Найти в Дзене
Смысл в кино

Вуди Аллен - режиссер старой закалки и молодой души. Психология работ мастера

Оглавление

Вуди Аллен - абсолютно широкоформатная личность: он и комик, и кларнетист, и режиссер, и сценарист, и актер.
За всю свою жизнь он снял не 5 и не 10 картин, сейчас на счету у мастера числится более 50 работ и это не предел, почти ежегодно он выпускает по фильму.
Его точно можно причислить к числу самых продуктивных творцов.

Кадр из фильма "Энни Холл"
Кадр из фильма "Энни Холл"

Несмотря на то, что у него было 16 номинаций на Оскар, всю жизнь Вуди Аллен ищет свою Симфонию №5, снимая множество фильмов, но среди хороших и очень хороших, по его мнению, нет гениального.

В документальном фильме о нем, Аллен говорит:

«С точки зрения долголетия, выносливости и количества фильмов - это успех, но ценность его невысока. Для меня успех - это создание великого фильма, а мне за столько лет так и не удалось этого достичь».
Фото Вуди Аллена взято с сайта www.maxwellrender.uk
Фото Вуди Аллена взято с сайта www.maxwellrender.uk

И в том же документальном фильме можно увидеть, что Вуди Аллен является человеком, который не обладает терпением отполировывать произведения. У него так много идей, что он хочет поскорей завершить один фильм и приступить к новому.

А для создания чего-то великого чаще всего требуются не только годы работы над одним проектом, но главное - глубина, в то время как Аллен скорее является широкой личностью нежели глубокой. И в этом его сила - он не ждет, когда к нему придет одна гениальная идея, он реализовывает огромное количество идей, которые лавиной сыпятся на него.

Кадр из фильма "Разбирая Гарри"
Кадр из фильма "Разбирая Гарри"

У каждого автора есть свой почерк, который отличает его от других.
И несмотря на то, что сквозь года работы мастера не раз меняли форму и содержание:
от уморительных комедий абсурда до создания нового жанра интеллектуальной комедии, до мелодрам, устанавливающих новые стандарты, и до чувственных любовных трагикомедий, - но так или иначе все они имеют флер стиля Вуди Аллена.

Хотя среди потока узнаваемых историй есть исключения. Например, «Интерьеры» или «Матч пойнт» - крайне сложно угадать, что это работы знаменитого мастера комедии.

Предлагаю поговорить именно об узнаваемом почерке автора.

Отражение автора в персонажах

Через творчество сквозь года мы видим, как меняется мировоззрение автора, какие черты характера преобладают в то или иное время, и какие вопросы его волнуют.
Хотя сам Аллен очень часто отрицает, что в своих фильмах он рисует автопортрет, но есть ощущение, что ответ кроется в фильме
«Разбирая Гарри».

Смысл этого фильма в том, что творчество и вымышленные персонажи помогают вскрыть и проанализировать те переживания и затаенные мысли, которые есть глубоко внутри автора, о которых даже он сам порой не подозревает, т.е в какой-то мере творчество является терапией и инструментом самопознания.

А также этот фильм показывает человека, который не может жить нормальной жизнью и живет только в вымышленном мире. Покой ему приносит только его работа, которая не раз спасала его от смерти.

Кадр из фильма "Разбирая Гарри"
Кадр из фильма "Разбирая Гарри"

И Вуди Аллен, выпускающий по фильму в год, в котором бьет неиссякаемый фонтан идей, и который не может сделать паузу - очень похож на своего персонажа, как бы он это ни отрицал.

Персонажи не являются полной его копией, но они поднимают те вопросы, которые интересуют режиссера, а также отражают те качества, которые близки и ему самому, пусть и довольно в преувеличенном виде.

Коллеги Вуди Аллена отзываются о нем, как о гении с невероятным остроумием, кучей фобий и склонностью к ипохондрии. Он уникальный человек. Он ведет себя как подросток. Он умнейший и проницательный, но в то же время абсолютно чокнутый. Заканчивая один фильм, он приступает к новому, он не ходит в отпуск.
Здесь легко можно брать любимую цитату:

- Ты либо гений, либо безумец.
- Это две крайности одной и той же сущности

Не зря характерным и узнаваемым Алленовским персонажем является интеллектуал-неврастенник, выраженный в большей или меньшей степени комедийности и утрированности, а иногда даже трагедийности.
Например, в
"Интерьерах" Аллен сравнивал себя с матерью, которая не смогла перенести одиночество.

Очень часто он смеется над псевдоинтеллектуалами, из которых льется словесный гейзер философских рассуждений, но их поведение отличается инфантильной неврастенией с кучей комплексов и глубокой неуверенностью в себе, как например в «Манхэттене» или «Энни Холл».

Кадр из фильма "Энни Холл"
Кадр из фильма "Энни Холл"

И благодаря этому он создал новый жанр - интеллектуальная комедия, в которых смеются не из-за падения на банановой кожуре, а от остроумных, интеллектуальных и одновременно смешных диалогов. Действия заменяются длинными диалогами.

Вуди Аллен имеет удивительное отношение к жизни, с одной стороны, он считает мир ужасным и жестоким местом, а с другой, - недоволен конечностью этой жизни.
Возможно, поэтому он хочет снять что-то великое, чтобы принести что-то хорошее в это пропащее местечко под названием Жизнь.

Здесь уместна шутка из "Энни Холл":

Есть старый анекдот: Две пожилые женщины на горном курорте. И одна из них говорит: "Фу, еда здесь просто ужасная". А вторая отвечает: "Да, действительно. К тому же так мало дают"

Поэтому, в его фильмах персонажи очень часто наделены одновременно ангедонией, невозможностью наслаждаться жизнью и страхом смерти.

Кадр из фильма "Любовь и смерть"
Кадр из фильма "Любовь и смерть"

Все это отражается как осознание беспомощности и неконтролируемости процессов, которые имеют наибольшую важность для человека, будь-то любовь или смерть.

И если в ранних фильмах неконтролируемость показана через постоянную нервозность персонажей, то в более поздних работах мы видим ироничное смирение перед случайностью, которую невозможно предсказать.

В целом можно сказать, что персонажи Вуди Аллена эрудированы, тревожны, часто ироничны, задаются философскими вопросами, постоянно думают о смерти, их мысли о невозможности ничего контролировать и о том, что все конечно, так сильно пугают их, что они не могут наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Однако, если мир так ужасен, то почему мы смеемся?

Глубокие интеллектуальные и философские идеи, выраженные через комедию

Еще одна отличительная особенность фильмов Вуди Аллена - он поднимает очень много смысловых, философских и неразрешимых вопросов бытия, он говорит об отношениях, любви, человеческом одиночестве, жестокости мира, рассуждает есть ли бог и загробная жизнь, при этом делает это в легкой форме.

И это огромный дар, который он сам считает проклятием, ведь он хотел бы быть новым Достоевским или Феллини.
Его драмы и мелодрамы почти всегда разбавлены диалогами, персонажами или событиями, которые вносят юмор и иронию.

Кадр из фильма "Воспоминания о звездной пыли"
Кадр из фильма "Воспоминания о звездной пыли"

В фильме «Воспоминания о звездной пыли», который в свое время был уничтожен высказываниями критиков в стиле «Нет точки зрения, нет морального стержня», и до сих пор считается одной из самых неудачных работ автора, однако, на мой взгляд, он выражает очень много экзистенциальных размышлений автора.

В нем мы видим, что персонаж Вуди Аллена мучается, что он снимает комедии, хотя для мира это совсем не важно, он же не спасает людей от рака.
Как будто он не делает что-то достаточно важное, чтобы это было смыслом жизни.

Здесь же он сталкивается с ощущением непонятости, ведь он хочется нести глубокие посылы, в то время как его зрители говорят «Зачем вы так много времени посвящаете раскопкам человеческих травм? Лучше бы вы сняли фильм про инопланетян» или «Люблю ваши работы, особенно, ваши ранние, смешные фильмы», - все эти посылы в фильме были восприняты, как насмешка над его аудиторией, хотя он просто выражал свою собственную боль.

А потому он придумал, как альтернативно показать эти мысли в «Зелиге». В жанре документальной комедии он снимает историю о человеке, который не может быть собой и меняет свой облик, подстраиваясь под всех и каждого, кто находится рядом.

Кадр из фильма "Зелиг"
Кадр из фильма "Зелиг"

Но смешить людей - это великая сила. Драмы людям хватает и в жизни, а вот смех и хорошее чувство юмора очень часто бывает в дефиците, иногда именно смех исцеляет боль.

И талант Вуди Аллена, данный свыше, оберегает его от тщеславия, ведь такая сила дается для того, чтобы использовать ее в помощь другим людям.

И какой фильм ни возьми, хоть "Любовь и смерть", хоть "Полночь в Париже" - везде поднимаются важные философские вопросы, которые заставляют задуматься, поразмышлять, поспорить о них.

Да, он не делает это в формате тяжелой драмы, хотя "Матч поинт" в достоевском стиле еще как давит на зрителя, но в большинстве своем юмор Аллена помогает иронично взглянуть на серьезные вещи, о которых мы можем думать и размышлять часами, но в конечном счете юмор как будто дает нам ощущение бессмысленности всей этой интеллектуальной мастурбации, ведь жизнь от этого не станет легче.

Эпохи фильмов Вуди Аллена

Сколько раз публика закапывала Вуди Аллена? Мол, автор исчерпал себя.
И каждый раз для Аллена это был скачок, он удивлял зрителя чем-то новым, необычным, он никогда не боялся экспериментировать, ровно как и критики в свой адрес, ведь каждый имеет право на свое мнение.

Кадр из фильма "Энни Холл"
Кадр из фильма "Энни Холл"

После ряда чисто комедийных фильмов таких, как «Бананы», Вуди Аллен удивил всех мелодрамой "Энни Холл", которая отличалась от всего, что было в то время в этом жанре.
И конечно, снимая этот фильм, он не думал, что произведет такой фурор, за которым пошла нью-йоркская трилогия, включая «Манхэттен» и «Интерьеры».

Далее «Пурпурная роза Каира» стала новой вехой для режиссера. Сам Вуди Аллен говорил, что «Пурпурная роза Каира» - один из лучших его фильмов, которым он остался поистине доволен.
И это неудивительно, ведь в нем интеллектуальная и ироничная болтовня стала уступать место философским идеям, которые несут сами сюжеты фильмов.

Кадр из фильма "Пурпурная роза Каира"
Кадр из фильма "Пурпурная роза Каира"

Картина подняла вопрос выбора жизни в иллюзорной фантазии или в жестокой реальности, которая, в конечном итоге, всегда болезненно отрезвляет нас, заставляя снять розовые очки, хоть и приятно хотя бы на какое-то время спрятаться от всего этого в мечте о сказке.

Собственно, за этой работой последовал цикл экспериментальных изысканий Аллена. Он пробовал себя в разных направлениях, и детективной, и криминальной, и ностальгирующей, демонстрируя свою эрудицию в кинематографе и литературе.

И дальше взрывом случается «Матч пойнт», трейлер которого совершенно не сопоставлялся с именем Вуди Аллена. Мало того, что комедией тут и не пахнет. Зато он наполнен страстью, чувственностью, трагедией.

Кадр из фильма "Матч поинт"
Кадр из фильма "Матч поинт"

Кто бы мог подумать, что почти в 70 лет он будет снимать что-то столь эротичное. И это был не единичный случай, а новая ступень исследования любви. И мы увидели "Вики Кристина Барселона", "Римские приключения" и "Будь что будет"

Аллен как будто заявил, что его еще рано списывать со счетов, и эта тема все еще будоражит его кровь.

В целом Вуди Аллен никогда не шел на поводу у зрителей, и потому мы видели его таким разным, похожим на самого себя и непохожим одновременно.

Исследование отношений и отношение к женщинам

Отношения - еще одна тема, которая остается неразрешимой, которая занимает умы людей испокон веков и так до сих пор не найден рецепт ни любви, ни долговечности отношений. Этот вопрос терзает людей всех полов, возрастов во все эпохи человечества.

И конечно любовь как и смерть абсолютно неконтролируема и неподвластна никакой логике.

Кадр из фильма "Манхэттен"
Кадр из фильма "Манхэттен"

И в своих фильмах Вуди Аллен исследует любовь с разных ее сторон, в разных проявлениях: это могут быть разновозрастные отношения, могут быть счастливые отношения, но при этом без хэппи энда, или наоборот безопасные отношения, в которых нет никаких чувств. В них может быть страсть, душевная любовь, любовь по привычке, запретная любовь. Любовь, за которой или от которой бегут.
Но все же это любовь!

И судя по фильмам, знаменитый режиссер является и романтиком, и циником одновременно.
Как часто он показывает персонажей, которые стремятся следовать законам логики, неуверенных интеллектуалов, которые ищут себе половинку под стать, но влюбляются в совершенно противоположных веления разума более легких, смешных, даже наивных, с открытым сердцем женщин.

Кадр из фильма "Магия лунного света"
Кадр из фильма "Магия лунного света"

И этот контраст разума и сердца очень часто выражается в отношении к любимым женщинам.
Его мужские персонажи пытаются переделать возлюбленных под ожидания разума: советуют им почитать философские книги, походить на образовательные курсы, даже оплачивают им походы к психологу.

Мужские персонажи, с одной стороны, считают этих женщин ниже себя, а с другой, - отталкивают, потому что боятся потерять, ведь любовь может причинить боль, она непредсказуема и может закончиться так же быстро, как и началась.

Внешняя узнаваемость фильмов

Хотя Вуди Аллен работал с разными операторами, в разных стилях и жанрах, его фильмы были и черно-белыми для создания атмосферы, и более темными, и наоборот вдохновляюще яркими.

Но есть и то, что не меняется из фильма в фильм - это постоянное присутствие такого персонажа как город, в котором происходят действия.

Кадр из фильма "Дождливый день в Нью-Йорке"
Кадр из фильма "Дождливый день в Нью-Йорке"

Ранние фильмы постоянно окунают нас в любимый город Вуди Аллена - Нью-Йорк, когда более поздние - знакомят нас с Лондоном, Парижем, Римом.
И у каждого города есть свое настроение, свой темп и своя атмосфера.
И при таком пессимистичном и циничном взгляде на мир, одновременно мы видим его красоту.

И помимо визуальной составляющей, Вуди Аллена мы узнаем по джазовым вступительным титрам. Сам режиссер является кларнетистом и до сих пор играет и выступает на концертах.

Джаз остается в его фильмах сквозь года.
Он даже говорил, что
ритмичность и синхронность, которая есть в музыке - залог успеха комедии.
Все его увлечения как будто переплетаются внутри друг друга.

В конечном итоге, можно взять практически любой фильм Вуди Аллена - в нем будет специфический юмор, немного абсурда, эрудиция, начитанность, необычно-обычные любовные отношения, страх смерти, философия, цинизм, красивые пейзажи и джаз.
И главное все истории обладают тем шармом, от которого не устаешь и продолжаешь любить!
А какой ваш любимый фильм мастера комедии?

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
И конечно, если вы хотите поддержать автора, свои донаты вы можете отправлять
по ссылке здесь.

Также недавно я создала свой ТГ канал, если вам интересно, заходите.