Найти в Дзене
Мама стримеров

Аспирантура в Швеции до психушки доведёт. А у нас?

Оглавление

Аспиранты страдают от психических расстройств чаще, чем другие студенты. И эта проблема принимает угрожающие масштабы. К таким ужасающим выводам пришли исследователи Лундского университета в Швеции.

Боюсь, у нас нет данных по российским программам аспирантуры, чтобы сравнить психическое здоровье наших аспирантов, поэтому я расскажу, что выяснили шведы и призываю вас в комментариях порассуждать, насколько их обеспокоенность актуальна в России.

Университет в Лунде. "Влияние обучения в аспирантуре на ментальное здоровье - лонгитюдное исследование". Авторы: Санна Бергвалл (Sanna Bergvall), Клара Фернстром (Clara Fernström), Ева Рейнхилл (Eva Ranehill) и Анна Сандберг (Anna Sandberg). 2024. Обложка рабочего документа
Университет в Лунде. "Влияние обучения в аспирантуре на ментальное здоровье - лонгитюдное исследование". Авторы: Санна Бергвалл (Sanna Bergvall), Клара Фернстром (Clara Fernström), Ева Рейнхилл (Eva Ranehill) и Анна Сандберг (Anna Sandberg). 2024. Обложка рабочего документа

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения.

На самом деле о стрессовых условиях обучения в аспирантуре говорят не только в Швеции. В 2018 году у этого явления даже возникло официальное обозначение «кризис психического здоровья в высшем образовании». Звучит страшно.

Особенно, когда я утром читала на канале репетитора по английскому языку «Британия: история и культура» о том, как она мучилась с детками-третьеклассниками:

«Сидят, глазами хлопают. Вооооооббщщеееее не понимают, что это, как писать, КУДА писать, и КАК переводить.
Я прямо сейчас на эмоциях, ситуация не отпускает до сих пор. Потому что когда за 4 минуты кто-то из детей записал лишь "я-твой, мы-она" я собрала листочки заново, и стала объяснять тему ещё раз».

Преподаватель потратила два урока, чтобы объяснить как будет по-английски «я -мой», «ты -твой» и т.д.!

«Около 45 минут было потрачено на объяснение и запоминание этих семи несчастных слов, и только двое смогли к концу урока выполнить задание на листке. То есть написать переводы слов от I-my до they-their.
Держу пари, послезавтра, к следующему уроку снова придут "чистые доски"».

В комментариях автор канала пишет, что раньше она вела уроки полностью на английском языке. Но родители пожаловались, что дети не понимают, и администрация школы заставила её во время урока переходить на русский язык.

Скриншот комментариев на канале«Британия: история и культура»
Скриншот комментариев на канале«Британия: история и культура»

Однако объяснение правил на русском языке не спасает ситуацию:

«Ужас в том, что они не понимают по-русски! Я бы могла понять, если бы дети были не русскоговорящими. Но у них у всех родной язык – русский».

А ещё преподаватель жалуется на «тотальное отсутствие памяти» и эмоциональную нестабильность учащихся:

«Я не ору, не кричу, не повышаю голос… [но] когда я исправляю их ошибки, и когда у кого-то не получается с 3-4 раза что-то сделать без ошибок, то некоторые дети начинают плакать!! Это и 3, и 6 класс может быть».

Заканчивается этот крик души фразой:

«Меня охватывает ужас, когда я думаю про дальнейшее образование».

И меня охватывает ужас, когда я читаю, про аспирантов, т.е. тех, кто как раз продолжил своё образование в вузе, и их психические расстройства. Кажется, что это бедствие всемирного масштаба. Немного цифр:

В 2021 году в США выяснили, что до 13% аспирантов-политологов вынуждены лечиться от психических расстройств. А с экономистами дела ещё хуже – 25% заканчивающих аспирантуру проходят лечение от тяжёлых форм депрессии и тревожности.

В Британии в 2022 году 42% аспирантов считали психические проблемы нормой, а 35% всерьез подумывали уйти из университета, забросив учёбу.

В Швеции аспиранты обращаются к психиатрам гораздо чаще, чем их сверстники!

И как показало последнее исследование, всё дело в условиях учёбы. Обучение в аспирантуре – это такое непрекращающееся давление, что поступившие начинают активно принимать медикаментозные препараты.

Шведские аспиранты чаще принимают антидепрессанты, анксиолитики и седативные средства, чем их коллеги-магистры. По официальным данным потребление психиатрических препаратов резко возрастает именно после поступления в аспирантуру.

ИИ-рисунок. Руки прорисованы отвратительно, но я решила взять изображение как есть - как будто бы передаётся эффект трясущихся рук :)
ИИ-рисунок. Руки прорисованы отвратительно, но я решила взять изображение как есть - как будто бы передаётся эффект трясущихся рук :)

Начало обучения по уровню стресса превосходит даже горе от потери близкого родственника. Да, переживающие смерть близкого человека принимают на 28% больше лекарств, чем аспиранты, но они через два года возвращаются к норме. А вот студенты аспирантуры продолжают всё больше и больше принимать медикаментов на протяжении всей учебы.

К последнему году учебы, по данным шведских учёных, у 40% студентов начинает всерьез ехать крыша. В последний год учёбы всё больше аспирантов попадают в больницу с тяжелыми психиатрическими диагнозами.

Но есть и хорошие новости. Даже две.

  1. После получение диплома об окончании аспирантуры и потребление психиатрических препаратов, и случаи госпитализации резко идут на спад.
  2. У аспирантов-медиков таких проблем нет!

У шведских исследователей нет объяснения последнему факту, но со статистикой на поспоришь.

И в заключении хочу пожелать, чем бы Вы ни занимались, берегите себя, своё здоровье и психику!

Если моя статья вас заинтересовала, поставьте, пожалуйста лайк. А ещё можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.

Ваша,

Надежда Урусова

Рекомендую почитать: