Найти тему
Extreme Sound

Лемми о гениальности ABBA, "параллелограмме" в рок-н-ролле и трех песнях, которые он любил больше всего

Лидер Motörhead о том, что у него общего с Джими Хендриксом, лучший текст, который он когда-либо написал, и величайшие песни всех времен.

В 2008 году журнал Classic Rock взял интервью у Лемми – хотели поговорить с ним о песнях, которые рок-фанаты ценят больше всего. Не о хитах, не о песнях, которые заиграны до дыр, а о настоящих жемчужинах, малоизвестных композициях, которые настоящие авторы ценят превыше всего.

И Лемми, человек, который подарил нам Ace Of Spades и Killed By Death? Он хотел поговорить об ABBA! А потом назвал три песни, которые любил больше всех на свете.

Помнишь ли ты первую песню, которую ты написал, и как это было?

Первую песню я написал для Hawkwind – это была The Watcher. Я хотел хоть как-то выделиться.

Что делает рок-песню хорошей?

Два куплета, припев, соло, куплет, припев, финал. Я думаю, что все хорошие рок-песни должны быть не длиннее трех минут. У тебя есть 20 секунд на гитарное соло, и ты должен выложиться по полной. Видите ли, синглы были гораздо более яркими, гораздо лучше, чем эти чертовы концептуальные альбомы, которые можно слушать целыми днями.

Какой пример идеальной песни ты бы привел?

Не знаю… Twist And Shout, Please Please Me, Dancing Queen… То, что западает в голову. Потому что даже если вы ненавидите ABBA, вы все равно будете напевать эту песню, идя по улице. У них невероятные хуки! Очевидно, они знали, что делали, раз их пластинки продаются по всему миру.

Стало ли писать песни легче или сложнее?

Мне стало легче, потому что я пишу для одной и той же группы. Мало кто со стороны просит у меня песни.

Ты как-то сказал, что когда записываешь альбом, то пишешь тексты в самую последнюю минуту.

Да, я так работаю. Как только кто-то говорит мне, что я должен что-то сделать, я говорю: "Пошел ты!". Это часть моей натуры. Я не люблю, когда мне указывают. Мне нравится работать в последний момент, для меня это всегда продуктивно.

Где еще, помимо музыки, ты черпаешь вдохновение для своих песен?

Спайка Миллигана многие недооценивают как мастера слова. Он был великолепен. Мне он очень нравился. Не знаю... Вообще, вдохновение приходит от самих слов. Если ты находишь интересное слово, ты пытаешься вставить его в песню. Думаю, мой звездный час в Motörhead настал, когда я спел: "moving like a parallelogram". Никто еще не употреблял слово "параллелограмм" в песнях!

Какие еще артисты тебя вдохновляют?

Некоторые люди вдохновляют тебя делать все не так, как они. Могу сказать, что Фрэнк Синатра – один из них, потому что я поклялся, что никогда не буду петь так, как он. Не знаю, давайте посмотрим… Кто хорош? Мне казалось, что Донован был очень хорош в начале 70-х. Дилан, конечно же. Он великолепен в своих резких, язвительных текстах. И еще мне кажется, что The Beatles были очень хороши в плане текстов. The Stones... Главное в тексте – передать настроение. У тебя есть две с половиной минуты, чтобы это сделать. И вот, например, Midnight Rambler [The Stones] – ты сразу погружаешься в эту атмосферу, в эту угрозу.

Какими своими песнями ты гордишься больше всего?

Сложно сказать, ведь я написал все песни Motörhead. Мне нравится Mama I’m Coming Home [Оззи Осборна], которую я написал вместе с Оззи. Это хорошая песня. Ace Of Spades, потому что она стала хитом. Никогда не знаешь, что людям придется по вкусу. У нас было много песен не хуже, чем Ace Of Spades, но они не стали такими популярными. А еще Bomber. Обожаю Bomber.

Как ты думаешь, люди слушают слова твоих песен?

Многое интерпретируется неправильно. Я уже почти 20 лет пишу антивоенные песни! И вот я получил письмо от одного парня, и он пишет: "Вы, очевидно, сторонник войны, и я считаю это ужасным". [смеется] А потом я написал песню об эсэсовце из Освенцима, о том, что он чувствовал, идя на смерть, и никто этого не понял, никто ни слова не сказал.

На Motörizer есть антивоенная песня When The Eagle Screams.

Да. Она о том, что войнами заправляют бизнесмены. "Когда кричит орел" – это значит, когда звенят доллары.

Есть ли какая-то формула написания песен, или ты действуешь наугад?

Нет, я пишу песни, а потом просто выбрасываю их. Просто стараюсь сделать все, что в моих силах, в тот момент.

Кто-то рассказывал мне, что Хендрикс постоянно писал материал, а потом выбрасывал его.

Да, это так. Он был похож на меня, ему не нравилось, когда на него смотрят, когда он поет. В студии он строил вокруг себя стену, потому что, знаете ли, когда поешь, невольно корчишь рожи и совершаешь всякие дурацкие движения. И тебе не хочется, чтобы на тебя смотрели в этот момент, потому что тебе кажется, что над тобой смеются, ведь ты бы сам смеялся на их месте.

Какой совет ты бы дал тому, кто хочет начать писать песни?

Да никакой. Я бы просто сказал: "Пишите, если вам этого хочется, и, надеюсь, у вас получится что-то хорошее. Люди не постесняются сказать вам, если это не так".

Ты много читаешь и отлично разбираешься в словах.

Да, у меня хороший словарный запас. Вот, например, новое слово – "uxorious" [чрезмерно любящий свою жену]. Очень необычное слово, не часто его встретишь в рок-песнях.

Тебя волнует, что люди думают о твоих текстах?

Приятно, конечно, когда хвалят, но если им не нравятся мои тексты, я переживу. Нельзя слушать публику или прессу, потому что ни те, ни другие ничего в этом не смыслят. Что касается текстов, то ты просто надеешься, что они понравятся людям, ведь ты же их написал.

Что важнее в рок-песне: музыка или текст?

Ну, если риф никудышный, никто не будет слушать твои чертовы слова, так? С другой стороны, бывает хороший текст на пустую музыку. В идеале, конечно, должно быть сочетание того и другого. К этому и нужно стремиться, не так ли?

Три любимые песни Лемми:

  • The Jimi Hendrix Experience - Love Or Confusion

  • The Damned - Neat Neat Neat

  • Led Zeppelin - Black Dog