- О чем говорят дураки?
- Само собой, об умных людях.
- Какие дураки!
У Оскара Уайльда есть пьесы, которые настолько переполнены остроумием, что читаются в наши дни как цитатник. Но одно дело книга, а совсем другое - кино. Как сделать комедийный фильм смешным, но при этом визуальным, постановочно эффектным и с динамичным сюжетом?
Нужно быть актером, а впоследствии стать кинорежиссером, сценаристом и продюсером. Любить и знать творчество Оскара Уайльда, быть англичанином и родиться в Лондоне. И тогда все получится!
Элементарно, правда? Почти так же, как посмотреть воскресным днем хорошую комедию, о которой мы с вами и поговорим в нашем сегодняшнем сюжете. Итак, коротко и без спойлеров смотрим фильм английского режиссера Оливера Паркера - "Как важно быть серьезным" (2002), снятый по мотивам пьесы Оскара Уайльда.
"Все женщины становятся похожими на своих матерей. В этом их трагедия. Ни один мужчина не становится таким. В этом его трагедия." Довольно спорное утверждение, а спорить сегодня совершенно не хочется. Поскольку предмет нашего обсуждения отнюдь не научный - это комедия, к тому же, созданная буквально из ничего. По большому счету она ни о чем. В центре сюжета пунктиром обозначены два романа, но при просмотре фильма никого особо не волнует, будут ли влюбленные в итоге вместе. Создается ощущение, что цель картины - создание атмосферы элегантного фарса и ироничной игривости.
Ничего удивительного, ведь действие происходит в конце 19 века, примерно году в 1895 - время, когда изящество и стиль еще не покинули лондонские гостиные. В английском высшем обществе на пути к выгодному счастливому браку порой возникают самые неожиданные препятствия, преодолеть которые соискателям денег и положения руки и сердца возможно лишь проявив чудеса находчивости, остроумия и изобретательности.
Так кто же они, эти самые влюбленные пары? Начнем с прекрасной леди.
Юная и очаровательная мисс Сесили Кардью (Риз Уизерспун) является внучкой покойного миллионера, когда-то усыновившего и воспитавшего ее опекуна Джека Уортинга (Колин Ферт). Случилось это 35 лет назад, после того, как пожилому джентльмену на вокзале случайно вручили чужой багаж, внутри которого и находился младенец.
Джек влюблен в Гвендолин Фэрфакс (Фрэнсис О Коннор), дочь леди Брэкнелл (Джуди Денч), которая не вполне готова рассматривать Джека в качестве жениха для своей "родовитой" дочери, поскольку у него нет и никогда не было родителей, и его нашли в сумке на вокзале. "Потерять одного родителя можно считать несчастьем. Потерять обоих — похоже на беспечность" - резонно полагает заботливая мать Гвендолин.
Обе дамы - и молодая Гвендолин, и юная Сесили - весьма романтичные натуры, выросшие в гостиных и воспитанные на романах, они странным образом убеждены, что могут выйти замуж только за мужчин по имени Эрнест, потому что Эрнест - это имя, означающее серьезность намерений и надежность исполнения обязательств. Это вам не Роланд какой-нибудь статный и не яблочный пирог!
У Джека есть друг Элджернон Монкрифф (Руперт Эверетт), недурен собой, но, увы, небогат и не способен жить по средствам. Элджи из таких джентльменов, у которых всегда есть дворецкий, которому хозяин задолжал больше жалования, чем стоит все его хозяйство. Тут бы, конечно, жениться не помешало. А уж если еще не на богатой вдове, а на молоденькой да прехорошенькой барышне!.. Такой, например, как воспитанница его друга Джека, Сесили.
Кстати, чуть не забыла: Элджи еще и племянник грозной леди Брэкнелл. У аристократов всегда так - не мир тесен, а слой тонок.
Отвлеклась. Итак, недолго подумав, два друга, вполне взрослые мужчины Элджерон (40 лет) и Джек (35 лет), решают представиться своим дамам Эрнестами, чтобы добиться их скорейшего расположения. С этого момента и возникает вся смешная неразбериха и совсем не шуточные проблемы: Эрнест-Джек настроен против Эрнеста-Элджи, потому что является опекуном Сесили, а Эрнест-Элджи влюблен в Сесили, поэтому он против Эрнест-Джека... Ну и так далее.
И тут на передний план выходят второстепенные персонажи, далеко не аристократического происхождения, надо сказать. Речь идет о гувернантке юной Сесили, мисс Призм (Анна Мэсси). Благообразная седовласая дамочка, романтичная натура, игриво поглядывающая на местного священника, обучает мисс Кардью немецкому языку. Выясняется, что 35 лет назад мисс Призм совершила фатальную ошибку, последствия которой сейчас и расхлебывают все эти благородные господа из своего фамильного фарфорового сервиза. Да уж, "если низшие сословия не подают нам хорошего примера, то какой от них прок?"
Последняя фраза в финале картины - "Теперь я впервые в жизни осознал, как важно быть серьезным" - привязывает к себе сюжет, основанный на интриге с именем Эрнест. Как и обещала, не буду вдаваться в подробности, вдруг кто-то не знает пьесы. Дальше смотрите и веселитесь без меня. Рекомендую!
Еще пара слов о самом фильме. Оливер Паркер очень хорошо подобрал актерский состав. Риз Уизерспун просто очаровательна в роли нежной подопечной персонажа Колина Ферта, который, конечно же, здесь абсолютно органичен - мистер Дарси есть мистер Дарси. Фрэнсис О'Коннор показала ровно столько чувственности своей героини, сколько нужно: она не атакует, а мягко поощряет застенчивого Джека. Руперт Эверетт убедительно доказывает позицию своего персонажа Элджи: "Сама суть романтики — это неопределенность". Джуди Денч... Ну это просто Джуди Денч!
Считаю, что Оливер Паркер создал самую обаятельную и красивую экранизацию комедии Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным" - один из самых изысканных образцов английского юмора и хорошего вкуса в кинематографе .
Это "легкомысленная комедия для серьезных людей" - таких как вы, друзья мои!
А у меня на сегодня все.
До встречи!
И помните: Тот, кто живет в современной России, может самовыразиться до конца только через боль. Оскар Уайльд.
💥Помогите мне самовыразиться не через боль, пройдитесь по ссылкам ниже, невероятная Джуди Денч у нас тут:
Не забывайте про лайк и отзыв, хотя бы такой ❤, и подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга в этом безумном-безумном-безумном-безумном...