Эта статья посвящена переходному периоду от устного счёта к письменным заданиям в тетрадях.
Это период, когда ребёнок учится рисовать первые закорючки, писать цифры, закладывается наглядно-образное понимание условий задач через картинки, развивается логико-математическое мышление.
Конечно здорово, если ребенок и до этого периода занимался рисованием, раскрашивал раскраски, но у многих неговорящих детей нарушен не только артикуляционный праксис, но и остальные виды праксиса.
Простыми словами - ребёнку сложно водить туда-сюда карандашом, сложно правильно держать карандаш, делать нажим. Поэтому многие дети неохотно занимаются раскрашиванием, а в последствии и прописями.
Отдельно я хочу выделить идеаторный праксис - это составление плана последовательных действий для выполнения сложного двигательного акта.
Т.е. если с проблемами письма всё понятно, что всё будет в очень медленном темпе, маленькими шажками с небольшой нагрузкой, дабы вообще охоту от занятий не отбить, то проблемы с идеаторным праксисом нужно будет решать более длительное время.
По сути, то самое планирование и последовательность действий и в 10, и в 15 лет будет присутствовать. Это как раз тот самый раздражающий момент, когда приходится стоять над душой у ребёнка и контролировать его каждое действие, сдерживать свои порывы сделать всё самой за ребёнка, тем самым сократив время ожидания выполнения ребёнком инструкций.
Представьте себе подростка, который утром мечется между пойти умыться, найти носки и поставить чайник на плиту!😂 Подростку тоже каждый день нужно повторять одно и тоже, иначе он не умоется, не найдёт носки и чайник так и не поставит греться, хотя активная деятельность при этом будет осуществляться!😁 Естественно он сам всё это сделает, но вопрос в том, сколько времени это у него займёт?!😁 А часть дел может в процессе выполнения других дел просто вылететь из головы!😅
А с детьми младшего возраста сидеть придётся постоянно, оттачивая именно навык последовательности действий при выполнении определенных задач. Даже когда ребёнок вроде бы и сам начинает выполнять задание, нужно продолжать сидеть, оказывать так сказать моральную поддержку, что бы ребёнок чувствовал, что в случае чего Вы ему подскажете что и как делать, если он забудет.
И чем больше Вы будете сидеть у ребёнка над душой, тем лучше будут результаты.
Не расслабляйтесь, это не на пару месяцев, это на годы!😂
Ну а кому легко?!😉
Немного отвлеклись на праксис, но давайте вернёмся всё же к теме статьи.
Начинаем рисовать!
Только рисовать будете Вы!😂
Помните, ребёнку это делать тяжело!😁
Есть масса печатных пособий, которые можно купить в магазине и не тратить время на собственноручное рисование, но я очень рекомендую если и использовать эти пособия, то исключительно как образцы, когда собственная фантазия начинает иссякать.
Почему? Да потому, что мы имеем дело с ребёнком, которого надо учить буквально всему! Помимо проблем с рисованием карандашом там ещё концентрация внимания, как у рыбки!
Поэтому берём лист бумаги А4, простой мягкий карандаш и начинаем рисовать!
Почему лист А4, а не альбом или тетрадку? В альбоме ребёнок может отвлекаться на предыдущие рисунки, может просто мешать соседний лист, сам разворот альбома. А в тетрадке отвлекают клеточки и линеечки, да и места на листе А4 больше, удобнее рисовать крупные фигуры.
А мягкий карандаш хорош именно тем, что он мягкий, когда ребёнок начнёт им рисовать/писать, у него не так будет уставать рука, как от твёрдого карандаша или ручки.
При этом завлекаем ребёнка фразами: "А давай котика нарисуем?!", "Смотри, какая у котика головка, лапки, хвостик, усы!" Всё это проговариваем при рисовании того самого котика. Можно в этот момент ребёнку предложить поучаствовать в создании рисунка.
Но не забываем, что мы не просто рисунок рисуем, а пособие, поэтому отклоняться от задумки можно, но нужно что бы рисунок содержал нужные элементы.
Таким образом, в совместной деятельности мы уже тренируем концентрацию внимания, заинтересовываем процессом, прикладываем внимание именно к этому листу бумаги.
После совместного рисования будет проще ребёнку выполнить те задания, которые Вы ему предложите, чем если бы выдали готовое покупное пособие.
Творчество сближает!😉
Вот в таких рукотворных пособиях и учатся дети писать всякие разные закорючки, не в виде задания, а в виде игры. А ещё начинаем считать то, что нарисовано, знакомим ребёнка с тем, как пишутся цифры.
Самое главное - это закрепить понятие - один предмет обозначается цифрой "1"! Соотнести с одним пальцем!
Можно выучить как пишется цифра "2", но это не обязательно. Просто считаем всё, что есть на рисунке и каждому предмету присваиваем цифру "1".
При счёте используйте счёт на жестовом языке, именно соотнося каждый предмет с каждым пальцем. Если нарисовано у нас четыре шарика, то прикоснетесь указательным пальцем к одному шарику, средним ко второму, безымянным к третьему и мизинцем к четвёртому. При этом проговаривая: "Один шарик, ещё один, ещё один и ещё один!" Покажите, что получилось четыре пальца.
Можно писать примеры 1+1+1+1=... , в пределах пяти или девяти, но ответы считайте, проговаривайте и пишите сами, на данном этапе мы не учим то, как пишутся цифры. Если ребёнок запомнит написание других цифр, кроме единицы, то это здорово, если нет, то и не требуйте этого от него.
Цифры мы выучим быстро, но другим способом. Об этом в следующих статьях.