Найти тему
Материк книг

Книга "Хозяйка гостиницы" И. Грековой и фильм "Благословите женщину" по ней. Домашний тиран и его счастливая жертва

Оглавление

А может, героиня - это вид чеховской Душечки? И книга, и фильм очень цепляют не только женско-мужской, но и женско-материнской темой. Точнее, просто бьет кувалдой.

Фильм я смотрела давно, зато даже два раза, что для меня большая редкость, а книгу решила прочитать только сейчас, так что по сюжету буду ориентироваться на книгу. Отличаются они в нюансах, фильм даже пожестче будет.

Книга, кстати, совсем небольшая, и кажется суховатой по сравнению с фильмом. Очень много событий и героев нужно было вместить, многие важные и эмоциональные моменты там описаны буквально парой строк. В фильме же постарались сделать на них акцент.

Сюжет

1930 год. Вера живет приморском городке. Ей 18 лет, только окончила школу. Жизнь кажется ей сплошным счастьем, несмотря на голодное детство и бедность. Однажды на берегу она встречает мужчину.

Александр Ларичев - настоящий подполковник) И сразу начинает командовать. Разговор у него короткий: "Приеду через два месяца". Приехал. Расписались без свадьбы (сказал, "пережиток"). В фильме молодые хотя бы едут в Москву, в книге - сразу в тьмутаракань.

Там Веру встречает заброшенный дом без посуды, с минимумом мебели, грязный и почти нежилой. В обед возвращается муж и наставляет:

Мы с тобой муж и жена. У каждого из нас есть права и есть обязанности. Моя обязанность — служить, приносить домой деньги. Твоя обязанность — вести дом. И не как-нибудь вести, а с выдумкой, с инициативой. Чего-то нет? Придумай, где взять! И не обращайся ко мне с пустяками. Я, мужчина, выше этого. Ясно?
Плачь где хочешь и сколько хочешь, но к моему приходу ты должна быть умыта, свежа, весела. Понятно?
Терпеть не могу баб, которые одеваются только в гости, а дома ходят распустехами.
-2
Обед в доме должен быть каждый день. Не мое дело, из чего ты этот обед сваришь. Я неприхотлив. Для меня важно, чтобы все было подано с улыбкой, весело. Чтобы на столе была чистая скатерть. Никаких клеенок! И чтобы первое и второе подавали мне не на одной тарелке, а на разных. Чтобы у моего прибора лежала салфетка, лучше в кольце. Усвоила?
Я хочу, чтобы в моем доме было красиво. Чтобы каждая вазочка, каждая пепельница была поставлена с любовью, со вкусом. Нет вкуса? Развей! Я хочу, чтобы, когда я приведу гостя, моя жена приняла его радушно. Чтобы в доме было всегда чем угостить — ну там варенье, соленье, печенье, — в это я не вдаюсь. Я хочу, чтобы люди говорили: «Как хорошо у Ларичевых!» Вот чего я хочу. Это мое право. Поняла?

Когда же после перечисления многочисленных обязанностей Вера робко спросила, а какие же у нее права, услышала:

У тебя одно право: быть любимой. Или тебе этого мало?

Вот так, за абстрактную любовь расшибись в лепешку.

Дальше - хуже. Вскоре выяснилось, что детей Ларичев не планирует (зачем тогда женился, прислугу завел?) А значит, Вере придется избавиться от ребенка. В результате этой операции она потеряла возможность иметь его когда-либо. Там же, в больнице, познакомилась с Машей, которая стала ее подругой.

Пересказывать все перипетии сюжета довольно долго. Стоит лишь отметить, что в отсутствии Ларичева (во время войны) Вера расцвела, наладила жизнь. Сразу же нашла смыслы - воспитывала детей безалаберной Маши, работала. Но вернулся муж и отобрал всё в мгновение ока.

Появляется сын Ларичева от первого брака (его мать лежит в больнице в книге, в фильме просто выходит замуж). Вере нужно следить, чтобы был одет-накормлен. Привязываться к мальчику нельзя! Она неосмотрительно делает это, Ларичев тут же отправляет сына в интернат. Все внимание Веры должно быть сосредоточено на нем.

-3

Когда они только поженились, он заявил ей, 18-летней, что обед должен быть, хоть из-под земли достань. Сам же он, когда из армии его разжаловали в хозяйственники заявил, что он ничего доставать не будет и не умеет. Но пришлось, что и подкосило этого гордеца.

После его смерти Вера смогла реализовать свои таланты, став хозяйкой гостиницы, но тут же встретила новое "чудо", которое снова начало ей диктовать условия.

Впечатления

На самом деле "чуд" было даже два. Один - Виталий, был просто алкоголик. Его Вера сама выпроводила, да и понравился он ей лишь внешним сходством с Ларичевым.

Второй - Юрлов - интереснее. Везде в отзывах читаю: наконец, женщине повезло. Да уж, нереальное счастье. Он, конечно, жестко с ней так не общался, как Ларичев. У него другое. Жена парализована. И он ее никогда не бросит. Поэтому с Верой, которой уже за 50, будет встречаться как школьник - в каких-то парадных, на улице, не пойми где. Приезжал недели на 2 летом. Такая любовь.

-4

Ну, про Ларичева что говорить, это тиран классический, хрестоматийный. Как такая деятельная женщина как Вера, которая вполне могла себя обеспечить, и энергии у нее было на а10-рых, сидела вот с этим, позволяла вновь и вновь отбирать у себя детей, я не понимаю такого типажа. Впрочем, ее гибкость, веселый и легкий нрав, умение быстро сходиться с людьми, позволяли чувствовать себя хорошо в любой ситуации.

Что касается жестких и возмутительных сентенций Ларичева про обязанности женщины, так в те времена на западе в журналах и книгах по домоводству для женщин писали следующее:

-5

А наши женщины, видимо, и так помнили, несмотря на призывы учиться и работать. То же самое, по сути, транслирует Ларичев. Ничего сверхужасного по тем временам. Жесткий? Но он же военный. Так и рассуждали...

Однако, далеко не все женщины были как Вера, что и показано в книге. Например, Маша. Никогда не цеплялась за мужчин. Родила одного ребенка, потом, в разгар войны - второго. Без конца колесит по стране и ничего не боится.

-6

Как ни странно, Вера в книге, в отличие от фильма, будто и не привязывается ни к кому. Все самые душераздирающие сцены расставания с детьми в книге описаны сухо. Складывается ощущение, что Вера просто-таки принадлежала одному Ларичеву с самого начала:

Муж, Шунечка, стоял рядом, не держа ее ни под руку, ни за руку, — просто держа ее собой, как хозяин держит собаку, одним своим присутствием..

Как уж она вообще пережила его смерть.

Тем более удивительно все это, что в книге рассказывается о родителях Веры подробно. Так вот, отец ее был веселый рубаха-парень, у которого никогда не было денег, а содержала всех мать, сдержанная и строгая женщина, из семьи священников, тяжело работая прачкой. Веру отец очень любил. Так откуда?? Вот вопрос психологам.

Удивительная судьба И. Грековой

Кстати, сама писательница - удивительный человек, объединивший физиков и лириков. Ее настоящая фамилия - Вентцель, а имя - Елена. И. Грекова - говорящий псевдоним (Игрекова). Ведь Вентцель была профессором, математиком, читала лекции и написала учебник по теории вероятностей.

А еще у нее был муж, военный и ученый, который довольно рано умер, трое детей. Е.С. Вентцель дожила до 95 лет и успела состояться в двух совершенно разных областях - математике и литературе, не пожертвовав при этом личной жизнью!

И. Грекова
И. Грекова

Много ли в книге автобиографического, не знаю. Читала, что чета Лариных списана с друзей семьи. Сама же Грекова так говорила:

Не быть хуже мужчин! Не отстать от них, чего бы это ни стоило!

Скорее уж, она была "Машей", чем "Верой".

Не буду здесь описывать подробно про ее жизнь, все же статья не об этом, но рекомендую ознакомиться, там много интересных подробностей (особенно как она защитила диссертацию, хитростью отослав мужа, чтобы не мешал)).

Но вернемся к книге/фильму. Читали? Смотрели? Что это - такая странная любовь или психологическое насилие и синдром жертвы?