1 часть:
2 часть:
3 часть:
4 часть:
Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
10. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981), (80+84+(93+86)/2)/3=84.5
Ну как же может обойтись список лучшего без Стивена Спилберга? «В поисках утраченного ковчега» — ещё одно запредельно культовое кино с культовым персонажем, культовыми сценами и культовой музыкой. Довольно уникальная приключенческая штука, которая стала настолько успешной, что доросла до трилогии, а к 2023-му частей стало уже пять.
Наверное, интереснее всего в случае с «В поисках утраченного ковчега» обсуждать историю создания картины, нежели чем какие-то аспекты качества. В рамках России «Индиана Джонс» — далеко не самая известная франшиза, однако вроде как откровенных ненавистников у неё нет. Поэтому нет особенного смысла говорить, что персонаж Харрисона Форда — харизматичный кайф; что музыка Джона Уильямса просто неподражаема; что дикий экшен просто невероятно захватывает; что местами кино настолько в хорошем стрёмное, что аж трындец.
Интересная штука в том, что «В поисках утраченного ковчега» не нравится самому режиссёру. Довольно занимательный факт. Но сам Стивен говорит, что был недоволен многими аспектами во время производства, поэтому на сиквеле хотел исправить ошибки, но конечный результат его тоже не устроил. Сам Спилберг любит больше всего «Последний крестовый поход».
В общем, «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», на мой взгляд, очень интересное и авантюрное приключение. Не лучшая часть, но очень крепкая, 8 из 10.
9. История игрушек: Большой побег (2010), (78+83+(98+92)/2)/3=85.33
«История игрушек» — визитная франшиза Pixar, которая не только пользовалась большим успехом в прокате, но и всегда поставляла невероятно качественные мультфильмы, не сбавляя в качестве. И «Большой побег» не только не посрамил первые две части, но и стал самым настоящим пиком серии, закончив её на высокой ноте.
Серия всегда отличалась максимально сложным для персонажей испытанием, которое в триквеле дошло до своего пика. У героев максимально сложный квест, который приводит то в детский сад, то на мусоросжигатель. Также, на мой взгляд, в третьей части самый интересный конфликт. Создатели хорошо попали в тему взросления, ведь игрушки, что так были дороги тому маленькому ребёнку, уже не нужны ему взрослому. И чтобы хоть как-то придать своей жизни смысл, они по удачному совпадению попадают в детский сад, который тут стал аллюзией на своеобразную тюрьму с кучей негодяев.
Мультфильм удивительно насыщен. События за полтора часа развиваются слишком стремительно, но при этом кино не разваливается, это даже добавляет ему динамики. Из типичных плюсов франшизы ещё мне понравился юмор. Что-что, а шутки Pixar прописывает отлично даже для не самых своих лучших работ, а в шедеврах, сродни третьей «Истории игрушек», юмор идёт прекрасным дополнением.
Еще очень хорош был злодей. Да, он слишком сюжетно и сценарно повторил путь старика Питта из сиквела, но его арка мне понравилась куда как больше. Ну и финал — один из самых трогательных финалов, что я видел. Pixar действительно выдали свою вышку, создав один из лучших мультфильмов десятилетия, лучших мультфильмов в истории студии, справедливо первым собравший млрд мультфильм в истории, 9 из 10.
8. Звёздные войны: эпизод 5 - Империя наносит ответный удар (1980), (81+87+(94+82)/2)/3=85.33
«Империя наносит ответный удар» наравне с теми же «Чужими» и «Терминатором 2: Судный день» считается одним из лучших сиквелов в истории. И если Джеймс Кэмерон просто менял жанр с триллера на боевик, то эпизод 5 решил увеличить мрачность, за счёт чего история воспринималась серьёзней.
Благодаря значительным, действительно жестоким для своего рейтинга и в целом мрачной насыщенностью событиями фильм и выстрелил. Герои пусть и не проиграли с размахом, но потерпели поражение и многого лишились. Культовое «Нет, я твой отец» тоже ставят в несомненные достоинства. И я подобную позицию тоже поддерживаю. Первый фильм Джорджа Лукаса — классический шедевр своего времени, но сейчас его история оказалась весьма устаревшей.
Это доказывает, например, неофициальный ремейк и продолжение. 7 эпизод просто проехался на ностальгии, но в целом оказался одним из худших представителей франшизы. Эпизод 5 же сохранился достаточно хорошо. Мне понравилась арка Люка. Хан Соло сошёл слегка на второй план, но даже увеличил свою харизму. Дарт Вейдер всё ещё казался смертельно опасным соперником (в «Возвращении джедая» он мне уже казался достаточно глупой марионеткой Палпатина, в «Империи» же его предложение править вместе раскрывает его с неожиданной стороны). Ну и за счёт мрачности история стала в разы интереснее. Опять же, «Новая надежда» — классическая история о становлении героя. «Империя наносит ответный удар» же показывает падение героя, его слабости и моральный слом. Со стороны сценария картину явно можно назвать лучшей. Нравоучения Йоды и прочее вышеупомянутое создаёт очень тёплую и душевную атмосферу на грани с лютым мрачником, которой не смогли достичь даже приквелы.
7. Звёздные войны: эпизод 4 - Новая надежда (1977), (81+86+(93+90)/2)/3=86.16
И, к моему удивлению, а также стараниями критиков, эпизод 4 стал лучшей частью франшизы. С одной стороны, не сказать, что он прям не достоин этого. Это открывающий фильм франшизы, который был зажат в рамках бюджета и контроля со стороны студии. Он был первооткрывателем и настоящим прорывом для киноиндустрии.
Но нельзя не признать и то, что последующие попытки оказались лучше. Всё же история слишком устарела. Как бы понятно, что я так говорю с высоты 21 века, но хотя бы эпизод 5 смог подобного избежать. Ещё при пересмотре меня удивило то, что практически всю финальную часть происходит экшен. Ну а как бы 1977 год, видали что-то помасштабнее. Если что, это не камень в огород фильма Лукаса, я просто подметил некоторые недостатки, на которые не мог не обратить внимание спустя столько времени.
Но подача новой интереснейшей вселенной, и по сей день продолжающей расширяться, Дарт Вейдер, Хан Соло и прочие культовые герои просто не могут остаться без внимания. Насколько бы история ни была клишированной, но интересные и харизматичные герои никуда не делись.
Для меня теперь уже четвёртая часть «Звёздных войн» навсегда останется приятным классическим приключением. Не лучшая часть франшизы, но уж точно стократ лучше и душевнее новой трилогии.
6. История игрушек (1995), (79+83+(100+96)/2)/3=86.66
«История игрушек» — по-настоящему революционная веха в истории кинематографа. Первый в истории полнометражный анимационный фильм, выполненный полностью в 3D. Но дебютная работа Pixar славится не только революционным статусом, но и своим качеством.
Да, как видите, это тот случай, когда прорывные технологии вяжутся с отличным качеством. Правда, настолько высокий балл всё-таки случился из-за дикого фанатства критиков, но они в принципе ко всей квадрологии относятся запредельно хорошо. Зрители чуть послабже, но баллы всегда крутятся вокруг 8 баллов.
Если честно, я фанатом франшизы никогда не был. Да, это магнум опус Pixar, наверное, самый раскрученный бренд студии, но я очень люблю только третью часть. Четвёртая мне не нравится от слова «совсем», а вот первые две — вполне годные приключенческие штуки с классным юмором и всё такое, но драматургически история никогда не цепляла меня за душу.
Хотя персонажная раскладка офигенная. Вуди и Базз из первой части — прям отличный дуэт противоположностей. И если в первом акте это открытое противостояние, где главный герой может вести себя не очень хорошо, то впоследствии два героя должны пройти совместный путь, который после перерастёт в отличную дружбу.
В общем, «История игрушек» — вполне качественная веха, которую я расцениваю как классное приключение про конфликт и примирение. Не самая любимая моя работа Pixar, но всё равно качественная, 7,5 из 10.
5. Назад в будущее (1985), (86+85+(93+87)/2)/3=87.0
Как бы на Западе прескверно не относились к карьере режиссёра, что критики, что зрители, но явно никто не будет отрицать, что «Назад в будущее» справедливо заняло место одного из лучших. Ну и, так как я достаточно много упомянул плюсов о трилогии в целом, то про первую часть и сказать особо нечего.
Персонажи, юмор, задумка, режиссура, сценарий и т. д. и сделали «Назад в будущее» шедевром. И приятно, что Роберт Земекис и Боб Гейл противятся опорочить культовую трилогию, всячески препятствуя выходу продолжения или, прости господи, ремейка. Хотя последнее в Голливуде часто стали рассматривать возможность о потенциальном расширении франшизы. Я же, как, думаю, и те, кто любит творение Гейла и Земекиса, тоже против сиквела или ремейка.
Вообще, трилогия — это идеальная франшиза о путешествиях во времени. Оригинал рассказывает о настоящем (да, тут немного притянуто), сиквел о будущем, а триквел — о прошлом. Идеальные три части, которые рассказывают о разных временных промежутках, идеально друг друга дополняя, делая историю цельной, а также добавляя более-менее всем титульным персонажам свою сюжетную арку.
4. Тёмный рыцарь (2008), (85+90+(94+84)/2)/3=88.0
Не только лучший фильм Кристофера Нолана, но и лучший супергеройский фильм в истории. Одним из первых собрал млрд в прокате. Фильм идеален практически во всём: сюжет, герои, злодеи, сценарий, хитросплетения, постановка, экшен, музыка, операторская работа. Фильм удостоился множества номинаций на «Оскар», а ныне покойный Хит Леджер даже смог статуэтку взять. Определённо, шедевр, не только лучший фильм про рыцаря Готэма, но и чуть ли не лучшее кино по комиксам вообще.
Ну и так как про «Тёмного рыцаря» сказано уже предостаточно, то сейчас хотелось бы обсудить все экранные воплощения Бэтмена и сравнить их. Бэтмен Майкла Китона был первым, и для многих именно он является лучшим. Но в дилогии Бёртона что Бэтмен, что Брюс Уэйн никогда не был для меня особо интересен. Я считаю, ему не хватило той мрачности и приземлённости, которую ввёл Нолан. Так как оба фильма в сравнении масштаба кажутся будто бы детскими утренниками. Но нельзя не признать, что актёр и атмосфера своё дело сделали. Но главным образом в этих фильмах внимание на себя перетягивали злодеи.
Вэл Килмер и Джордж Клуни показали своего тёмного рыцаря всего по одному разу, а поскольку качество у обоих фильмов было удручающим, то, скорее всего, именно поэтому их образы импонируют меньше всего, а также о них не принято вспоминать, когда картины про Бэтмена хвалишь.
Кристиан Бэйл на их фоне выглядит кандидатурой на роль Бэтмена самой интересной. Из всех актёров, сыгравших Брюса Уэйна (не отменяя заслуг других), Бэйл однозначно является самым сильным. И хотя в фильмах по комиксам демонстрировать какой-то талант не принято, но в «Бэтмене: Начало» роль у Кристиана однозначно сильная. Ну и дело тут в том, что это один из самых драматических фильмов по комиксам, где экшен тоже для мебели. Ну и не меньшую роль в образе Бэтмена Бэйла сыграл сценарий. В плохой истории даже хороший актёр дело не спасёт, а текст Нолана делает Уэйна одним из самых рациональных и умных. Из минусов Брюса из трилогии Нолана могу выделить только костюм, потому что в некоторых сценах актёр смотрится в нем откровенно комично.
Образ Бена Аффлека тоже пришёлся всем по душе, правда, в этот раз подкачал сценарий. Интереснейшего и очень харизматичного персонажа на дно тянут слабые сценарные решения и откровенно глупые поступки. Хотя диалоги для Брюса написаны весьма неплохо.
Ну и Паттинсон оказался тоже интересным. Как я уже говорил, из всех Бэтменов именно его является изгоем в полном проявлении слова. Он кажется более мрачным, правда, в этот раз благодаря сценарию и сюжету, а не потому, что цветокор переделали. По-моему, образ интересный, но не лучший. Зато костюм просто шикарен.
Ну и на вопрос, кто же лучший Бэтмен, у меня нет однозначного ответа. Что Бэйл, что Аффлек, что Паттинсон, что в некоторой степени Китон обладают своими достоинствами и недостатками. Кому-то повезло со сценарием, кому-то просто с удачным визуальным образом, но идеального среди них нет.
3. Властелин Колец: Две Крепости (2002), (86+87+(95+87)/2)/3=88.0
Всю трилогию если не считает шедевром, то хотя бы хорошей каждый. И пусть все три фильма принято любить одинаково, но всё же «Две крепости» большинству кажутся самым слабым.
Ну а для меня оказалось, что ощущения от «Властелина колец» примерно сходятся с ощущениями от «Хоббита». И как «Пустошь Смауга» я ценю больше «Нежданного путешествия» и «Битвы пяти воинств», так и «Две крепости» больше «Братства кольца» и «Возвращения короля». Так как сиквел напрямую зависел от оригинала, но при этом не заканчивал историю, то его приключения в целом кажутся зависимыми и не подводящими в полной мере промежуточные итоги. Вроде как это был самый весомый довод в пользу того, что «Две крепости» считают слабейшим представителем трилогии.
Я же воспринимаю картину немного иначе. Так как это не до конца завершённая история, то создатели могли воспользоваться фактором неожиданности и наделать сюжетных поворотов и расставить ружья, которые сработают в следующем фильме, что Джексон и компания и сделали. История стала гораздо интереснее и за счёт параллельных сюжеток. У Сэма и Фродо свой путь, у Арагорна - свой, у Гэндальфа тоже и так далее. Ну и из трилогии вторая часть может похвастаться, наверно, самыми красочными съёмками на природе. Да и экшен снят просто потрясающе, главным образом благодаря Леголасу и Гимли.
Ну и хотя я никогда не считал франшизу о Средиземье шедевром, но вот «Властелин колец: Две крепости», на мой взгляд, ближе всего подобрался к этому.
2. Король Лев (1994), (88+85+(94+88)/2)/3=88.0
«Король Лев» — один из самых главных релизов во всей истории студии Disney. Любимейший мультфильм для миллионов, способный растрогать каждого.
Кроме меня, конечно. Да, я далеко не главный фанат «Короля льва». Ван-лавом он для меня никогда не был. Но не могу не отметить, что просмотр был вполне себе классным. Во многом из-за, нельзя это не отметить, шикарной драматургии. Путь Симбы — ну это трындец в самом лучшем смысле. Персонаж просто прошёл через огонь и воду, потерял всё в детстве, нашёл новый дом впоследствии, а в конце решил триумфально вернуться, устроив одно из самых ярких противостояний с диснеевским злодеем.
К слову о злодее. Ну Шрам ведь максимально хорош. Это один из немногих антагонистов Disney, который смог. Смог, конечно, не навсегда, но ранее и впоследствии никто настолько успешным не был. А ещё харизма у него обалденная. Конечно, все отмечают шикарную работу Джереми Айронса, но я не думаю, что настолько много человек смотрело мультфильм в оригинале. Большинство всё-таки слышало Шрама в исполнении Юрия Лазарева, который также справился отменно. Дубляж в целом мне максимально нравится: озвучка, подбор голосов, исполнение песен — всё это очень классно.
Ещё Тимон и Пумба — персонажи весьма весёлые. Недаром третья часть «Короля льва» (ага, на DVD бывало и не такое) и целый сериальный спин-офф делают ставку именно на них.
В общем, «Король Лев» — ещё одна культовая веха этого списка. Подобное кино, если честно, описывать максимально трудно, поскольку, ну а что можно сказать про этот мультфильм? Ну, это же «Король Лев». По-моему, этой фразы в принципе достаточно.
1. Властелин Колец: Возвращение короля (2003), (87+90+(93+94)/2)/3=90.16
Ну и в итоге на 1 место с приличным отрывом в 2 балла попало завершение этой масштабной трилогии. Эта часть серии достигла многих рекордов, одним из первых заработав млрд долларов в прокате, а также выиграв 11 статуэток «Оскар».
Ну и я уже упоминал, что к трилогиям Джексона отношусь идентично. И так как «Битва пяти воинств» меня разочаровала, то подобное сделало и «Возвращение короля». Возможно, я просто не понимаю, в чём состоит смысл фэнтези, но, по сути, невероятно растянутые 3,5 часа показывают нам очень масштабную бойню. Не говорю, что экшена в подобных проектах быть не может, от какого-нибудь Роланда Эммериха или Майкла Бэя только этого и ждёшь, но когда вспоминаешь о великом шедевре, а всё, что в нем показывают, — это экшен, то я не очень понимаю таких людей.
Это тот самый момент, когда хочешь увидеть историю, и хотя фильм её предоставляет, но слишком часто концентрируется на сценах сражения. И да, практически все они поставлены великолепно, но этого всего слишком много.
Ну а ещё кино концентрируется на финальной части похода Фродо, Голлума и Сэма. И ещё лично моя проблема в том, что сам персонаж Фродо никогда не был для меня любимым героем истории, а в «Возвращении короля» уже просто раздражал. Третья часть мне, конечно, понравилась, но в своё время сильно разочаровала. Если сравнивать с тем же «Гарри Поттером», то там экшен пусть и присутствовал, но его было немного.
Фильм концентрировался на персонажах и их проблемах, он рассказывал интереснейшую историю, но при этом лишь в исключительно самых необходимых моментах показывал свой большой бюджет. Лично для меня кино тянули Леголас, Гимли, Сэм и Голлум. Я бы поставил 7, может, 7,5 из 10.
Следующее От худшего к лучшему будет по всем фильмам с Эндрю Гарфилдом.
Ссылка на телеграмм-канал.