Аспиранты страдают от психических расстройств чаще, чем другие студенты. И эта проблема принимает угрожающие масштабы. К таким ужасающим выводам пришли исследователи Лундского университета в Швеции.
Боюсь, у нас нет данных по российским программам аспирантуры, чтобы сравнить психическое здоровье наших аспирантов, поэтому я расскажу, что выяснили шведы и призываю вас в комментариях порассуждать, насколько их обеспокоенность актуальна в России.
Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения.
На самом деле о стрессовых условиях обучения в аспирантуре говорят не только в Швеции. В 2018 году у этого явления даже возникло официальное обозначение «кризис психического здоровья в высшем образовании». Звучит страшно.
Особенно, когда я утром читала на канале репетитора по английскому языку «Британия: история и культура» о том, как она мучилась с детками-третьеклассниками:
«Сидят, глазами хлопают. Вооооооббщщеееее не понимают, что это, как писать, КУДА писать, и КАК переводить.
Я прямо сейчас на эмоциях, ситуация не отпускает до сих пор. Потому что когда за 4 минуты кто-то из детей записал лишь "я-твой, мы-она" я собрала листочки заново, и стала объяснять тему ещё раз».
Преподаватель потратила два урока, чтобы объяснить как будет по-английски «я -мой», «ты -твой» и т.д.!
«Около 45 минут было потрачено на объяснение и запоминание этих семи несчастных слов, и только двое смогли к концу урока выполнить задание на листке. То есть написать переводы слов от I-my до they-their.
Держу пари, послезавтра, к следующему уроку снова придут "чистые доски"».
В комментариях автор канала пишет, что раньше она вела уроки полностью на английском языке. Но родители пожаловались, что дети не понимают, и администрация школы заставила её во время урока переходить на русский язык.
Однако объяснение правил на русском языке не спасает ситуацию:
«Ужас в том, что они не понимают по-русски! Я бы могла понять, если бы дети были не русскоговорящими. Но у них у всех родной язык – русский».
А ещё преподаватель жалуется на «тотальное отсутствие памяти» и эмоциональную нестабильность учащихся:
«Я не ору, не кричу, не повышаю голос… [но] когда я исправляю их ошибки, и когда у кого-то не получается с 3-4 раза что-то сделать без ошибок, то некоторые дети начинают плакать!! Это и 3, и 6 класс может быть».
Заканчивается этот крик души фразой:
«Меня охватывает ужас, когда я думаю про дальнейшее образование».
И меня охватывает ужас, когда я читаю, про аспирантов, т.е. тех, кто как раз продолжил своё образование в вузе, и их психические расстройства. Кажется, что это бедствие всемирного масштаба. Немного цифр:
В 2021 году в США выяснили, что до 13% аспирантов-политологов вынуждены лечиться от психических расстройств. А с экономистами дела ещё хуже – 25% заканчивающих аспирантуру проходят лечение от тяжёлых форм депрессии и тревожности.
В Британии в 2022 году 42% аспирантов считали психические проблемы нормой, а 35% всерьез подумывали уйти из университета, забросив учёбу.
В Швеции аспиранты обращаются к психиатрам гораздо чаще, чем их сверстники!
И как показало последнее исследование, всё дело в условиях учёбы. Обучение в аспирантуре – это такое непрекращающееся давление, что поступившие начинают активно принимать медикаментозные препараты.
Шведские аспиранты чаще принимают антидепрессанты, анксиолитики и седативные средства, чем их коллеги-магистры. По официальным данным потребление психиатрических препаратов резко возрастает именно после поступления в аспирантуру.
Начало обучения по уровню стресса превосходит даже горе от потери близкого родственника. Да, переживающие смерть близкого человека принимают на 28% больше лекарств, чем аспиранты, но они через два года возвращаются к норме. А вот студенты аспирантуры продолжают всё больше и больше принимать медикаментов на протяжении всей учебы.
К последнему году учебы, по данным шведских учёных, у 40% студентов начинает всерьез ехать крыша. В последний год учёбы всё больше аспирантов попадают в больницу с тяжелыми психиатрическими диагнозами.
Но есть и хорошие новости. Даже две.
- После получение диплома об окончании аспирантуры и потребление психиатрических препаратов, и случаи госпитализации резко идут на спад.
- У аспирантов-медиков таких проблем нет!
У шведских исследователей нет объяснения последнему факту, но со статистикой на поспоришь.
И в заключении хочу пожелать, чем бы Вы ни занимались, берегите себя, своё здоровье и психику!
Если моя статья вас заинтересовала, поставьте, пожалуйста лайк. А ещё можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.
Ваша,
Надежда Урусова