Всем привет!
В этой статье я постараюсь найти ответ на вопрос "Обязательно ли обобщать или можно сравнивать конкретные виды спорта/отдыха/транспорта" в задании 4 устной части ЕГЭ по английскому языку. Задание 4 – монологическое высказывание с элементами рассуждения (обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение своего мнения по её проблематике).
💎 Суть задания
Это задание высокого уровня сложности. Предлагается следующая ситуация: проект выполняется вместе с другом. Участник экзамена нашёл две фотографии-иллюстрации к проекту и оставляет другу голосовое сообщение. В нём нужно кратко описать фотографии и указать различия между ними, объяснить их выбор в качестве иллюстраций. Затем надо упомянуть достоинства и недостатки двух объектов или ситуаций, изображённых на фото, выразить и обосновать свои предпочтения.
Как полагается, проектная работа строится на какой-либо ПРОБЛЕМЕ, каком-либо противопоставлении, например, отдых в городе и отдых пляжный, разные хобби, разные профессии.
💎 Методические рекомендации
Обратимся к Методическим рекомендациям для учителей, подготовленным на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 год.
Во время выполнения Задания 4 "самым трудым для выпускников оказалось определить два вида отдыха, спорта, празднований, обучения и т.д. для сравнения". Т.е. выявить различия, а также связать фотографии с темой проекта.
В рекомендациях читаем, что "необходимо от конкретики ⚠️ перейти к обобщению" ✅️.
Пример 1:
В данном задании было необходимо сравнить два вида летних каникул: за городом и на море (обобщение), а не конкретно отдых с мамой или папой.
Пример 2:
В данном задании было необходимо сравнить два вида спорта: летний и зимний (обобщение), а не конкретно воллейбол и хоккей.
Темы обобщения
"Тематически фотографии представляют различные стандартные ситуации в социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сферах общения. Различия могут быть в местах действия, видах деятельности, атмосфере, выборе образа жизни, привычек, хобби/блюда и т.д. – в зависимости от темы проекта. И описание, и указание на различия должны быть напрямую связаны с темой проекта".
ВСЕГДА ЛИ ВОЗМОЖНО ОБОБЩЕНИЕ?
Анализ предыдущих разборов:
Плюсы и минусы. Часть 3.
В данном видео я рассказываю о плюсах и минусах разных способов проводить свободное время - Ways of spending your free time.
1. Reading vs swimming⚠️ (конкретно). Но следуя Методическим рекомендациям, предпочтительнее сделать обобщение и сравнивать два способа проводить свободное время: spending your free time indoors and outdoors ✅️ или passively vs actively.✅️
2. Cycling vs surfing the net (конкретно)⚠️ или with a friend vs alone (обобщение).✅️ В видео я разбираю оба варианта.
3. Fishing vs playing board games (конкретно). ⚠️ Переходя от конкретного к обобщению, здесь можно сравнить опять outdoors vs indoors.✅️
4. Playing volleyball vs dancing (конкретно)⚠️. Обобщение может быть playing sport games vs dancing.✅️
Плюсы и минусы. Часть 1.
В первых вариантах этого разбора сложно перейти от конкретного к общему, а если и придумать обобщение, то это звучит странно.
1. Kinds of transport: train vs taxi. (конкретно)⚠️
Странное обобщение: транспорт между городами и внутри города. Public transport vs private transport не подойдёт.
2. Kinds of a family leisure: having a picnic vs going to the zoo. ⚠️Оба эти вида отдыха в компании, на открытом воздухе...
Возможно обобщить in the country vs in the city. Но здесь плюсы и минусы будут не такими интересными, как в первом случае.
3. Ways of spending free time: doing sports vs going shopping (конкретно).⚠️
4. Hobbies: gardening vs cooking (конкретно).⚠️
Возможно обобщение outdoor and indoor hobbies. Но, я считаю, что сравнение конкретных хобби звучит логичнее.
5. Kinds of food: healthy food vs unhealthy food. Здесь обобщение получилось! Ура!✅️
Плюсы и минусы. Часть 2
1. Types of games: board games vs computer games. ✅️
2. Hobbies: painting vs skating.⚠️
3. Ways of spending free time: cycling vs ice-skating.⚠️
4. Ways of shopping: online vs offline. ✅️
ВЫВОД
Выполняя задание, необходимо постараться обобщить и сравнивать 2 вида чего-либо, обязательно связав это с темой проекта, указанной в задании. Иногда обобщение невозможно (виды хобби, профессий). Тогда сравниваем 2 конкретных аспекта. Балл за это снижать не должны.
В критериях оценивания и в Методических рекомендациях об этом не написано.
✏️✏️✏️ Напишите в комментариях, что Вы думаете об обобщения в задании 4. Всегда ли надо и всегда ли возможно перейти от конкретного к общему?