В двухтысячном году на отечественные экраны вышла культовая кинокомедия «ДМБ», породившая немало смешных диалогов. Один из них, например, звучит так: «Суслика видишь? — Нет. — И я не вижу, а он есть!» Кто же знал, что аналогичная ситуация сложится сегодня, спустя 24 года с момента выхода фильма. Изменился, разве что, объект наблюдения. Вместо грызуна из семейства беличьих — охранная система аэродромов.
В конце сентября в российском Омске произошло ЧП! Два не самых умных и смышленых подростка (обоим по 16 лет) проникли на авиабазу и подожгли многоцелевой вертолет Ми-8АМТШ. За эту «вылазку» неизвестный из социальных сетей пообещал «уникумам» 20 тысяч долларов…
Сибирские валенки эти (не) детки
К сожалению, это не первый и, уверен, далеко не последний случай тылового терроризма.
В январе этого года 16-летний житель Буйнакска был отправлен в СИЗО за попытку поджечь сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 на аэродроме в Челябинске. Затем, уже в апреле, ФСБ задержала группу подростков, которые подожгли вертолет Ка-32. В сентябре, помимо случая в Омске, произошел также инцидент в аэропорту Ноябрьска, где двое школьников сожгли вертолет Ми-8…
Уже успели появиться и «серийники», орудующие и причиняющие государству вред далеко не в первый раз, как, скажем, двое 16-летних жителей Тольятти. В апреле этого года они собирались поджечь Ми-8 на военном аэродроме в Самаре. Итог: задержание и позор до конца дней для родителей. До этого, как затем вскрылось, они уже поджигали релейные шкафы в селе Боровка, сотовую вышку в Тольятти и заброшенный поезд. По словам депутата Госдумы Александра Хинштейна, они признали, что действовали «по заданию спецслужб Украины».
По примеру гражданских
Участившиеся теракты, связанные с поджогом военной техники, поднимают не только вопрос воспитания детей, о котором мы поговорим позже. В первую очередь, что беспокоит, это, мягко говоря, плохая охрана аэродромов. В момент, когда во всю кипит вода, у вас должна быть кастрюля, а не старый и изношенный дуршлаг…
По предварительной оценке, нанесенный ущерб в одном лишь Ноябрьске, составил около 300 млн рублей.
Конечно, такой массивный и длинный объект, как аэродром, защитить сложно. Сам на таком был один раз — зрелище впечатляющее. Но, даже несмотря на это, есть варианты. Посмотреть хотя бы на опыт российских нефтегазовых компаний. Это далеко не один офис в центре Москвы, а паутина инфраструктуры, разбросанная по огромной территории: начиная с самих НПЗ, и заканчивая сотнями других мелких объектов.
И, поверьте, там никто не ходит по периметру с собаками, угрюмо смотрящими на любой незнакомый объект. Защищают их по последнему технологическому писку, с применением видеонаблюдения с элементами видеоаналитики. Что для этого нужно? Маленький и уютный кабинетик, в котором будет размещен компьютер, и достаточное количество видеокамер, полностью покрывающих территорию объекта, в нашем случае — аэродрома. Остальное — дело за специальным программным обеспечением.
Компьютер сам подсвечивает нарушителя, показывает траекторию его движения, возможное задымление, вызывает группу реагирования и поднимает тревогу.
Если вы думаете, что я пересказываю какой-то модный, недавно вышедший научно-фантастический фильм, то это не так. Такие методы давно внедрены в сферы, особо нуждающиеся в хорошей и крепкой защите. И, к слову, по поводу цены — не так это и дорого, как можно подумать. Цена условного Ми-8, потерянного из-за парочки «школяров», вполне оправдала бы своевременную закупку охранного оборудования на нескольких аэродромах.
Возможно, озвученные методы, плохие помощники в защите от дронов, тем не менее 13-летних школьников они бы точно не подпустили.
Работа с детьми — на первом месте!
Не надо надеяться, что в один момент прилетит волшебник на голубом вертолете и защитит все до единого аэродромы. Или что украинцам надоест вести диверсионную войну (это еще более глупый вариант). По ту сторону баррикад успехов нет давно: потерян Угледар, мобилизационный резерв иссякает, делать удары в глубь России не разрешает Запад и так далее по списку.
Когда не получается что-то противопоставить оппоненту, приходится прибегать к вот таким методам. Кто был исполнителем во всех случаях? Люди, чаще всего не достигшие отметки совершеннолетия, то бишь неопытные и глупые подростки, зачастую 13-14 лет.
По одной из версий, подростков могли завербовать в школьном туалете, где лежала листовка с QR-кодом, который ведет в Telegram-бот. Там обещали пять тысяч долларов либо за поджег вертолета, либо за диверсии на других инфраструктурных объектах России. Естественно, денег никто не заработал, а вот срок по статье в совершении теракта — да (до 20 лет лишения свободы).
Такую категорию людей довольно легко включить в диверсионную деятельность по давно отработанной схеме. Работает она, как когда-то «Синий кит», если помните… Ребенка подсаживают на выполнение квестов, начиная с легких заданий, постепенно их усложняя. Допустим, если в начале, чтобы пройти на следующий уровень, будет необходимо сфотографировать милицейские машины, стоящие близ РОВД, то потом могут попросить что-нибудь поджечь, шантажируя школьника или пообещав материальное вознаграждение.
Подростки неосознанно начинают совершать преступления. Казалось бы, что противозаконного в том, чтобы сфотографировать железнодорожный состав с танками… Это мы знаем, что так делать нельзя, а вот ребенок вряд ли. На этом украинские спецслужбы и отыгрываются, воздействуя на людей неопытных и не понимающих правовых последствий. Поэтому, какой бы навороченной системой видеонаблюдения не обладал аэродром, без воспитания и «разговоров о важном» толку не будет. Здоровая и прохладная голова у молодежи — отсутствие диверсий и содействие своим защитникам.
Современные камеры видеонаблюдения, используемые на стратегических заводах, обладают тепловизором, поворотом и мощным зумом, в сочетании с радаром, который и фиксирует движение. Кроме того, у них есть дворники для очистки снега и ИК-подсветка для мониторинга в условиях недостаточной видимости.
Автор: Кирилл Калечиц