Найти тему
Everland

Можно ли остаться человеком, если жизнь всё время ставит подножки

Оглавление

Степан Постика — обычный парень со сложной судьбой и большим сердцем. Он, шутя, рассказывает о том, что перенес около 30 операций, что любимая девушка рассталась с ним, потому что ее родители были против парня с инвалидностью. А еще о том, как он, бросив все, переехал из Приднестровья в Москву и первое время жил в хостеле, ведь на большее парню из села денег не хватало. Постепенно жизнь стала налаживаться, Степан нашел работу и переехал в квартиру, но в один миг все изменилось — у Степана подкосились ноги, и он упал. А что потом? Записали для вас историю Степана.

Расскажи, почему ты передвигаешься в коляске?

Я родился с врожденной спинномозговой грыжей, и мне поставили диагноз «ДЦП нижнего пояса». Кто-то из моих бабушек и дедушек даже предлагал родителям оставить меня в доме малютки, но они отказались.

До седьмого класса я был обычным ребенком, и болезнь не давала о себе знать. Единственное отличие — я ходил в поликлинику на лфк, электрофорез, массажи и прогревания. Потом болезнь начала прогрессировать, мне делали операции, и я подолгу лежал в больнице, как-то провел в ней целую четверть. Иногда в палате, кроме меня, никого не было, я чувствовал себя очень одиноко. Из-за этого в эмоциональном плане я был более зрелым и сильно отличался от сверстников. Если они попадали в больницу и к ним не пускали родителей, ребята плакали. Я не плакал, сам приезжал в больницу, меня оформляли, и если бабушка или дедушка приходили ко мне раз в неделю, это уже было очень хорошо — у моих стариков было хозяйство, и они не могли каждый день навещать меня. В какой-то момент больница стала вторым домом, и я даже стал разбираться в лекарствах.

К сожалению, операции не помогли, и с седьмого класса я ходил в школу, опираясь на велосипед — использовал его вместо костылей.

Родители и бабушки с дедушками гиперопекали тебя?

Мамы не стало, когда мне было десять лет, а отец жил со мной только в детстве, а потом пропал — я увидел его, когда мне было 18 лет. Получается, что меня вырастили бабушки и дедушки. Они советской закалки, поэтому не слишком меня опекали, могли только добавить ремнем сверху. Как говорится, нянек нет, жизнь не конфета, держись.

Смеялись или издевались ли над тобой другие ребята? Ты часто не посещал школу и «странно» ходил. Детям иногда этого достаточно…

В пятом-шестом классе мне нравилась девочка на год младше. Я часто приходил к ней на переменах, мы гуляли после уроков. Ее одноклассники ревновали, дергали меня, обзывали хромым, иногда могли пнуть и убежать. Догнать их и подраться с ними я не мог. Это продолжалась долго, и в какой-то момент это мне надоело. Я обратился к ребятам из старших классов — мы жили в селе, где все друг друга знали. Пацаны поговорили с задирами и спросили: «Почему вы так делаете? Если вы что-то сломаете и мы начнем вас дергать, обзывать и бить, вам будет приятно?» А еще сказали моим обидчикам, что если они продолжат так себя вести, они расскажут их родителям про их поведение. После этого проблема быстро решилась.

А что после школы?

Я окончил школу в 2009, но поступил в медицинский колледж только через два года. В 11 классе моя левая стопа сильно деформировалась — я наступал не на нее, а как бы на бок стопы. Из-за этого у меня начался остеомиелит, врачи боялись, что ногу придется ампутировать. Поэтому два года после школы я, можно сказать, жил в больнице от операции до операции. Ногу удалось сохранить, но когда мне предложили провести еще пару операций, я отказался — устал от всех этих таблеток, наркоза и операций.

Вступительные экзамены в мед я завалил. На следующий день пришел к директору колледжа, объяснил, что после школы провел два года в больнице и из-за этого так плохо сдал экзамены. Он меня выслушал и попросил обойти стол — мужчину интересовали не мои оценки, а смогу ли я учиться, не навредив своему здоровью. Тогда я еще не восстановился после последней операции, не ходил без костылей, но смог обойти этот длинный стол без них. На мой взгляд, это было ужасно, но директор сказал, что я спортсмен, и принял меня на фармацевтический факультет.

-2

У тебя были какие-то сложности во время учебы в колледже?

Я передвигался на костылях, но когда заходил в аудиторию, ставил их в угол и передвигался без них. С учебой проблем не было, но половина группы меня невзлюбила. Они словно не замечали меня, между нами была стена. Я много думал об этом и до сих пор не понимаю, в чем была причина. Наверное, просто люди людям не нравились. В остальном все было хорошо. Я жил как обычный студент: ходил на пары, нашел много друзей и влюбился. К сожалению, с девушкой я расстался через несколько лет.

Почему?

С той девушкой мы долго встречались, даже жили вместе какое-то время, но ее родители были против парня с инвалидностью — сказали это мне при встрече. Тогда я уже работал, снимал квартиру, откладывал деньги, чтобы купить свою, помощь в быту мне тоже не требовалась. Вся проблема была в том, что у меня есть инвалидность, а не в том, что я плохой парень или не смогу содержать семью.

Время шло, девушке я нравился, но мама и папа настраивали ее против меня. Однажды я пришел домой и увидел, что у нее плохое настроение и она странно себя ведет, стала какой-то чужой. Я несколько раз спросил, что произошло, и она призналась, что вместе с мамой ходила к гадалке. Та женщина предсказала, что я все-таки сяду в коляску и ничего хорошего меня не ждет. Я ответил, что гадалкам не верю и никто не может знать, что случиться с нами завтра. С девушкой мы помирились, но отношения дали трещину. В какой-то момент я понял, что дальше так продолжаться не может — мне было жалко девушку, я не хотел, чтобы из-за меня она ссорилась с родителями, это ее самые близкие люди. Мы расстались, и я уехал в Москву, чтобы забыть все это.

Тебе не было страшно так резко менять свою жизнь? Ты как-то готовился к приезду или просто взял сумку и поехал?

Я не боялся, у меня такая натура — я люблю пробовать что-то новое и быстро ориентируюсь. А еще в отличие от некоторых людей с инвалидностью у меня нет проблем с коммуникацией, я не боюсь общаться и могу быстро с кем-то познакомиться и подружиться.

-3

Первое время жил у крестной. Она приняла меня, но сказала, что не будет со мной нянчиться, так как одна воспитывает двух дочек, ей и так тяжело. Я пообещал, что съеду, как только найду постоянную работу и отложу деньги на съем жилья.

С поиском работы проблем не было, нашел ее через неделю — устроился фармацевтом в аптеку. Самое интересное и удивительное было в том, что в Москве на мою инвалидность никто не обращал внимания. Здесь неважно, как ты выглядишь, главное — справляться с задачами. В маленьких городах все не так, у людей там более узкий взгляд на мир.

Где-то через месяц жизни в Москве, я накопил немного денег и съехал от крестной — снял койку в хостеле. Жить в одной комнате с незнакомыми мужчинами, которые храпели и редко мылись, а кто-то из них еще и пил, было тяжело. Я не высыпался и толком не отдыхал, но не тратил на съем много денег и часть из них откладывал — вдруг что-то со мной случится. У меня не было родителей, за моей спиной никого нет, поэтому я очень осторожный, никогда не теряю голову и не беру кредиты. Я знаю, что, если расслаблюсь, все посыпется, и я могу оказаться на улице.

Через какое-то время я стал снимать комнату на пару с другом и нашел более высокооплачиваемую работу, жизнь стала налаживаться, но в один прекрасный день у меня подкосились ноги, и я упал. Это был февраль, и я подумал, что это просто авитаминоз, даже смеялся над этой ситуацией. Все оказалось гораздо сложнее, пришлось делать еще одну операцию. После нее я сел в коляску и работать в аптеке больше не мог.

Что ты почувствовал? Некоторые ставят на себе крест и не хотят несколько лет даже на улицу выходить… Как перестроил свою жизнь?

Я вообще не расстроился, а был очень рад, что исчезли боли в спине — из-за них я не мог даже спать, не то, что радоваться жизни и получать от нее удовольствие.

За три недели в больнице мне до тошноты надоело находиться в палате — очень хотелось на свежий воздух. Для этого нужна была инвалидная коляска, а у меня ее не было. Я в них совсем не разбирался и просто зашел на авито, увидел, что кто-то хочет бесплатно отдать инвалидное кресло, и написал. Мне ответили и попросили показать справку об инвалидности — владелица хотела, чтобы коляска досталась тому, кому она действительно нужна, а не перекупщику. С собой в больницу справку я не взял, поэтому просто рассказал свою историю, отправил справку с диагнозом и рекомендацию от врача, что мне в течение года запрещена любая физическая нагрузка — металлическая конструкция на позвоночнике еще не прижилась полностью и могла расшататься. Также приложил фото паспорта, где видно только мою фамилию. Этого оказалось достаточно. Мой друг встретился с женщиной, забрал инвалидную коляску и привез ее мне.

Пользоваться креслом научился быстро, но полезной информации о жизни людей в коляске и разных нюансах мне не хватало. Решил, что нужно найти и все разузнать у тех, кто уже давно живет, передвигаясь в инвалидной коляске. Написал знакомому, с которым учился в одной школе, — мой земляк с детства пользуется креслом и тоже переехал в Москву. Мы созвонились, поболтали, и он позвал вместе с собой на тренировку по баскетболу на инвалидных колясках. Там я познакомился со спортивной командой, и от них узнал многое о жизни людей на инвалидной коляске. А еще увлекся баскетболом.

-4

Потом устроился в Everland. Сейчас я руководитель инклюзивного коворкинга, отвечаю за все мероприятия, которые проходят в нем. Это место работы мне очень нравится, потому что проект не трудоустраивает людей с инвалидностью ради галочки. Он ставит задачи, ты их выполняешь, если не справляешься, тебе пытаются помочь, но если ты не прилагаешь никаких усилий и просто ждешь, что кто-то сделает все за тебя, потому что ты «инвалид», с тобой попрощаются.

Как ты узнал об Everland, не было ли предубеждений? Сам ведь сказал, что многие берут людей с инвалидностью для галочки

От знакомого, который уже сотрудничал с проектом и проверял доступность магазинов для людей с инвалидностью. Он предложил мне попробовать устроиться к ним — они как раз искали администратора коворкинга. Тогда я только сел в коляску, немного восстановился и начал искать работу, так как жить на одну только пенсию было сложно.

В то время я был очень недоверчив и в какой-то степени озлоблен, мир был раскрашен серыми цветами. Я долго думал, что Everland — это мошенники, которые наживаются на людях с инвалидностью и делают репортажи в СМИ о том, какие они молодцы, поэтому согласился на предложение приятеля только с третьего раза. Он все твердил одно и то же, а я видел, что его до сих пор не обманули и платят за работу. Я пришел на собеседование, меня взяли, я начал работать и на своем опыте понял, что тут занимаются серьезными задачами и реально меняют мир людей с инвалидностью, их жизни в лучшую сторону.

-5

Было ли тебе сложно?

Мне было сложно каждый раз, когда мне давали какую-то новую задачу. Я даже хотел уйти, но что-то не давало мне это сделать, да и стыдно было все бросить, даже не попытавшись. Когда у меня что-то не получалось, мне подсказывали, что поправить, говорили, что все нормально, я учился, и все наладилось. Недавно я говорил об этом со своей начальницей и спросил, почему мне предложили стать руководителем коворкинга. Она ответила, что видела, как у меня что-то не получается с первого раза, но я стараюсь, учусь, не пасую из-за неудач, и это очень ценно.

Ты сказал, что Everland меняет жизнь людей с инвалидностью, а ты сам изменился в лучшую сторону?

Да. Во-первых, я получил знания и навыки, которые востребованы на открытом рынке труда. Во-вторых, я сам изменился. Перестал быть таким озлобленным и недоверчивым и не запустил себя. Когда человек без работы, он начинает бездельничать, у него появляются плохие привычки, хамское поведение — он идет не в то русло. Когда человек занят и находится в приличном обществе, он меняется в лучшую сторону.

О чем ты мечтаешь?

Я бы хотел увидеть своих стариков. Им уже много лет, они всю жизнь работали в огороде и оставили в нем свое здоровье. Я понимаю, что сегодня-завтра-послезавтра их не станет, и мне больно, что я не могу их увидеть, хоть и очень хочу. Мои бабушки и дедушки живут в Приднестровье, в 2024 году ехать туда дня три, а раньше можно было долететь за два-три часа и купить билет за пару тысяч рублей. К тому же сейчас я передвигаюсь в коляске, а доступной среды в моем родном селе нет, я даже не уверен, смогу ли я добраться до него из аэропорта.

Еще я очень хочу встретить девушку, с которой мы бы жили душа в душу и создали семью. Я очень хочу детей, хочу, чтобы у меня был сын. Я не мечтаю, чтобы они были идеальными, я и сам таким не был. Я бы просто проводил с ними много времени, подсказывал, как им лучше поступить, но не был бы строгим папой. Я бы хотел, чтобы они выросли счастливыми людьми. Если этого не получится, я бы хотел сделать в этой жизни что-то хорошее и прожить ее не зря.

***

Материал опубликован при поддержке Фонда президентских грантов.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.

Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.

Если у вас есть вопросы, связанные с потерей работы, оформлением документов, трудовым правом, социальными льготами, или у вас возникли психологические проблемы — заполните заявку на консультацию с юристом или психологом. Наши специалисты постараются вам помочь!