На этом канале я довольно часто освещаю кассовые сборы различных фильмов, бюджеты и всё прочее, связанное с цифрами. Но инфляция не стоит на месте, так что бюджеты и сборы более современных фильмов растут в геометрической прогрессии, и трудно посмотреть на ситуацию со всех углов. А вот старые кассовые фильмы тоже были фуфлыжными или раньше в кинотеатрах был спрос только на качественное кино? В комментариях мне предложили гениальную тему: не говорить про 10 самых кассовых фильмов в истории или про каждого миллиардера, а сделать список про один самый кассовый фильм своего года. То есть от «Челюстей» до «Головоломки 2». Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
50. Трансформеры: Эпоха истребления (2014), (61+57+(18+32)/2)/3=47.66
«Эпоха истребления» собрала большое количество денег — аж больше млрд, но довольно посредственные оценки, хотя мне снова понравилась. Я действительно этого не ожидал, но больше всего мне понравился, помимо эффектов, сюжет этого фильма франшизы. Обычно автоботы работали заодно с людьми, здесь же люди объявили на всех пришельцев охоту, что действительно смотрится свежо и необычно.
Персонаж Марка Уолберга пусть и больной на голову, но прикольный, главные герои любят быть белыми и пушистыми, этот же — натуральный психопат, забавно. Ещё мне очень понравился Джошуа Джойс, сыгранный Стэнли Туччи, самый забавный персонаж из пяти фильмов Бэя, над его саркастическими фразами смеялся каждый раз. Особенно он удался, мне кажется, в дубляже. Никита Прозоровский ну слишком классно его озвучил.
Экшен получился очень классным, даже людей в кадре стали показывать заметно меньше. Фильм, конечно, остается дурацким и до одури глупым, но приятным и нестандартным что ли. В основном Marvel, например, выпускает типичную однообразную жвачку, а вот Майкл Бэй пусть и снимет что-то невразумительное, но зато уникальное.
49. Миссия: невыполнима 2 (2000), (68+61+(57+59)/2)/3=62.33
«Миссия невыполнима» — главная франшиза Тома Круза, которая в десятые буквально спасла его карьеру. До середины 2000-х, когда и вышла оригинальная трилогия, ленты снимали, такое чувство, по фану. Сиквел признаётся худшей, без исключения, частью франшизы, так что она закономерно попала на последнее место из всех шести.
И вторую «Миссию» я тоже считаю образчиком определённого времени, когда во главу угла ставились эпик, пафос, нереалистичность и крутая крутизна. Что ранее упомянутый Бонд Броснана, что какая-нибудь «Лара Крофт» с Джоли при рассмотрении лишь одной сценой напрочь выдают то, что вышло кино в начале 2000-х. Но франшиза с Крузом, в отличие от других примеров, как раз-таки отличается «реалистичным подходом» и технически должна была хорошо сохраниться до наших дней. Но меня удивило и то, что оригинальная очень часто прибегает к услугам компьютерной графики, особенно ярко это выражено в первых двух частях. И когда в дело вступает графен из 2000-х, то картина сразу же превращается в фарс, вполне сравнимый с той же «Крофт» или «Умри, но не сейчас».
Ну и «Миссия: невыполнима 2» также является отличным примером фразы «это нелогично, но зато очень круто». Том Круз забирается на скалу, затем прилетает вертолёт, стреляя в него ракетой, в которой оказываются очки с заданием; герой устраивает погоню с девушкой Мией, где они постоянно разбивают что-то у своих тачек, чтобы потом мило побеседовать, хотя могли это сделать ещё в доме; Итану нужно убить всех злодеев, он взрывает их штаб, подстреливает каких-то ноунеймов, а потом с картинной позой проходит мимо злодеев, пафосно смотря на них, причём те были не вооружены. И буквально вся лента состоит из подобных моментов, которые подкреплены шитым белыми нитками сюжетом и очень слабой сценарной работой.
И закрывать глаза на это не получается, поскольку зрелищность не настолько поражает воображение. Ну и в завершение хотелось бы сказать, что вторая часть воспринимается не столько новой «Миссией», сколько подростковой и более скучной версией «Плохих парней». Серьёзно, сюжет такой же, второстепенные герои похожи, злодеи будто на одно лицо.
48. Армагеддон (1998), (78+67+(43+42)/2)/3=62.5
И снова Майкл Бэй, только из более успешного промежутка своей карьеры, но всё равно на последних местах. После успеха «Скалы», которая стала самым кассовым фильмом с рейтингом R в 1996 году, Бэю дали карт-бланш и 140 млн долларов на съёмки «Армагеддона». Майкл славится своим диктаторским характером, заставляя актёров в поте лица работать на съёмках. А так как в главной роли снимался Брюс Уиллис, который тоже славится своим характером, то это было бы одно из самых эпичных противостояний века, на основе которого не стыдно было бы фильм снять.
Но есть одно «но»: Брюс Уиллис проштрафился перед Disney, из-за чего ему пришлось становиться чуть ли не рабом для студии на 3 фильма (двумя другими были «Шестое чувство» и «Малыш»), так что на съёмках он вёл себя прилично, но в интервью поклялся ни за что больше не сниматься у тирана Бэя. За свою работу актёр, кстати, получил свою первую «Золотую малину», а Майкл схлопотал пока что только первую номинацию. Ну и критики на этой картине тоже не оставили камня на камне, ругая всё подряд, а Роджер Эберт, который является одним из самых востребованных критиков, так и вовсе называет «Армагеддон» одним из худших фильмов в истории.
Но Майкл Бэй, сюрприз-сюрприз, считает этот фильм худшим в своей карьере, поскольку снимал он всё это в очень сжатые сроки, и ему ни на что не хватало времени, а последнюю часть с приключением на астероиде он бы полностью переделал. Но для студии всё прошло просто шикарно, и «Армагеддон» стал самым кассовым игровым фильмом Disney.
Ну и мне, конечно, кино очень понравилось. Это отличная история о спасении мира, которая в связи с тем, что во главе идут обычные персонажи, а не какие-нибудь супергерои, смотрится более захватывающим и интересным. Каждый персонаж получился живым и в меру запоминающимся, а когда несколько из них погибали в конце, то было действительно трогательно. Ну и любовная линия в фильме пусть и недотягивает до уровня какой-нибудь оскароносной драмы, но просто душевное и приятное дополнение. За что, кстати, стоит сказать спасибо Джеймсу Кэмерону с его «Титаником». Майкл Бэй посещал съёмочную площадку «Титаника», где и набрался всех тех методов, которыми управлял актёрами, а после решил добавить и любовную линию.
Ну и в итоге получилось: «Армагеддон» получился просто ламповым и отличным блокбастером. Пусть там были свои глупости и условности, присутствовало много клюквы, но мне фильм очень понравился, ничего не могу с собой поделать.
47. Лунный гонщик (1979), (66+62+(60+66)/2)/3=63.66
Франшиза про агента 007 с Роджером Муром в главной роли вообще очень любила подмазываться к каким-то популярным в те времена событиям. «Лунный гонщик» решил подмазаться к аудитории «Звездных войн». И хотя сейчас Бондиана считается достаточно приземлённой франшизой, но в эпоху 70-х это были пародии на что угодно, где во главе угла стояла самоирония, а реалистичность и жестокость фильмов с Дэниэлом Крейгом вообще не играли никакой роли.
Из всех 7 фильмов с Муром подавляющее большинство для меня было просто нормальным. Но вот такие фильмы вроде «Человека с золотым пистолетом» и «Шпиона, который меня любил» я бы назвал весьма качественными образчиками во франшизе про 007. «Лунный гонщик» же приземлился где-то посередине. С одной стороны, картина страдает всеми болячками спорных частей вроде «Вида на убийство», но с другой, это настолько потрясающе отбитое кино, что хочешь не хочешь, но воспринимаешь его в ироничном ключе. Финальная часть с похождениями в космосе сейчас со всеми этими устаревшими технологиями смотрится ещё забавнее. Но по части живых съёмок не подкопаться к любому представителю официальной Бондианы. Всё, по большей части снятое еще в пределах нашей планеты, выглядит прямо очень классно, так что даже без скидки на конец 70-х смотрится всё блестяще. Особенно хотелось бы выделить погоню на лодках по реке, одна из лучших экшен-сцен в Бондиане с Роджером Муром.
И если вы любите пародии на «Звездные войны» и на шпионские боевики, то «Лунный гонщик» подходит идеально, 7 из 10. Ну и небольшой спойлер: это единственный фильм франшизы, который стал самым кассовым в году. Ни Крейг, ни Броснан не подбирались к этой отметке и близко.
46. Лучший стрелок (1986), (71+69+(59+50)/2)/3=64.83
Ох, кто бы знал, что сиквел какого-то там непонятного комедийного боевичка с налётом драмы и Томом Крузом наделает в 2022 столько шума. И хотя про оригинальный фильм Тони Скотта, которого у нас прозвали «Лучшим стрелком», тоже говорили активно, но лишь в качестве сравнения. Мол, «Мэверик» на фоне старого оригинала выглядит «Тёмным рыцарем» сразу после «Бэтмена и Робина».
Но при этом многие и не знакомились с лентой 1986, что в принципе справедливо. Первая лента про такую крепкую мужскую дружбу двух беспечных лётчиков, которые и в барах кутили, и в небе себя чувствовали замечательно. Картина выглядела неплохой рекламой ВВС США, но однозначно не претендовала на что-то стоящее.
Круз и МакГиллис просто вместе проводят время, иногда получая выговор от командира, но чаще всего им тупо весело. За сцены пения в баре, наверное, даже скажу спасибо, так как эти сцены действительно ламповые. За смерть одного из героев тоже низкий поклон, так как это чуть ли не единственная работающая сцена с точки зрения драмы.
Но в целом кино скорее среднее, чем однозначно хорошее или однозначно плохое. Тут как бы есть годные элементы, но и есть и всякое откровенно такое себе. Местами фильму не хватает чего-то, он воспринимается ну слишком ветреным, как будто лишь раз сумев сделать что-то по существу.
Я, конечно, посмотрел его до второй части, чтобы не формировать себе всякие нехорошие мнения и быть готовым к просмотру «Мэверика», но лучше б я этого не делал, та ещё ерунда. Кстати, это первый совместный фильм Тони Скотта и продюсера Джерри Брукхаймера, вместе ребята много фильмов потом наделают.
45. Звёздные войны: эпизод 1 - Скрытая Угроза (1999), (79+65+(52+51)/2)/3=65.16
Оригинальная трилогия «Звёздных войн» на Западе считается невероятно почитаемой, так что долгожданное возвращение через 16 лет в эту вселенную было праздником для многих поклонников этой киноэпопеи. И не секрет, что возвращение это многих зрителей разочаровало, только лишь в СНГ к трилогии приквелов относятся весьма и весьма лояльно. Также столь тёплые отзывы о приквелах можно объяснить и тем, что именно с них многие и познакомились со «Звёздными войнами», а самая первая просмотренная часть обычно западает в сердце посильнее остальных.
Я же как бы люблю обе трилогии Джорджа Лукаса, но к большинству эпизодов у меня тем не менее есть вопросы. И «Скрытую угрозу» я воспринял просто хорошо, но мне особо и не приходят в голову какие-то общие или даже конкретные примеры плохих или спорных решений. Да, можно очень долго корить за графику, но по части исполнения она сделана креативно, пусть и выглядит устаревшей. Ещё там есть какие-то дыры в сюжете, но они есть чуть ли не в каждом фильме.
В остальном же «Угроза» вроде как держит марку, но в итоге история почему-то всё равно не работает на все сто. Я же пытался поразмышлять, в чём состоит причина неровности ленты, и ни к чему интересному не пришёл — история растянута, несколько примитивна и скучна. Если честно, при всех стараниях сценария 1 эпизод не кажется насыщенным. Он просто делится на блоки с сегментом на Татуине, у джедаев, на передовой и т. д.
Ещё я не люблю истории про всяких избранных, поэтому лейтмотив сюжета с Энакином мне никогда не нравился. Ещё в картине довольно много политики, которая не подана интересно. Есть вот такие истории, где весь сюжет, персонажи и диалоги во многом, так сказать, зависят от политики. Как банальный пример — «Игра престолов», где в сути всего заложены не столько отношения персонажей, сколько в политике. Джордж Лукас же всю трилогию проносит через политику, но при этом сценарий начнёт на должном уровне шлифовать только со второй части. В первой же политика есть, но суть её введения не ясна.
Ещё к минусам я мог бы причислить Джа-Джа Бинкса, но меня этот гунгал никогда особо не раздражал. Но вот что спустя годы после премьеры 6 эпизода улучшилось — так это бои на световых мечах. При всём уважении к оригинальной трилогии, там с таким экшеном всё было несладко. А вот битва Дарта Мола с Кеноби и Квай-Гоном — это лучшая сцена 1 эпизода.
В целом же остался от фильма доволен, но это определённо не восхитительный во всех смыслах фильм. У него есть недостатки, но есть и положительные стороны, во всяком случае — это хотя бы цельная и хорошо написанная история, которая выглядит шедевром в сравнении с трилогией сиквелов, 7 из 10.
44. Пираты Карибского моря: На краю света (2007), (81+71+(44+50)/2)/3=66.33
Как я уже отмечал, в связи с неприятными событиями в жизни и карьере Джонни Деппа стали ходить слухи о том, что капитан Джек Воробей не вернётся в новой части, а его заменит женщина. После сразу посыпались комментарии в духе «без Джека в кино никто не пойдёт и будет неинтересно». Отчасти, но только отчасти, я с этим высказыванием согласен. Воробей был и является одним из самых популярных персонажей 21 века, но при всём при этом нельзя забывать, что это всегда был герой второго плана.
К сиквелу и триквелу его хронометраж увеличили только в связи с всенародной любовью к персонажу, а с квадриквела он и вовсе стал главным в этой истории. И это была главная ошибка всех продолжений. Но всё же я считаю, что самым плачевным стал уход Гора Вербински из франшизы. Хотя я не отменяю заслуг Джонни Деппа, Джеффри Раша и прочих из съёмочной группы, но франшиза начала скатываться именно после ухода режиссёра трилогии. Четвёртая часть не стала откровенным провалом, но держалась исключительно на Воробье. Пятая же не понравилась особенно никому, а великий Джек Воробей превратился в посмешище.
И для меня всегда будет занимать определённое место в сердечке только оригинальная трилогия. И хотя стоит признать, что у триквела есть свои глупости и сценарные недоработки, но для меня «На краю света» навсегда останется примером качественного приключенческого фильма.
Во-первых, эпик разросся просто до невероятных масштабов, недаром кино стало самым дорогим в своё время. Финальная треть с поражающим визуалом до сих пор остаётся одной из самых эпичных и запоминающихся битв мирового кино.
Во-вторых, сценарий всё ещё умело фехтовал персонажами. Каждый, на удивление, прошёл свою арку и получил достойный финал. Некоторые сцены, где именно что вес имели поступки героев, стали одними из самых любимых в фильме. И хотя в триквеле было очень много интереснейших персонажей, но самым любимым стал, сюрприз, Джеймс Норрингтон. За всю трилогию командор проявил себя с разных сторон. Он был местами благородным, местами комичным, местами жестоким, местами хитрым, но его сюжетная арка в триквеле в итоге сделала Норрингтона в моих глазах одним из самых трагичных героев в серии, который не получил хэппи-энда, но погиб смертью достойной.
В целом получился потрясающий экшен-аттракцион, который, в отличие от «Одинокого рейнджера», не тупо пиф-паф блокбастер. Это был фильм с душой, который грамотно завершил, не побоюсь этого слова, великую трилогию, и правильнее было бы оставить её именно что трилогией. Фильм не идеален, но заслуживает похвалы, определённо не такого скепсиса, как оценили фильм критики.
43. Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца (2006), (81+74+(53+53)/2)/3=69.33
Первые «Пираты Карибского моря» режиссёра Гора Вербински были, как многие знают, очень рискованным проектом с весьма и весьма большим бюджетом. После кассового успеха проекта сиквелы были ему обеспечены, а продолжения с настолько высокими цифрами обладают, как правило, бОльшим бюджетом. «Сундук мертвеца» довёл свой производственный бюджет уже до 225 млн долларов, что сделало его одним из самых дорогих фильмов в истории. И хотя в России вся трилогия в огромном почёте, но на западе сиквелы нравятся зрителям заметно меньше, а критики так и вовсе оставляют очень противоречивые отзывы, поэтому этот фильм и расположился так низко и даже не набрал 70 баллов.
Мне же кино очень нравится, для меня сиквел вообще самый любимый во франшизе. Он сохранял мрачность, остросюжетность, юмор и экшен с качественным сценарием, драмой и потрясающими сценами. Возможно, «Сундуку мертвеца» не хватает немного адекватности, присутствует количество логически бессмысленных сцен, но кому не плевать на это, серьёзно? Когда кино совмещает в себе историю интересных персонажей в таком интересном фэнтези-мире, то на подобное легко закрываешь глаза.
Ну и жемчужиной, чёрной жемчужиной этого фильма для меня стал Дэйви Джонс. Чисто технически Барбосса был более интересным и продуманным антагонистом, но сиквелы всё же лишили его того самого, за что мне полюбился этот герой в первой ленте. Дэйви Джонс же сохранял свой образ на протяжении обоих фильмов.
Но и атрибуты франшизы вроде экшена, юмора и духа приключений никуда не ушли. Сиквел ушёл чуть глубже в жанр фэнтези и изобиловал куда большим количеством сказаний и различных легенд, но, опять же, в оригинальной трилогии всего этого было в меру и это отлично демонстрировало мир вселенной. Но вот четвёртая и особенная пятая части уже показали, что никаких новых идей не предвидится.
Но всё же я считаю, что «Сундук мертвеца» получился блестящим сиквелом, который даже превосходит оригинал, для меня это лучшая часть франшизы, 9 из 10.
42. День независимости (1996), (76+70+(67+59)/2)/3=69.66
От стандартов Эммериха «День независимости» мало отличается, всё такой же мегаэпичный фильм-катастрофа. Но если «Трансформеров», очень похожих на это кино, я считаю очень крутой лентой, то вот «День независимости» всегда мне казался очень стандартным и скучным.
«День независимости» многими считается чуть ли не лучшим представителем этого жанра. И хотя персонаж Смита веселый и харизматичный, но всё же сейчас картина чересчур устарела. Блокбастеры главным образом строятся на экшене, а потом уже на какой-либо истории. Ну а здесь графоний слишком, слишком уж сильно устарел, и на него без слез не взглянешь. Ну а история с очередным нападением высокотехнологичных пришельцев, которых люди победят без особых проблем, не тянет.
В фильме получились занимательными две вещи. Во-первых, это харизматичные образы у Уилла Смита и Джеффа Голдблюма. А во-вторых, эпичные разрушения Белого дома, Эмпайр-стейт-билдинг и прочих достопримечательностей США. Но слава «Отряду самоубийц», от предложения сняться в сиквеле Смит воздержался, ибо там был не только отвратительный и безвкусный графон, но и абсолютно несуразная история с очень пресными героями. А первый фильм, пусть и был не очень, но в принципе нормальный, я бы поставил 6, может, 6,5 из 10.
41. Роковое влечение (1987), (72+69+(74+67)/2)/3=70.5
Майкл Дуглас после успеха «Романа с камнем» в 1984 году стал очень кассовым актёром. Получалось забраться на первую строчку по кассовым сборам крайне редко, но в 1987 триллер про измены с рейтингом R стал настоящим хитом и самым кассовым в году, ещё и охапку номинаций на «Оскар» получил.
Я же слышал про название этого фильма, но до просмотра не знал практически ничего. И кино показалось мне весьма странным. С высоты 2024 года сюжет довольно обычный: мужик любит свою семью и всё такое, но просто не очень жене верен и спит не только с ней. А любовница не из дурочек, поэтому сначала беременеет, а потом начинает домогаться до всех членов семьи.
Пожалуй, самым интересным в этом сюжете является тот факт, что любовница прям сходит с ума на почве мести, поэтому реально достаёт каждого члена семьи. Причём жестоким образом. Причём в начале воспринимается вполне адекватной.
Мне только не нравится, что из вполне рабочей и неплохой драмы про трудные человеческие отношения кино превратилось в какую-то фэнтезю, где Гленн Клоуз, аки Волан-де-Морт, магическим образом вытворяет все свои нехорошие делишки. Поначалу это завораживает, но после появляются сплошные вопросы, как вы не можете с ней справиться.
В целом как будто бы и получилось недурно, но это скорее кино своего времени, которое не вызывает у меня такого же эмоционального наплыва, как тот же «Основной инстинкт».
Конец 1 части.
2 часть:
3 часть:
4 часть:
5 часть:
Ссылка на телеграмм-канал.