Говорят же, бывалые зеки брали в побег "типа в напарники" молодых, неопытных зеков с одной только целью - на долгом переходе от лагеря до населенке съесть его как "живую консерву".
Вот такое ощущение у меня возникло в 2015 году, когда я позвал было друзей на велопрогулку до Марий Эл с северной части Казани, а поехать смог лишь один друг из той компании.
Камиль был человек туристический лишь пассивно - впишется лишь в продуманную и организованную движуху, и то не в любую, но зато вопросов лишних не задаст и критиковать не будет, любое отклонение от программы воспринимая как полагающуюся трудность - идеальный попутчик для кроссреспубликанского однодневного тандема. И, что самое главное в этой истории, Камиль на велосипеде в этой взрослой жизни ездил меньше раз, чем пальцев на руке, а из велосипедов только ашан-двухподвес стингер, над которым я колдовал и как-то отрегулировал, что Камиль на нем смог сколько-нибудь далеко ездить. Но я и правда не ожидал, что и правда сможет так далеко поехать. Тем более без багажника с обычным туристическим рюкзаком за плечами.
В общем, рано утром в воскресенье я прицепил велоштановый рюкзак к багажнику, Камиль одел туристический 60 литровый на плечи, предварительно переложив мне ну самое тяжелое, и мы покатили. В лесу пересеклись с догоняющими покатушку в Свияжск. Проехали Оргсинтез и Салават Купере, и вот она - волшебная дорога на Ивановское. Эту дорогу сделали тоже потому что мы вели себя хорошо и слушались старших - нет другого объяснения, почему в одну деревню ровно через лес построили гладкую и крайне фотогеничную дорогу через лучший в республике лес. Наслаждаясь едем, а машины идут навстречу или обгоняют ну крайне редко.
Проехали эту божественную дорогу, в Ивановском чуть плутнули - оказалось, что "асфальто" соединяет Ивановское с базой отдыха на Светлом Озере (я не видел этого озера без базы отдыха и не могу сказать, портит она его или нет), и далее с Ключами. В Больших Ключах мы поехали дальше на знакомый мне по майской криовылазке дороге на Б.Яки и Уразлу. Тут, скатившись в Яках к Петьялке, началась "Ягодная Долина". Кстати, я, похоже, в упор не вижу переправу через Петьялку тут - все дальше едут по тому же берегу, что и храм в Петьялах, а мы решительно Петьялку нигде не переезжали. Постояли перед Уразлой, перевели дух, полюбовались на лес за Петьялами вдалеке. Зато проехали через саму Уразлу - она оказалась еще краше - все домики с резьбой. Там, где домики не деревянные уже, резьба много где сохранена и перенесена. Просится сюда официальный турмаршрут ) Далее Никольское, а вот в Олыкъял, который Большой, мы не поехали. Выгоднее было полевой дорогой до Сотнурской трассы ехать вдоль Петьялки. Так что этнографию марийской деревни Камилю я не показал, ну да он вроде не большой ценитель. Речушка перед самой трассой - весной я обошел этот брод, а в этот раз сняли кроссовки и перешли. Обжигающе холодная ) Переехали трассу, последний асфальт до Кожласолы. Тут село по касательной и на последнем куске поля, за которым уже очень близко маячит лес, мы уходим на песчаную часть тракта!
И тут началось, полувелом, полушагом. Камиль вспомнил про принцип Паретто - самая интересная часть маршрута - всего 20% и, видимо, на нее мы потратим 80% времени и сил. Ну почти. Первый лес, куда въезжаем - Сотнурский участок. На въезде висит карта. Это прекрасно, я считаю! Мне достаточно просто карты, чтобы понять, где я - точка на ней. Чуть погодя, после первого мостика, натыкаемся на лесорубов (да, воскресенье) - курящий мужик подтверждает, что да, Кленовая туда. Но этот участок тракта я никогда не проходил - и признаков его не знаю. Любое отклонение вызывает опасение, а вдруг не туда? Указателей то нет как назло. И так и случилось - в одном месте ушли по "ложному тракту" - лесорубы раскатали участок влево лучше самого тракта. Но когда на дороге появились свежие корни, стало понятно - дорога новая, и узкая, и нет верных признаков тракта - противопожарных полос с двух сторон.
Песок, это конечно да. Как только далекие предки тут ехали на лошадях и доезжали до Йошкар-Олы на машинах. А ведь у Конан-Ера на дороге нет песка - неужели, когда делали заповедник замостили? Песок постепенно пропадает в районе Куж-Ера, достигая максимума возле вырубок. Настоящее облегчение - спуск в низину перед Куж-Ером, признак того, что сейчас песочка станет меньше.
Тут нам первые встретились отдыхающие - ехала навстречу "нива" с местными. Видели следы животных на дороге. У Куж-Ера стояла семья на "УАЗике" с шатром. Поздоровались и понеслись дальше - почти без песка дорога стала. В этом месте историческая экстремальная нитка тракта уже сливается с более щадящей и дикой дорогой через Кугу-Ер.
Ну и граница нацпарка. Оформлено в лучших традициях - на въезде большими буквами и резьбой со стороны заповедника и информативно, с картой со стороны охотохозяйства на Сотнурском участке. Граница ровно на полпути от Куж-Ера до Конан-Ера. Мы уже подустали, уже хотим есть и воду выпили. Пять часов доходит (к опушке приехали к двум, вроде). Поворот на Конан, где V-образное дерево помнит еще указатель на Конан-Ер, странным образом переехавший. С Конана разъезжаются джипы (ох и не любо мне это((() а мы вылетаем на поляну и захватываем еще не остывшее кострище. Раскочегарили, чай вскипятили, кашку сварили. Смотрели самолеты и спутники (обычно на закрытии лета можно Леониды посмотреть, но тут мы припозднились))). Вокруг шуршали и квакали, ухала сова. Дискотека с санатория, порезанная в верхнем частотном диапазоне завывала злорадно, эдак можно и с ума свести того, кто начитается страшилок про Конан-Ер ) Но физиков не запугать, конечно ) Ночью вышла яркая луна и осветила поляну будь здоров - пожалел, что нет фотика и штатива. Но у меня в семье жена фотограф) Озеро тоже смотрелось любопытно. Что к утру ближе луна покраснеет мы не знали - да и не дождались бы, спать хотелось вовсю. Зато наговорились за жизнь вдоволь.
Интересно, что тогда же, 27 сентября, состоялось мое самое позднее летнее купание. Но именно что летнее - вода в Конане была чистам, теплая, хоть по ночи дальше сходней я и не отплывал.
Утром быстро собрались, доели кашу (кстати вдвоем в два присеста еды съели весь котелок - хотя иной раз на сплаве поболее людей не могло уплести столько), кипяченую воду в бутылку на всякий случай и покатили дальше. Мимо Малого Конана, вверх у Дуба, ну и далее под уклон. А потом и вовсе вниз с Кленовой Горы. Моменты счастливого полета на теплом утреннем воздухе, последние минуты асфальта, пристанционного песка, и вот уже на станции. Поезд, который нам вернули за то что мы вели себя хорошо и потому что не слушали старших, в эти выходные свозил много кого на закрытие лета в конце сентября ) А утром в понедельник вывозил только нас.
Как обычно, станция Илеть тиха как и всегда. Козы прячутся под ржавеющими вагонами, через рельсы скачет маленький котенок. Подъезжает красный лесной трамвайчик и какая-никакая, но маленькая толпа в него грузится, полностью растворяясь на сидячих местах вагона. Оставляем велики в тамбуре и полудремля на рюкзаках едем обратно, слушая стоны рельсов и ощущая последние лучи солнца через стекло на лице. Хорошо, когда работа может позволить тебе такое )