Изучаем основные классы при социализме и вредное социальное «наследие» капитализма.
Вступление
В пятой главе (§20-26) мы с вами рассмотрели экономический строй при социализме. Шестая глава (§27-31) будет посвящена изучению социально-политического строя. Отрадно, что авторы учебника не забывают про основы марксизма-ленинизма и сначала рассматривают экономику (базис), а потом уже всё остальное (надстройка).
§ 27. ОБЩЕСТВО ТРУДЯЩИХСЯ
Отказ от частной собственности на средства производства, а значит и от эксплуатации человека человеком, — приводит к исчезновению классов эксплуататоров. В стране преобладает рабочий класс. На начало 80-х гг. насчитывалось 80 млн рабочих. Как правило рабочий класс занят в промышленности, именно он создаёт средства производства и промышленные предметы потребления, тем самым двигает экономику вперёд. Для сравнения: сейчас в стране насчитывают только 26 млн, кого можно отнести к рабочему классу.
Вторым основным классом при социализме становится крестьянство. На начало 80-х насчитывалось 37 млн человек. Сейчас же к этому классу можно отнести 6 млн трудящихся. Интересно, что на социалистический путь развития крестьянство вступило позже, чем рабочие, — начиная с 30-х гг. , а некоторые территории и вовсе в послевоенные годы. Отставание было преодолено за счёт помощи от рабочего класса, когда в самые отдалённые сёла приезжали организовывать колхозы лучшие кадры страны.
По условиям труда и культуре колхозное крестьянство всё больше будет приближаться к рабочему классу. Как уже упоминалось в прошлых заметках, колхозы получают от государства современную СХ технику и оборудование, а значит для обслуживания и эксплуатации требуются подготовленные специалисты. Ну, и вспомним пресловутый советский кинематограф, где теме колхозов было уделено немалое место. Сюда же отнесём и массовое строительство производственных сооружений и жилых домов, в том числе школ, клубов, кинотеатров, лечебных и спортивных сооружений, телевидения и других СМИ.
Любопытно сравнивать состав рабочего класса при разрухе и в годы промышленного роста. Так в 1917 году первое место по удельному весу занимали рабочие, занятые в лёгкой и пищевой промышленностях. К концу 70-х гг. преобладали рабочие, занятые в машиностроении и на обработке металлов, приборостроении. Есть над чем подумать, правда?
Любой рост промышленности неминуемо требует повышения общего уровня образования. Именно поэтому наши с вами родители, бабушки и дедушки по инерции агитировали нас получать высшее образование, считали это путёвкой в жизнь. Нынешнее отрицание «экспертами» пользы от высшего образования тоже показательно.
При социализме будет быстро расти третья группа общества — интеллигенция. Это квалифицированные специалисты, занятые в материальном производстве, науке, технике и культуре, здравоохранении и просвещении, государственном и общественном управлении. Для сравнения: преимущественно умственным трудом в 1926 году были заняты < 3 млн человек, к 80-м гг стало 40 млн. Данных по современной России я, к сожалению, не нашёл, поисковики ссылаются на сложность определения работника умственного труда, а жаль.
Важно, что интеллигенция всегда служит интересам правящего класса. Если это капитализм, то работают на пользу буржуям, если социализм — то на благо всего рабочего большинства. Отсюда и не стоит удивляться, почему, в частности, в культуре сегодня преобладает абсолютное отрицание труда и принципов жизни большинства населения.
С тремя основными классами познакомились, теперь про социальные отношения при социализме. Раз с господством одних классов над другими покончили, на смену эксплуатации приходит равноправие и товарищество. Всё зависит от личного труда, способностей и знаний.
Следовательно, любой человек может спокойно перебираться из одного социального класса в другой по желанию. Поможет ему в этом бесплатное образование, развитость науки и культуры. Не забудем и о единстве в обществе, в политическом отношении люди объединены строительства коммунизма, а в идейном — марксизмом-ленинизмом.
Наконец, преодолеваются вредные последствия капитализма: больше не будут противопоставляться умственный и физический труд, город и деревня. Сейчас в почёте тот, кто много зарабатывает, следовательно разрывы в доходах способствуют поляризации. При социализме одной из задач партии власти будет этот разрыв ликвидировать. Также не менее важно верно расставлять приоритеты: какой части общества помогать в первую очередь. На этом параграф заканчивается.
Благодарю за внимание!
***
Обзоры предыдущих параграфов:
§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.
§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА.
§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.
§ 5. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ — ДВЕ ЛИНИИ В ФИЛОСОФИИ.
§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.
§ 7. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.
§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.
§ 9. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
§ 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.
§ 11. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
§ 12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА КАПИТАЛОМ.
§14. ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА.
§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА.
§ 16. МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.
§ 17. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА.
§ 18. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ.
§ 19. МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.
§ 20. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА.
§ 22. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ.
§ 23. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.
§ 26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Изображения взяты с просторов сети.