих берегов. Они также стали носителями ядерного оружия.
Основная боевая нагрузка выпала на долю «Клемансо». За время службы он провел в море 3125 дней (80 000 часов) и прошел более 1 000 000 морских миль. Это эквивалентно 48 кругосветкам. Корабль провел более 70 000 запусков самолетов с катапульты. Он принял участие в многочисленных учениях и походах, участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Ливане и войны в Персидском заливе, а также в воздушных операциях над бывшей Югославией.
«Клемансо» проходил капитальный ремонт с сентября 1977 по ноябрь 1978 года. Его самолеты получили возможность доставлять несколько бомб AN 52.
Затем авианосец встал на модернизацию с 1 сентября 1985 года по 31 августа 1987 года, при этом заменили четыре 100-мм орудия парой пусковых установок зенитных ракет Crotale.
В 1993 году корабль был снова модифицирован для использования новых крылатых ядерных ракет «средней дальности класса «воздух-поверхность» ASMP (Air-Sol Moyenne Portée).
Авианосец участвовал в большинстве французских военно-морских операций.
С 12 января по 5 февраля 1962 года «Клемансо» участвовал в учениях НАТО, известных как BigGame, с Шестым флотом США в западной части Средиземного моря в качестве противолодочного авианосца. Затем с 9 марта по 2 апреля в учениях НАТО под OTAN Dawn Breeze VII в районе Гибралтара.
В январе 1968 года «Клемансо» участвовал в поисках потерянной подводной лодки Minerve в Средиземном море, пропавшей в 25 морских милях от порта Тулон. Место крушения было обнаружено лишь 21 июля 2019 года.
В 1968 году авианосец был направлен в южную часть Тихого океана для испытаний первой французской водородной бомбы Canopus в Полинезии. Рядом с двумя атоллами в ходе операции Force Alfa ) было развернуто сорок французских кораблей во главе с флагманским «Клемансо», более 40% тоннажа всего французского флота.
В 1974–1977 годах «Клемансо» был развёрнут в операциях Saphir I и Saphir II у берегов Африки в Индийском океане для поддержки недавно получившей независимость французской колонии Джибути.
Во время гражданской войны в Ливане «Клемансо» был развёрнут в Восточном Средиземноморье в 1983–84 годах. По очереди с Авианосец чередовался с «Фош» он обеспечивал постоянную авиационную поддержку французским миротворцам в составе Многонациональных сил в Ливане (FSMB) и Временных силах ООН в Ливане (UNIFIL).
Особенно яркой стала операция "Olifant". 23 октября 1983 года два грузовика с взрывчаткой взорвались у казарм МНС в Бейруте. В результате нападения погибли 307 человек: 241 американский и 58 французских военнослужащих, шесть гражданских лиц и двое нападавших. Обвинили Иран. Франция нанесла ответный авиаудар в долине Бекаа против предполагаемых позиций Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В атаке участвовала французская авианосная авиация.
В 1987–1988 годах авианосец в составе боевого соединения Promethée (Task Force 623 : Clemenceau , корабль поддержки противоминной борьбы Loire и танкеры класса Durance Meuse , Var и Marne) участвовал в операции «Прометей» в Оманском заливе во время войны между Ираком и Ираном. Его задачей была защита французских торговых судов в Персидском заливе от иранских боевых катеров.
В 1990 году в сопровождении крейсера Colbert и танкера Var он перевез 40 вертолетов ( SA-341F/-342 Gazelles , SA-330 Pumas ), три Br-1050 Alizés и грузовики в Ирак во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Во время конфликта между Ираком и Кувейтом авианосец в основном участвовал в операции «Саламандра» в Красном и Аравийском морях, где 25 августа в Абу-Даби высадились разведывательный эскадрон и зенитная батарея 11-й воздушно-десантной дивизии Франции.
В 1993-1996 годах «Клемансо» совершил несколько походов, включая боевые операции и воздушное патрулирование над бывшей Югославией в рамках операций Balbuzard ( Opération Balbuzard ) и Salamandre для поддержки войск ООН и мусульманских сепаратистов против сербов в Боснии и Герцеговине во время войн в Югославии .
В 1983 году "остров" авианосца стал первым подразделением французского флота с женским персоналом на борту. Должности первых трех девиц назывались довольно изысканно- maître principal , secrâtaire militaire и premier maître. Перевод более прозаичен-мичман, военный секретарь-делопроизводитель, главстаршина. Повесточка начинала диктовать...
Кроме веселых девиц на борту «Клемансо» часто бывали художники, пребывавшие на корабле от недели до пары месяцев. Шедевры, появившиеся после этого, мне не попадались.
31 декабря 2005 года «Клемансо» вышел из Тулона и отправился на демонтаж в индийский Аланг. Однако здесь продвигаемая западом зеленая повестка сыграла против Франции. На старом корабле в конструкции, оказывается, использовался вредный асбест, свинец и ртуть. 6 января 2006 года Верховный суд Индии временно отказал авианосцу в доступе к Алангу.
Затем корабль был взят на абордаж активистами Гринписа, Египет запретил ему проход через Суэцкий канал... 15 января он все-таки прошел канал, но скандал был такой, что «Клемансо» приказали вернуться во Францию. Уже вокруг Африки. 17 мая « Клемансо» прибыл в Брест.
Интересно, что контракт на утилизацию корабля в итоге получила британская Able UK , базирующаяся на верфи Graythorp около Хартлпула. 8 февраля 2009 года «Клемансо» прибыл в Хартлпул. Разборка началась 18 ноября 2009 года, и была завершена к концу 2010 года.
На борту авианосца в 1985 году был снят один из самых эпичных рекламных роликов. В гонке по палубе сошлись Citroën Visa GTI и Dassault Étendard IV. В итоге автомобиль всплывает на палубе подводной лодки класса Agosta.
Ролик уже выложен в телеграмм-канале.
На авианосце также был снят фантастический фильм режиссёра Ива Чампи «Небо над головой» о неудачном контакте с прилетевшими инопланетянами, который чуть не привел к ядерной войне. Весьма впечатляюще показаны взлеты и посадки самолетов.
«Фош» тоже защищал интересы Франции, но в основном оставался в тени головного корабля.
В 1966 году в составе Force Alfa он тоже участвовал в обеспечении испытаний французской водородной бомбы в Тихом океане.
В ходе операции «Сапфир» в 1977 году истребители F-8 Crusaders из 14.F эскадрильи патрулировали над Джибути. 7 мая 1977 года два Crusaders по отдельности вышли на учебный перехват двух французских F-100 Super Sabres с аэродрома в Джибути (эскадрилья 4/11 Jura).
Лидер двойки перехватил два истребителя и начал с ними учебный воздушный бой, но через несколько секунд ощутил холодок в районе позвоночника и начал звать на помощь ведомого. Оказалось, что он по ошибке перехватил пару йеменских истребителей MiG-21 Fishbeds.
К счастью, разошлись краями и все целыми вернулись на свои базы. Это был единственный боевой перехват французских Crusaders.
Вместе с «Клемансо» в 1978 году в ходе операции «Сапфир II» в Красном море авианосец обеспечивал правильную имплементацию дарованной Джибути независимости. Все-таки это одна из крупнейших французских зарубежных военных баз.
С 15 июля 1980 до 15 августа 1981 на авианосце провели модернизацию помещений для команды, полетной палубы и двигателей. Корабль был доработан под новые самолёты Super Étendard.
В 1983 году в ротации с «Клемансо» «Фош» участвовал в поддержке французского контингента в Ливане. В состав авиакрыла тогда входили: 6 F-8E (FN); 15 Super Étendard; 3 Etendard IVP; 5 Br-1050 Alizé; 6 SA-321G Super-Frelon.
В октябре 1984 года Франция направила «Фош» для участия в операции «Мирмиллон» у берегов Ливии в связи с напряженностью в заливе Сидра .
С февраля 1987 года до июня 1988 года корабль оснастили двумя ЗРК «Кроталь» и обновили основные элементы радиоэлектроники.
В 1990-1991 годах «Фош» находился на якорной стоянке в Тулоне, но в состоянии постоянной боеготовности в связи с операцией «Буря в пустыне».
В 1992 году на корабле были модернизированы обе катапульты, а ПВО усилено двумя пусковыми установками SIMBAD для зенитных ракет MISTRAL. Сняли оставшиеся 100-миллиметровые орудия.
В 1993 году «Фош» был переоборудован под самолёты Рафаль M.
В 1993–1999 годах ( с июля по август 1993 года, в феврале и марте 1994 года, а также в феврале и с мая по июль 1994 года и в 1999 году) «Фош» регулярно участвовал в операциях Balbuzard , Salamandre и Trident в Адриатическом море во время вмешательства Франции в войны в бывшей Югославии в составе FORPRONU , SFOR и KFOR. Авианосец обеспечивал безопасность французских сухопутных подразделений и проводил воздушные налеты Super Étendards на сербов под командованием ООН и НАТО.
С февраля по июнь 1999 года авианосец, в последний раз в составе французского флота, участвовал в операции НАТО против Сербии. С последнего развертывания авианосец вынужден был выйти через четыре месяца из-за проблем с катапультной системой и других проблем.
«Фош» в 1997 году получил две пусковые установки ЗРК Sadral (для 6 ракет Mistral каждая).
В 2000 году «Фош» совершил свою последнюю миссию, возглавив оперативную группу 473 в четырехмесячном кругосветном турне.
В 2000 году авианосец был продан Бразилии. И это совсем другая история...
«Фош» тоже снимался в кино. В фильме 1995 года «Багровый прилив» в качестве места для нескольких телевизионных новостных репортажей американского журналиста Ричарда Валериани (играющего самого себя в фильме) о продолжающемся конфликте в России, «Фош» изображал американский авианосец ( ВМС США категорически отказались от съемок на борту американского авианосца).
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам