Найти тему

Гранд Опера, Ковент Гарден, Ла Скала и так далее. События и премьеры сезона 2024/2025.

Фото: Н. Круссер ("Жизель", Михайловский театр). Источник: www.pinterest.ru.com.
Фото: Н. Круссер ("Жизель", Михайловский театр). Источник: www.pinterest.ru.com.

Каждый год в балетных театрах мира происходит много разного. Сезо 2024/2025 – не исключение. Как обычно, мало какие из этих спектаклей я когда-нибудь смогу увидеть. Вне зависимости от социальных и прочих обстоятельств, большинство мировых премьер так и остаются недоступны большинству, за исключением ограниченного числа счастливчиков. Но это не значит, что мне не интересно узнать – и рассказать – что я сегодня отметила как самое привлекательное из новинок репертуара ведущих западных трупп. Итак.

Королевский балет (он же Ковент-Гарден) в Лондоне представляет вниманию своего зрителя балет “Maddaddam“ от одного из самых известных сегодня хореографов - Уэйна Макгрегора. Спектакль перенесён им из Национального балета Канады (премьера прошла в 2022) и поставлен в Лондоне в коллаборации с канадской труппой. Балет основан на постапокалиптической трилогии канадской же писательницы Маргарет Этвуд. Мир после чумы, люди, живущие рядом с продуктами биоинженерии, переход на новый уровень существования и человеческих отношений – обо всем этом история Этвуд и, соответственно, Макгрегора. Отдельно отмечу, что к постановке создана оригинальная авторская музыка и не кем-нибудь, а самим Максом Рихтером. В сочетании с фирменным пластическим стилем Макгрегора это должно быть захватывающее зрелище. Кроме прочего, сама тема модная и актуальная, тренд, так сказать.

В Американском театре балета - главном оплоте балетных традиций Нового света (наряду, конечно, с NYCB) репертуар обычно спокоен и традиционен. Но на этот раз классикам американской и мировой хореографии Тарп, Баланчину, Ратманскому, а также великому Петипа составила компанию наша современница Хэлен Пикетт. В осеннем сезоне репертуар ABT разбавил ее новый спектакль по мировой литературной классике – роману Достоевского «Преступление и наказание». Хэлен Пикетт - автор хореографии, концепции и адаптации романа. Работающая в жанре авторской неоклассики, Пикетт сегодня является признанным мастером, хотя и едва ли известным у нас. В сфере ее интересов – сюжетный балет, балет-драма, настоящий большой спектакль. В наше время короткого метра в хореографии и большой тяги к обобщениям, которые подменяют собой содержание, это вызывает уважение и говорит о серьезной квалификации. За плечами Пикетт спектакли для ведущих трупп США и Канады, в числе которых «Суровое испытание» (по А. Миллеру) и «Эмма Бовари». Приглашение в ABT – явный символ признания. Так в 2024 герои Достоевского обретают новое рождение сразу по обе стороны океана, потому что литературная классика нетленна и не признает границ. Музыка к спектаклю, кстати, тоже авторская.

А в Парижской Гранд-опера премьера ни много ни мало «Сильвии» Лео Делиба от ни много ни мало бывшей этуали, сегодняшнего руководителя балета Ла Скала Мануэля Легри. Типичный пример обращения к классическому наследию и надёжному, проверенному коллеге для введения в репертуар нового названия, но без лишних провокаций и авангардных штучек. Гранд Опера – это как наш Большой. Чем больше в репертуаре спектаклей классического, традиционного толка, тем лучше, тем довольнее публика и крепче статус главного балетного театра Франции. Не будем записывать Легри в великие хореографы. Он не Лакотт, который создавал крайне оригинальные и часто очень удачные парафразы старинных партитур и балеты в стиле мэтров 19 века. Но опыт у Легри несомненно присутствует, а также в его багаже - большая «натанцованность» в разных постановках, в первую очередь в классическом и неоклассическом стиле. Кроме того, у него есть авторский взгляд на спектакль (в частности, он добавил пролог, посвященный душевным переживаниям Дианы), а также способность сочинить (или скомпилировать, что тоже не так уж просто) хореографию и мизансцены на трехактный спектакль. А уж парижский зритель, думаю, не откажет любимому артисту в признании, как это происходит и у нас, когда выдающиеся танцовщики переходят в статус кто – худруков, кто - хореографов, или и то, и другое вместе. А уж талант – если есть, то хорошо. Но не обязательно.

В упомянутом Ла Скала премьерным станет показ одноактного балета Патрика де Бана «Кармен». Знаменитый сюжет, не менее знаменитая музыка Бизе в обработке Щедрина. Компанию ему составят вернувшиеся в репертуар театра постановки А. Прельжокажа «Annonciation» и «Solitude Sometimes» Ф. Краца. 

И, наконец, в Венской опере свое новое творение представит еще один значимый современный европейский мастер Кристофер Уилдон. Для труппы он создал балет «Зимняя сказка» по пьесе У. Шекспира. Работа вполне в духе Уилдона, тяготеющего к ироничности, двойным смыслам, множественным перипетиям с большим количеством героев (вспомним его «Алису в стране чудес», к счастью, доступную к просмотру в сети, хотя так и не доехавшую до Мариинки). Шекспировская трагикомедия о человеческих слабостях, чувствах и желаниях с завуалированными размышлениями о смысле жизни отлично ложится на нашу действительность и позволяет использовать любое пластическое решение, в зависимости от постановщика. Беспроигрышный вариант для пополнения, репертуара, ориентированного на зрителя с демократичными вкусами.

Иногда мне кажется, что все самое интересное в балете проходит там, где я сегодня не могу оказаться. Но это иллюзия. Спектакли, о которых я написала, небезынтересны. Однако едва ли все они будут абсолютными удачами или, больше того, шедеврами. Такое случается не часто. Кроме того, у нас тоже есть, что посмотреть, и чем, так сказать, поживиться. И, глядишь, когда-нибудь лучшие западные новинки снова начнут приезжать к нам, или мы – к ним. Я верю в хорошее.