Найти тему
Sunny Blues

As Tears Go By. Первая песня, написанная Миком Джаггером и Китом Ричардсом

Оглавление

Яркая и задумчивая песня принесла то, чего ранее никогда не было у THE STONES, и ознаменовала начало их нового экспериментального подхода к творчеству

После точного хорошо продуманного двойного успеха (I Can’t Get No) Satisfaction

и Get Off Of My Cloud

выбор THE ROLLING STONES в конце 1965 года песни для своего следующего сингла стал не только довольно-таки неожиданным поворотом событий, но и обозначил важную новую главу в творческой эволюции группы.

«Да мы просто сами не знаем, в каком направлении движемся», - сказал Мик Джаггер примерно в то время. «И не думаю, что кто-то знает. Кто может сказать про себя, как он прогрессирует? А мы выработали такую политику, которая позволяет вещам самим случаться с нами. Мы не планируем будущее и не пытаемся продвигать группу по шаблонам. Да, мы всегда стараемся развиваться и совершенствоваться, но это никогда бывает спланированной кампанией».

THE ROLLING STONES
THE ROLLING STONES

Чего никто не ожидал от Роллингов, известных как энтузиасты блюза, которые плохо себя ведут, так это баллады.

Горьковато-сладковатая акустическая поп-мелодия As Tears Go By появилась совсем из другого пространства, чем те двухгитарные песни, которые группа до сих пор выпускала. Сентиментальная с пышной инструментовкой, As Tears Go By была первой оригинальной композицией Джаггера - Ричардса, открывшей новую эру THE ROLLING STONES, в которой они продолжили экспериментировать со звуками и жанрами, застолбив место для себя, как для новаторов рок-н-ролла.

Ключевое отличие двух сильнейших групп Британии начала 1960-х - оригинальность материала. THE BEATLES, опираясь на плодотворное соавторство Джона Леннона и Пола Маккартни в написании песен, развивались и процветали, выбрасывая на музыкальный рынок большое количество собственных песен.

Тем временем THE ROLLING STONES еще не отточили собственные композиторские навыки и потчевали поклонников своими версиями малоизвестных блюзовых песен.

Менеджер STONES Эндрю Луг Олдем осознал этот фатальный недочёт и решил навести порядок, имея в виду, что помимо всего прочего, они при этом ещё и не получали авторских гонораров. В сложившихся отношениях Джаггера и Ричардса он, предвидя будущую перспективу, несколько раз безуспешно пытался подтолкнуть их к новой творческой работе, и наконец пошел на крайние меры. В начале 1964 года он запер будущий дуэт авторов на кухне их квартиры в Уиллсдене, сказав им, что выпустит их, как только они напишут песню.

Эндрю Луг Олдем
Эндрю Луг Олдем

«Моей первой реакцией», - позже вспоминал Кит, было - «Я что тебе, Джон Леннон?» В то время написание песен было для меня абсолютно неприемлемым делом. Моей работой было играть на гитаре, и именно этим я и хотел заниматься. Я вовсе не собирался становиться автором песен, так же как и физиком-ядерщиком по совместительству. Это была другая, не моя сфера деятельности. Но Эндрю доказал мне, и я теперь твердо в это верю, что если вы умеете играть на инструменте, вы сможете написать песню. Эндрю представил нам идею, и не с какой-то художественной позиции, а с позиции больших денег. Это было давление со стороны бизнеса. Очень проницательно. Всё стало совершенно очевидно, как только Эндрю изложил нам свою концепцию».

Вот так появилась As Time Goes By (как она изначально называлась), акустическая композиция, меланхоличное настроение которой было явным отклонением от обычной грубой развязной бравады STONES. Точные указания Олдема насчет нового творения - не блюз и не копия какой-нибудь старой любимой ими песни, - привели к тому, что пара начинающих авторов произвела на свет нечто совершенно новое.

Однако и Мик, и Кит посчитали, что эта получившаяся песня никак не подходит для STONES, Кит назвал ее «ужасным куском д....», так прошло еще восемь месяцев, когда они, наконец, уверенно представили своей группе написанную ими песню. Другую, она называлась The Last Time.

Версия Марианны Фейтфулл

У Олдема были свои планы относительно As Time Goes By. В марте того же года он встретил на вечеринке 17-летнюю девушку по имени Марианна Фейтфулл. Потрясенный ее привлекательной внешностью, он тут же предложил ей записать пластинку. Марианна считала STONES «грубыми и неотёсанными», но была заинтригована предложением их менеджера.

Существует версия, что Олдем, засадив Джаггера и Ричардса на кухню, уже имел в виду Фейтфулл.

«Она была немного похожа на какую-нибудь песню Франсуазы Арди», - вспоминала Марианна. «Возможно, что Мик вспоминал меня, когда писал, мы как-то уже встречались с ним. Немного экзистенциально, но с долей фестиваля Сан-Ремо - этакий европоп, который можно услышать на французском музыкальном автомате. А может, даже скорее было так, что когда Эндрю увидел меня на вечеринке, он сказал Мику написать песню».

Прошло несколько недель, и Марианна уже была в студии вместе с Олдемом, Джаггером и Ричардсом. К тому моменту песня претерпела некоторые изменения. Олдем не был доволен некоторыми строчками текста Мика и отредактировал слова по своему вкусу, изменив заодно название на As Tears Go By, чтобы не было никакой связи с As Time Goes By Дули Уилсона из художественного фильма «Касабланка», и, соответственно, никаких вопросов по поводу авторства песни.

As Tears Go By с вокалом Марианны Фейтфулл и девятым местом в британских чартах стала ее дебютным синглом и положила начало будущей долгой и выдающейся карьере певицы.

К началу 1966 года ее отношения с Миком Джаггером перешли из профессиональных в личные, и до конца 1970-го они стали изысканной, определяющей десятилетие в британском шоу-бизнесе парой.

Фейтфулл - Джаггер
Фейтфулл - Джаггер

Версия THE ROLLING STONES

Напряженный гастрольный график STONES в течение 1965 года затруднил организацию сессий записи. Во многом по этой причине December’s Children (And Everybody’s), - их пятый американский альбом, который вышел в декабре того года, был составлен из песен с разных сессий за последний год; «альбом из брака», как выразился гитарист Брайан Джонс.

December’s Children (And Everybody’s)
December’s Children (And Everybody’s)

Но как раз на этой пластинке поклонники впервые услышали As Tears Go By в исполнении STONES, которые записали песню через год после выхода версии Марианны, основательно изменив аранжировку. Примечательный факт - ни Брайан Джонс, ни басист Билл Уайман, ни барабанщик Чарли Уоттс не играют на записи. Вместо этого омы слышим великолепные симфонические оркестровки Майка Линдера (позже работавшего с THE BEATLES), которые должным образом обеспечили сопровождение для голоса Мика и гитары Кита.

Выделяясь на фоне рок-песен своего материнского альбома, As Tears Go By продемонстрировала совсем другую сторону STONES. Сладкий и искренний, голос Джаггера начинает рассказывать историю: «Вечер, я сижу и смотрю, как играют дети, я вижу улыбающиеся лица....»

«Слишком меланхолично для 21-летнего парня», - признался Джаггер в 90-х. «Вечер после дня, наблюдение за играющими детьми - глупо и наивно, и в этом есть что-то очень грустное, как будто слова написал пожилой человек. Знаете, это как метафора старости: вы смотрите на играющих детей и понимаете, что вы уже не ребенок. Так что это довольно-таки зрелая песня, особенно с учётом всего остального, что мы писали в то время».

Эмоциональную привлекательность песни не преминули заметить американские ди-джеи, крутившие ее по радио, как изюминку альбома. В результате американский лейбл STONES выпустил As Tears Go By, как рождественский сингл группы, и хотя он не попал на вершину чарта Billboard Hot 100, добравшись до 6-го места, его появление в ещё одном чарте - Easy Listening - стало показателем расширяющегося влияния THE ROLLING STONES.

Однако в родной Британии группа решила выпустить As Tears Go By, лишь как би-сайд 19th Nervous Breakdown - на сингле, вышедшем в феврале 1966 года.

Похоже на историю Yesterday, когда THE BEATLES посчитали, что глобально песня всё-таки не совсем соответствует их имиджу, так что THE STONES решили озаглавить новый релиз более быстрым, более характерным для них треком.

Тем не менее As Tears Go By произвела ощутимый эффект. Романтический английский стиль песни предвосхитил звучание, которое полностью расцветет в рамках психоделии в 1967 году. «Эта музыка», - сказал Чарли Уоттс о песне - «стала самым-самым началом будущей «Силы цветов».

С этого момента рок-н-ролл от THE STONES стал значительно более разносторонним и захватывающим, Брайан Джонс займется студийными экспериментами, отказываясь от своей гитары в пользу разных экзотических инструментов и создавая таким образом яркие новые текстуры и пространства в звучании группы. Для Джаггера как вокалиста As Tears Go By также стала символичным поворотным моментом.

«As Tears Go By - это тот самый момент, когда все началось», - заметил американский музыкальный журналист Марк Спитц: «Некая точка счастливой случайности, момент, когда THE STONES определили себя не только как авторов песен, не просто, как бунтарей, но и как романтические фигуры, которые больше уже никогда нельзя будет списывать со счетов, как неких бандитов. Теперь Мик Джаггер, ранее просто сексуальный символ, стал вдруг поэтом».

Наследие

Для Марианны Фейтфулл As Tears Go By навсегда стала визитной карточкой. Она не раз возвращалась к песне, в 1987 году, и потом снова в 2018 году, и каждая из перезаписей представляла её новые глубокие переживания.

Для THE STONES она, конечно, не столь определяющая в их наследии. Они исполнили ее вживую на своем третьем (первом в цвете) появлении на шоу Эда Салливана в феврале 1966 года, она больше не звучала на их концертах вплоть до тура Bigger Bang 2005 года.

Но песню не забыли. Дэймон Албарн в 2007 году записал песню с группой THE GOOD, THE BAD & THE QUEEN. В 2013 году никто иной, как Тейлор Свифт, вышла в Чикаго на сцену, и спела её дуэтом с Миком, стряхнув пыль с забытой классики THE STONES.

Линдси Бакингем из FLEETWOOD MAC рассказал о своем отношении к песне. «Мне всегда нравилось, что Мик смог написать нечто столь чувственное, как As Tears Goes By», - однажды сказал он с энтузиазмом. «И меня всегда поражало то, что в нем есть вот эта черта характера - в противовес всему остальному».

Читать также: