Найти в Дзене
От худшего к лучшему

50 самых кассовых фильмов своего года (1975-2024): от худшего к лучшему ( 2 часть из 5)

1 часть: Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3 В 1977 году вышла «Лихорадка субботнего вечера», которая при бюджете в 3 млн собрала целых 237. Это на много лет сделало Джона Траволту заложником мюзиклов. И уже в 1978 году его новое кино стало самым кассовым за год. Что меня удивляет, все эти мюзиклы не то чтобы очень ценят западные зрители и критики. Оценки «Бриолина» для самого кассового релиза 1978 непростительно средние. Хотя я не то чтобы с этими средними оценками не согласен. Ну да, это мюзикл. Мюзикл с неплохими музыкальными номерами, банальным мелодраматическим сюжетом и простой персонажной раскладкой. Хочется похвалить актёров и постановку. Визуально всё выглядит вполне хорошо. Картинк
Оглавление

1 часть:

Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

40. Бриолин (1978), (76+72+(66+70)/2)/3=72.0

В 1977 году вышла «Лихорадка субботнего вечера», которая при бюджете в 3 млн собрала целых 237. Это на много лет сделало Джона Траволту заложником мюзиклов. И уже в 1978 году его новое кино стало самым кассовым за год.

Что меня удивляет, все эти мюзиклы не то чтобы очень ценят западные зрители и критики. Оценки «Бриолина» для самого кассового релиза 1978 непростительно средние. Хотя я не то чтобы с этими средними оценками не согласен.

Ну да, это мюзикл. Мюзикл с неплохими музыкальными номерами, банальным мелодраматическим сюжетом и простой персонажной раскладкой. Хочется похвалить актёров и постановку. Визуально всё выглядит вполне хорошо. Картинка приятна глазу, некоторые музыкальные номера цепляют неплохо.

Правда, я совсем не верю в химию персонажей. Вот как-то не задалось у меня с этим. Дуэт Джона Траволты и Оливии Ньютон-Джон визуально привлекательный, но практически никакой сценарно. Я так и не понял, почему персонажи влюбились и зачем после продолжили свои мелодраматические разборки. А на этом построена очень весомая часть фильма, поэтому местами я либо сильно скучал, либо мне просто не нравилось.

Я не могу сказать, что кино простое или посредственное. Просто оно держится на химии главных героев, которая для меня не работает, 6 из 10.

39. Привидение (1990), (82+71+(75+52)/2)/3=72.16

-2

«Привидение» — это феномен уровня «Красотки». Кассовый шедевр по мнению КиноПоиска, но довольно сдержанный в плане оценок от критиков и IMDb.

Мне же кино понравилось значительно больше той же «Красотки», но я б не рискнул называть «Привидение» ромкомом, по крайней мере, не чистым. За юмор здесь отвечает главным образом Вупи Голдберг, чей персонаж мне даже понравился, хотя я был уверен, что будет только раздражать.

В фильме довольно много всякого криминального и триллерного. С оглядкой на сцену из начала я был уверен, что герой помрёт в какой-нибудь авиакатастрофе, но на деле он помер в духе отца Бэтмена. Затем рефлексии героев было показано относительно немного. Много времени занимала ветка, где главный герой и компания пытались разгрести дело с 4 млн. Из романтического тут только первые минут 20, а также иногда грустная Деми Мур.

Кино как бы хорошее, но роль драмы/мелодрамы преувеличена. На мой взгляд, это довольно интересная комедия с крутой концепцией, но непосредственно драма отношений Суэйзи и Мур никак не трогает, может быть, чуть-чуть. Мне фильм хорошо зашёл как триллер. Ассоциации странные, конечно, но меня сюжет картины натолкнул на мысль, что было бы прикольно сделать чистый боевик, где главный герой-полицейский или же детектив становится привидением, а затем посредством медиума завершает своё расследование. Из минусов я бы выделил очевидный твист со злодеем и несколько шаблонную развязку.

Но в целом «Привидение» мне понравилось — это весьма классное кино, но пересматривать его, как тот же «Помни меня», как-то не хочется.

38. Барби (2023), (66+68+(88+80)/2)/3=73.0.

-3

2023-й был горазд на различные сиквелы и спин-оффы, франшизы в этом году развивались стремительно, но как-то так получилось, что самыми кассовыми фильмами в году стали относительно оригинальные фильмы. И «Барби» каким-то образом занимает лидирующую позицию среди самых кассовых релизов года, хотя вроде бы кино про кукол.

Мне не то чтобы очень хотелось посмотреть ленту Греты Гервиг даже после всего этого безобразия с «Барбенгеймером», но всё-таки кино всячески хвалили, так что взглянуть на получившийся шедевр было интересно.

И вступление было просто шикарным: это, наверное, самое потрясающее копирование «Космической одиссеи» в истории. В дальнейшем кино так и блистало визуальными изысками. Режиссура в купе с декорациями, операторской работой и монтажом создали действительно чуть ли не уникальный мирок в стиле «Барби». Вся эта помешанность на кукольных декорациях и идеальном совершенстве в движениях и пр. делали визуал картины заметно выделяющимся на фоне всего остального из летнего сезона. Пока «Флэш» или «Индиана Джонс» были типичными блокбастерами с типичной картинкой, в «Барби» подход был действительно свежим.

Правда, «Барби» затруднительно назвать блокбастером с экшеном и прочей атрибутикой. Продвигалось кино максимально стандартным в плане истории: идеал всего вдруг перестал быть идеальным, а ещё наивная дурочка столкнулась с тяжбами реального мира, с которым вынуждена взаимодействовать. История банальная, но при толковом подходе и она может сработать. Но в какой-то момент лента внезапно разворачивается на 180 градусов, отправляя людей в кукольный мир. Я ожидал, что основные события будут происходить в нашем мире, что на первых порах сделали креативно и обыграли в комедийном ключе. С возвращением персонажей в Барбиленд до кучи и акцент с мотивации главной героини сместился: то у нас сначала было задание вернуть идеальную себя, но вдруг из Кена сделали такого мини-антагониста, приведшего патриархат в этот девственный от современных трендов мир.

И где-то на этом моменте я понял, что фильм настолько резко переходит к проблеме Кена, что сильно смазывается восприятие. Мы наблюдаем за глубоко личным конфликтом Марго Робби, как вдруг нам уже надо спасать Барбиленд и всех Барби заодно. Знаете, в какой-то момент я почувствовал, что смотрю супергеройский фильм: вам тут и живший в своём мирке персонаж вынужден покинуть зону комфорта; и злодей, порождённый самим героем; и финальное противостояние, где всё возвращается в норму. Но это плохо вписывается в контекст фильма. Вы устраиваете типичный экшен всех блокбастеров, для уникальности снабдив всё нарочито-несерьёзным настроем, чтобы... что? Справедливости ради, сыроватость происходящего довольно складно скроена, так что в целом нет вопроса «А откуда это вообще вылезло?», но чувствуется этот неуместный контраст первого часа и второго. Ещё мне не нравится, что все свои мысли кино талдычит тебе прямо в лицо. Наверное, из-за всех этих сексизмов и общей нелепости мужских персонажей кино и свалилось в серую зону на КП, хотя мне кажется, что над «повесточкой» сами авторы намеренно смеются и буквально слова их воспринимать не стоит. Но я бы хотел, чтобы авторы всё-таки были тоньше с высказываниями, дав зрителям самим сделать свой выбор, а не напирать на своём видении. Это делает «Барби» менее тонким фильмом, тогда как в первой половине были все предпосылки для качественной метаиронии.

Фильм в целом получился качественным. Комедия достаточно неплоха, визуал замечательный, подбор музыки радует. Смотрел, кстати, кино в дубляже R.H.S. — озвучка божественная. Особенно благодарствую за две переведённые песни — они очень понравились. Меня порадовало и обилие классно адаптированных шуток, а ещё мне так не хватало Уилла Феррелла с голосом Александра Рахленко. Ну и накидаю ещё отдельных моментов: актёры классные, особенно Гослинг и Лю. Любовная линия Кена и Барби занятная. Зал на моём сеансе был полон, причём Кенов было гораздо больше, идеальный баланс с прошлым походом на кино больше для девочек.

Кино скорее хорошее, но не главный или лучший релиз года, 7 из 10.

37. Индиана Джонс и Храм судьбы (1984), (79+75+(77+57)/2)/3=73.66

-4

Я бы не сказал, что Индиана Джонс для России какой-то особенно важный или известный персонаж. Какой-то археолог творил свои делишки в 80-е, а после дважды возвращался в 21 веке. Но баллы КиноПоиска тем не менее гласят, что у нас оригинальную трилогию очень любят. Причём любят плюс-минус одинаково. Оценки всех трёх фильмов держатся вокруг 8,0.

Но вот Запад и критики в этом случае более категоричны. Они обожают первый фильм, чуть хуже относятся к третьему. А вот второй — это что-то прикольное, но самое слабое звено. И лично я не совсем понимаю, почему разрыв в баллах настолько существенный, но причины на звание худшего в трилогии у «Храма судьбы» имеются.

Во-первых, смещение градуса в мрачность. Первый фильм местами был жутковатым, но всё-таки старался держать позитивный приключенческий настрой. Второй фильм — это рассадник разной жути. Очень хорошо известна история появления рейтинга PG-13 — то бишь подросткового рейтинга. До 1984 года существовали, так сказать, фильмы для двух аудиторий: либо для детей, либо только для взрослых. А «Храм судьбы» остановился ровно посередине — он не был достаточно жутким для взрослого, но чересчур пугал детей.

Если же говорить о типичных элементах «Индианы Джонса», то кино вполне себе классное и другим частям не уступает. Экшен всё ещё потрясающий. Приключенческая составляющая также на высоте — фильм и очень эффектный, и очень красивый, и захватывающий.

Также мне понравилось добавление второстепенных персонажей на помощь Инди. Ребёнок и девушка неплохо разбавили комедию, мне это трио очень понравилось. На мой взгляд, это и вовсе лучшая часть ленты.

Лично я воспринимаю первую и вторую часть максимально одинаково крутыми. В первой просто культовых сцен побольше. Но лично для меня это два плюс-минус одинаковых фильма, которые я бы назвал идеальными приключениями. Но триквел я люблю всё-таки больше всего.

36. Звёздные войны: Последние джедаи (2017), (66+69+(91+84)/2)/3=74.16

-5

«Звёздные войны» на западе всё ещё пользовались огромным спросом как при выходе 7 эпизода, так и при выходе спин-оффа «Изгой-Один». И только лишь на 8 эпизоде и западный зритель тоже начал осознавать, что франшиза очень быстро приблизилась к званию посредственной. 8 часть всё ещё очень сильно хвалили критики, а касса перевалила за млрд, но зрителям кино не то чтобы понравилось, а по сборам просело оно на 700 млн долларов.

Я же никогда не пылал к франшизе особой любовью, но фильмы Лукаса мне нравились. Да и 7 эпизод я воспринял скорее хорошо, нежели плохо. Да и «Последние джедаи» на момент выхода не казались мне откровенным провалом. Картина имела за собой как минимум несколько интересных сюжетных линий.

Во-первых, сам Люк Скайуокер. Да, ужасно, что великий герой стал изгоем на закромах Галактики, но в целом-то арка казалась интересной. И каким-то странным образом она может понравиться. Если кто-то вдруг каким-то чудом не смотрел предыдущие эпизоды, а начал прямиком с 8 или 7, то Люк-затворник покажется интересным. Он не лишён юмора, острого языка, но при этом верен статусу умного и рассудительного джедая.

Во-вторых, метающийся из стороны в сторону Кайло ещё старался быть интересным и многогранным персонажем. Он то за добро, то через сцену за зло. Ещё Райан Джонсон добавил неплохую идею, что Рэй может быть обычной сиротой. Но более выделить что-то хорошее затруднительно.

Многие отмечали бессмысленность и бестолковость ветки Финна и Роуз. И я полностью разделяю мнение тех, кто считает, что от парочки впору было избавиться, поскольку это не только зря растягивает и без того немаленький хронометраж, но и откровенно раздражает. Эта линия, наверное, одна из самых раздражающих во всей франшизе. Да и сюжет истории в целом не то чтобы удался. Рэй весь фильм занимается своими делами, Сопротивление — своими.

И ещё, с оглядкой на дальнейшее развитие франшизы, 8 эпизод оказывается бесполезной и филлерной поделкой. «Последних джедаев» можно похвалить за в какой-то степени смелость, атмосферный и трогательный момент с Люком, уходящим в последний путь, но всё это работает, если рассматривать кино в отрыве от других эпизодов.

В целом «Последние джедаи» скорее стали для меня разочарованием, но, видимо, лучшей частью новой трилогии.

35. Аватар: Путь воды (2022), (77+75+(76+67)/2)/3=74.5

-6

Если честно, самому не верится, что «Аватар: Путь воды» уже пару лет как вышел в кинотеатрах. Для меня это был самый ожидаемый фильм 2022 года, и дело даже не в том, что это продолжение того самого легендарного графона из далёкого 2009, когда лично Кэмерон рекламировал свой фильм на Первом канале. Дело исключительно в режиссёре, который навалил шедевров в 80-е и 90-е, но к 21 веку застопорившемуся из-за реализации каких-то идей, которые всё равно были отправлены в долгий ящик.

Джеймс Кэмерон для меня является вторым любимейшим режиссёром (после Спилберга), режиссёрские фильмы которого по делу называют шедеврами по всем областям. И хотя я люблю «Аватар», но это просто крепкие 8 из 10 с кучей экшена и какой-то там историей. С премьеры его уже утекло столько воды, а Кэмерон-таки решил бросить себе вызов после пандемии, решивши установить ещё один кассовый рекорд.

И хотя проект однозначно бы побил миллиард, но мне так нравились все эти мнения разных аналитиков, утверждавших, что не соберёт этот графон денег. Ведь сейчас зрителей не получится завлечь просто красивой картинкой, нужно ещё запариться над сценарием и персонажами. Да, действительно, ведь фильмы Marvel у нас всегда славились сюжетом и персонажами, а графон (и то плохой) просто шёл бонусом. Судя по тому, что сейчас отбиваются в прокате либо ужастики да слэшеры, а также куча многобюджетного мусора, то я не понимаю, как «Аватар: Путь воды» не смог бы собрать.

И хотя теперь кинотеатры России для грустных, но с 12 января прокат озарит и у нас. Мне же повезло поздней ночью не только сгонять на «Достать ножи: Стеклянная Луковица» в кино, но и почти на неделю раньше и на новое кино Кэмерона. Слава богу, что казахи добрые и не только возят нам копии из Голливуда, но и дубляж на русский поручили им делать. Даже позвали Александра Ноткина на озвучку Джейка, так что даже такого привереду как я всё устроило.

И начался фильм не очень хорошо. Во-первых, я не люблю сиквелы, которые обесценивают достижения предыдущих частей. Последний час в 2009 был построен на бешеном экшене, где синехвостые ценой огромных потерь выдворили землян восвояси. В сиквеле же буквально вторая сцена говорит нам о том, что сражались ребятки зря. Ещё я не люблю таймскипы. Вечно эти «Прошёл один год» намекают на неладное. Сюжетная канва тоже очень слабо адаптирована и практически полностью слизана с первой части — не этого ждёшь 13 лет. Вы ведь продали нам то же самое.

Да, графон теперь выглядит ещё более натуралистичным и красивым, но ничего нового не показывает. Вы просто перенесли всё действие на зелёнку, а главного злодея перекрасили в синий (ну и лес на воду сменился, само собой). У меня есть претензии только к началу и концовке. Фильм идёт 3 ч и 12 мин — но не выглядит затянутым. Самое неинтересное было в начале, а потом дело пошло. Время пролетело быстро, что хорошо, потому что я боялся, что усну где-нибудь в середине. Но концовку я бы всё равно сократил, потому что это повторение финального экшена первой части, только теперь на водной глади.

И удивительным мне показалось то, что примерно 2,5 ч проживания героев у морских Нави не происходит ничего. Нет экшена, диалогов тоже немного. Эта часть больше походит на какую-нибудь документалку про жизнь разумных аборигенов с другой планеты. И так как я обожаю документалки «про океан и его тайны», то этот сегмент смотрел с упоением. Это было очень красиво. Меня испугало, что в начале уровень графики меня не удивил. Да, красиво, но не революционно, как в первой части. Просто CGI и ничего такого. Но с новыми локациями и подводными съёмками получилось круто. Мне так понравились просто сцены, где молоденькая и синяя Сигурни Уивер так мило улыбается, смотря на песок, новых животных и т. п. Младший сын Джейка и его ветка с тулкуном-изгоем (у меня всё плохо с запоминанием имён, надеюсь, что правильно хоть животное обозначил).

Про экшен мне сказать особенно нечего. Несколько небольших сражений раскиданы по всей картине, а затем идёт финальное месилово. И Кэмерон тут впервые разошёлся на огромное количество отсылок к своим культовым работам. Здесь есть очень много от «Бездны». Сюжет в каком-то смысле похож и на дилогию «Терминатор» (Куоррич-человек — это Т-800, а Куоррич-Нави — Т-1000 как будто бы). В финале есть отсылки и чуть ли не прямое копирование некоторых сцен «Титаника». Ещё команда злодея навевает схожесть на группу Хикса из «Чужих».

Ещё я не понимаю, почему многие жалуются на отсутствие внятного посыла у картины. Здесь есть три момента: семья, бережное отношение к природе и скотское отношение людей к чему бы то ни было ради наживы. Если «Форсаж» этим промышляет, то неужели теперь вести разговоры на тему семьи так позорно? Ещё отмените Кэмерона из-за этого. Ещё две темы тоже заезжены, но осветить вредным не будет. В целом сиквел мне понравился, но тоже не схватил за живое.

«Аватар 2» похож на «Достать ножи 2». Режиссёр и сценарист хотел повторить формулу успеха оригинала, постарался перевернуть себя наизнанку, что в целом сработало, но это просто хорошо и оригинал будет покруче, 7,5 из 10. И так как на момент написания рецензии «Путь воды» уже стал самым кассовым фильмом 2022 года, то Кэмерон рад (или огорчён) сообщить, что займётся историей дальше. Грустно, что мой любимый постановщик вместо чего-то оригинального будет снимать ещё «Аватары», но лучше чем ничего.

34. Гарри Поттер и Философский Камень (2001), (83+76+(81+65)/2)/3=77.33

-7

Несмотря на статус первой экранизации «Гарри Поттера», открывающей двери в этот завораживающий мир волшебства, «Философский камень», тем не менее, не ценится западной аудиторией столь же тепло, как нашей. Я же люблю всю франшизу и не особо люблю выделять какую-то одну незыблемую шедевральную часть, стараясь воспринимать историю в целом.

Но по итогу, если рассматривать все части отдельными произведениями, то первый никогда не станет моим фаворитом. Я люблю его просто за то, как бы странно это ни звучало, что он существует. Именно «Философский камень» открыл эту франшизу, затянув в эту историю всех и каждого. Мне нравятся сцена первого знакомства святой троицы, первого представления Хогвартса, первых занятий, распределения по факультетам, но кино в целом воспринимаю просто хорошо.

Во многом это связано с тем (эту тему я уже затрагивал в рецензии на вторую часть), что в финале Гарри является «наибесполезнейшим» персонажем. Для прохождения препятствий всю работу выполнили его друзья, а главный злодей погиб не потому, что Гарри такой замечательный маг, а из-за несчастливой случайности. Ну и детективная линия со Снейпом-злодеем только навевала скуку, потому что было сразу ясно, что не он тут главный серый кардинал.

Так что по итогу я бы сказал, что «Гарри Поттер и Философский камень» — это отличное кино, которое в рамках поттерианы смотрится не самым выигрышным.

33. Шрек 2 (2004), (79+73+(89+75)/2)/3=78.0

-8

Одним из лучших сиквелов всех времён заслуженно является «Шрек 2». Не секрет, что первая часть стала настоящим прорывом, будучи очень свежей и нестандартной историей. Но сиквел, пусть по оценкам он чуть хуже, стал для студии новым прорывом. Какое-то время «Шрек 2» удерживал звание самого кассового мультфильма в истории со своим результатом в 920 млн долларов. И это ещё одна картина от DreamWorks, сиквел которой мне понравился больше оригинала. И если в случае с «Мадагаскаром» или «Кунг-фу пандой» я ещё какое-то время метался между оригиналом и сиквелом, в итоге остановившись на первом, то сиквел «Шрека» беспрецедентно является не только лучшим в серии, но и в истории DreamWorks.

Начнём с того, что я просто обожаю комедии, чей юмор основан на отсылках к поп-культуре. И «Шрек 2» среди всех прочих фильмов является мастодонтом, с которым не сравнится никто. История тоже уже второй раз обкатывает клишированную для мультипликации историю, которая перерастает в переизобретение такого обыденного сюжета во что-то невероятно захватывающее.

Ну и главная злодейка. Насколько бы ни был крут Румпельштильцхен из «Навсегда», нельзя не вспомнить и Фею-Крёстную. Её даже не воспринимаешь отпетым злодеем — это просто великолепнейший персонаж, у которого есть харизма и шикарный юмор. А из положительных приятным удивлением стал Кот в Сапогах, аналогично обладавший шикарным образом.

Не знаю, по-моему, мультфильм в целом просто великолепен. Он блестяще совмещает простую историю с прекрасными персонажами, неподражаемым юмором и отличным визуалом, 9 из 10.

32. Первый мститель: Противостояние (2016), (74+78+(90+75)/2)/3=78.16

-9

Стив Роджерс — один из основных героев киновселенной, который тоже, как Тор или Халк, всё не мог обзавестись нормальным сольным проектом. Для столь необходимого скачка качества с сопутствующими кассовыми сборами к Капитану были добавлены и все остальные участники команды, включая и любимчиков. Также это был первый фильм франшизы, где наконец-то появился долгожданный Человек-паук. И такой капустник из персонажей впору было назвать очередными «Мстителями», но так как основная история была завязана вокруг тёрок Баки с Капитаном, то обошлись одним «Первым мстителем».

И первые два сольника про Роджерса я считал в лучшем случае спорными, так что от «Противостояния» ничего, кроме хорошей боёвки, не ждал. Но фильм, если ещё и учесть, что Marvel его снимали, удивил неожиданной драматической составляющей. Герои привыкли дебоширить, оставаясь с победой после разрушения целых городов, а в «Противостоянии» делишки Мстителей наконец-то заимели последствия.

Ещё мне очень понравился сценарный ход с разделением всех супергероев в связи с разными взглядами на жизнь у каждого. Паинька Капитан ради последнего старого друга идёт против закона, за который бился всю свою супергеройскую жизнь. А Тони Старк, который всегда отличался противоречивым и непостоянным характером, в этом фильме пересмотрел приоритеты из-за опыта с Альтроном и Заковией. И связующим звеном во всём этом стал антагонист, который первый в истории КВМ был просто самым обычным человеком, который жил самой обычной жизнью. Его мотив до банального прост, но благодаря довольно-таки грамотному сценарию и хорошему отыгрышу Дэниэла Брюля Земо стал одним из лучших и неслитых злодеев во франшизе (давайте примем Земо из «Сокола и Зимнего солдата» за кого-то другого из параллельной вселенной).

Ну и финал стал пиковой точкой для трёх прекрасных персонажей, что переросло не столько в графонистый экшен, сколько в сильную драму с отличными актёрскими работами, что для киновселенной было дичайшей редкостью. Ну и ещё в этом фильме меня зацепили отношения Ванды и Вижена, которые получили грамотное продолжение в дальнейшем.

Так что в целом мне третий «Первый мститель» действительно очень понравился — по мне, так лучший со времён первого «Железного Человека».

31. Звёздные войны: Пробуждение силы (2015), (71+78+(93+80)/2)/3=78.5

-10

Несмотря на огромную популярность франшизы, в силу того, что все права на вселенную принадлежали одному человеку, выходили фильмы не очень часто. Но с покупкой «Звёздных войн» Disney конвейер был поставлен на поток, а первым спустя 10 лет после 3 эпизода и 32 года после 6 стало именно «Пробуждение Силы». Фильм был настолько ожидаемым, что стал третьим в истории, преодолевшим отметку в 2 млрд долларов.

Но всё-таки нельзя было делать первый блин комом, иначе вся франшиза могла пошатнуться. Тогда в режиссёры был выдвинут самый логичный и в то же время покладистый вариант — Джей Джей Абрамс. Он уже оживил «Стартрек» для нового поколения, и подобное могло произойти и с творением Лукаса. Но между этими фильмами, пусть они и похожи, есть два кардинальных отличия. «Звёздный путь» 2009 позиционировал себя самостоятельным произведением, ребутом, который не только старался абстрагироваться от других фильмов и сериалов (их и вовсе можно было не смотреть для понимания сути происходящего), но и Абрамс значительно переработал историю, которая не походила на предыдущие картины.

А «Пробуждение Силы» — это 7 эпизод, который пусть и не напрямую (всё-таки произошёл таймскип в 30 лет), но зависел от предыдущих эпизодов. Это несамостоятельная история, не имеющая смысла без знаний оригинальных картин. Ну и «Пробуждение» не стало переизобретать велосипед, а почти полностью скопировало «Новую надежду», что как бы намекает на отсутствие художественной ценности и оригинальных идей.

И так как этот фильм зависел от ранних творений Лукаса, то тоже обесценил 4-6 части. Конечно, не настолько сильно, как это было с 9, но реинкарнация Империи вернулась, реинкарнация Палпатина вернулась, реинкарнация Звезды Смерти вернулась — весь этот ад повторился во второй раз.

Для меня главным плюсом стал подход к съёмкам и режиссура Абрамса. Хотя бы то, что фильм старались снимать при помощи живых макетов, кукол, декораций, а не пустой графики, уже вызывает уважение. С визуальной стороны кино смотрится на все деньги, хотя визуал «Стартрека» мне нравится больше. Но опыт у режиссёра подрос, и экшен стал смотреться более сдержанно.

Ещё порадовало возвращение старых героев. Конечно, я посмотрел всю серию за где-то год до выхода 7 части и особой ностальгии не испытываю, но постаревшие Хан, Лея и Люк неплохо сохранились. Ещё новые персонажи в целом мне даже понравились. Рэй в «Пробуждении» была интересной и харизматичной героиней. Возможно, сыграла недосказанность сценария, а вот немножко 8 и очень сильно 9 всё испортили.

Если честно, во время выхода я воспринял 7 эпизод неплохо. Меня бесили самоповторы и неоригинальность, но новая история потенциально могла перерасти во что-то другое и интересное. К сожалению, если смотреть на трилогию в целом, то этот фильм выглядит еле смотрибельным, довольно-таки бесполезным аттракционом-прологом к позору, где годный экшен и неплохой юмор, но откровенно дрянная слизанная история и непонятные сценарные конструкции.

Конец 2 части.

3 часть:

4 часть:

5 часть:

Ссылка на телеграмм-канал.

От худшего к лучшему