Специальный световой и звуковой сигналы автомобиля оперативного назначения говорят о том, что ситуация требует немедленного разрешения. А ПДД содержат четкие требования о том, что должен сделать водитель при приближении машины с такими сигналами. Но как это работает на практике?
В рамках мероприятий, которые призваны выявить нарушения, связанные с пропуском транспорта оперативного назначения, в пятницу 11 октября УГАИ Минской области провело рейд. Выбор пал на прекрасный белорусский город Молодечно. Журналисты ABW поучаствовали в этом рейде.
Итак, инспекторы ДПС СП по ОБДД ГАИ Минской области Евгений Саушкин и Андрей Стогначев, а также их коллеги из молодеченской ГАИ при участии кареты скорой медицинской помощи приступают к свей, по сути, повседневной работе.
Скорая включает спецсигналы, и мы выезжаем на улицы города. Пока едем, обращаем внимание на поведение пешеходов.
«Молодежь частенько через пешеходный переход идет, не глядя по сторонам, кто в наушниках, кто в телефоне. И сирена включена, и маячки, все равно пешеходы иногда не замечают и не пропускают спецмашину. А бабушки, увидев скорую, бывает, крестятся. Почему – не знаю. Может, примета у них такая», – делится своим опытом водитель скорой с 14-летним стажем.
Но в этом рейде главная цель все же – выявить водителей-нарушителей.
Как проходит наш рейд? Машина скорой едет впереди, а экипаж ГАИ в потоке – сзади, фиксируя дорожную обстановку. Если инспектор видит, что водитель впереди идущей машины, имея возможность уступить дорогу скорой помощи, этого не сделал, включается сирена. И нарушителя останавливают для проведения разбирательства.
По правилам, водители автомобилей должны предоставить беспрепятственный проезд машине скорой помощи с включенными звуковыми и световыми сигналами. Это можно сделать по-разному: прижаться к краю проезжей части, перестроиться в другую полосу, проехать вперед и перестроиться, главное, чтобы скорая могла проехать. Водитель сам выбирает способ, как ему обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорту, но сделать он это должен беспрекословно.
Справка ABW: санкцией статьи 18.13 ч. 10 предусмотрен штраф от 2 до 10 базовых величин (*1 базовая величина – 40 рублей) с лишением прав на срок до одного года или без лишения.
Но не все водители знают или помнят об этом. Всего за полчаса инспекторы ГАИ выявляют 5 нарушений по ч. 10 ст. 18.13 КоАП.
При этом некоторые из водителей, остановленных инспекторами ГАИ, с нарушениями не соглашаются – приходится знакомить их с файлами, содержащимися в видеорегистраторе машины ГАИ. После просмотра – молчание, вздох и разведенные руки.
Что поясняют при этом водители? «Кто говорит, что погода плохая, плохо слышно и видно. Некоторые объясняют свои действия громкой музыкой в салоне машины. Кто-то вообще отвечает, что не заметил, потому что не заметил – и все. Причины разные, но ПДД предписывают водителям быть внимательными при любых погодных условиях и любых обстоятельствах. Увы, этим руководствуются не все», – говорит инспектор Евгений Саушкин.
Краткий курс из ПДД:
согласно п. 25 ПДД, водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать от некоторых пунктов правил.
При приближении машины оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд транспортному средству оперативного назначения.
Если в оперативном автомобиле вдобавок к синему сигналу маячка включен и красный, водители попутных, а при отсутствии разделительной полосы также водители и встречных транспортных средств должны остановиться на обочине, а при ее отсутствии – занять крайнее правое положение в правой полосе движения и остановиться.
Напомним, что уступить дорогу (предоставить преимущество) – требование, которое означает, что вы должны снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление или скорость движения.
При этом Евгений Саушкин поясняет: «Просто так включить световой и звуковой сигналы и на красный сигнал светофора проехать, например, нельзя, даже если автомобиль оперативного назначения с маячками и сиреной. Вот я, как водитель оперативного автомобиля, отступая от требований ПДД, обязан в первую очередь обеспечить безопасность. Что означает минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия. В реальной жизни, конечно же, всякое бывает, но на чеку нужно быть постоянно, так как не все водители должным образом реагируют на оперативные машины».
Согласно постановлению Совмина №439 «Об утверждении инструкции о порядке использования транспортными средствами оперативного назначения специальной световой и звуковой сигнализации», при участии в дорожном движении включение сигнализации должно производиться заблаговременно в зависимости от конкретной обстановки, чтобы другие участники дорожного движения имели возможность принять меры в соответствии с требованиями ПДД.
При включении сигнализации водители специальных транспортных средств обязаны учитывать интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения, а также быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению специальным транспортным средством для обеспечения безопасности дорожного движения.
Итоги рейда
В ходе рейда в Молодечно было выявлено не так уж много нарушений, связанных с непропуском оперативного транспорта. Но они есть – и это должно стать уроком для других водителей.
К слову, в рамках этого рейда нам удалось стать свидетелями того, как попутно были выявлены четыре водителя, которые управлять своими автомобилями права не имели. Трое из них лишены водительских прав, один оказался с просроченным документом.
Подводя итог: в голове у каждого водителя, который видит на дороге автомобиль с маячками или слышит специальный звуковой сигнал, непременно должно возникнуть осознание того, что кому-то в этот момент требуется помощь, и неважно, это машина МВД, пожарная или скорая. Ведь если сигналы включаются, значит, возможно, люди в этих автомобилях прямо сейчас спешат спасти чью-то жизнь.
Редакция ABW благодарит УГАИ УВД Минского облисполкома за содействие в подготовке материала.
]]>