Найти тему
Дмитрий Март

«Наконец я стала двойной отличницей!» - шутливо сказала известная актриса Анастасия МЕЛЬНИКОВА

Оглавление

Не так давно заслуженная актриса России отметила свое 55-летие. В честь знаменательной даты состоялась творческая встреча с журналистами.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Большую популярность, а потом и огромную известность имениннице принесла главная женская роль Анастасии Абдуловой в сериалах «Улицы разбитых фонарей» (1998-2019), «Опера. Хроники убойного отдела» (2004-2007), а также Анастасии Мельниковой в остросюжетном детективном сериале «Литейный» (2008-1014).

Казалось бы, всего три фильма. Однако нужно учесть, что «Улицы разбитых фонарей» состоят из 16 сезонов, которые включают аж 501 серию. В «Литейном» - 192, а в «Операх» - 73 серии. Кроме того, было немало и других знаковых картин.

НАША СПРАВКА

Анастасия Мельникова родилась в Питере в семье потомственных врачей. Закончила актерский факультет знаменитого ЛГИТМиКа - Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

В 2002 году тайно родила дочь Марию, которая тоже стала актрисой. Она воспитывала ее самостоятельно. Имя отца держится в строжайшем секрете. По слухам, это известный женатый режиссер. Чтобы обеспечить Машу всем необходимым, Анастасия привыкла работать в бешеном ритме.

Однажды она проснулась в гостинице и не могла вспомнить, в каком городе она находится и зачем в него приехала. Гостья «Кабачка» очень хозяйственная. Она хорошо шьет, любит вышивать картины и может сотворить кулинарный шедевр из самых простых продуктов.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Вся в дочь

- С какими чувствами встретили свое 55-летие?

- К этой дате я отношусь так: наконец-то стану похожей на свою дочь. Поскольку мой ребенок все заканчивал с красными дипломами, то я буду на него походить и в этом.

Так как Маша не просто отличница, а круглая отличница! (смеется). Теперь у меня не одна, а две пятерки. А если говорить о чувствах, то главное тут такое: благодаря Богу я все же дожила до того момента, когда стала круглой отличницей по жизни.

Да, я хожу в церковь, поэтому и говорю о Боге. Раньше у меня было много традиций, как отмечать свой день рождения, не говоря уже о юбилеях. Но после знакового для меня рождения 24 июля Маши все традиции канула в Лету, мне свой день рождения стало отмечать не интересно. Я говорю это искренне и честно.

С тех пор у меня только два главных праздника в году: день рождения Маши и Рождество, на которое мы тоже приглашали друзей дочери. Причем мы все готовим сами, поэтому устаем страшно.

Каждый раз хочется надолго забыть все эти хлопоты. К тому же, если честно, я никогда не испытывала недостаток внимания к своей персоне. И даже наоборот: его было слишком много.

И это не только в прошлом. Я слышу приятные слова постоянно и сегодня. Причем для этого даже вовсе не нужно ждать дня рождения. Вот почему — открою секрет! — я так люблю, когда лично в мой день рождения мне надо играть спектакль.

Да и потом: разве это не самый прекрасный подарок: ты выходишь на обожаемую тобой сцену, играешь то, что тебе нравится, получая особое удовольствие.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Традиции лучше не ломать

- Тем не менее круглые даты не обходят вас стороной. В прошлом году громко отмечали 30 лет, как вы начали служить в Академическом драмтеатре имени В. Ф. Комиссаржевской. В чем секрет такой преданности одной сцене? Ведь некоторые актеры довольно часто меняют театры...

- Никакого секрета тут нет. Для меня театр имени Веры Федоровны — это наш дом. Родной дом. К великой моей радости, театр Комиссаржевской не меняет свои традиции.

Хотя ставятся и современные пьесы, но все равно главная линия остается неизменным. Это настоящий русский драматический театр. То есть как раз такой, который я люблю.

Поэтому я и служу в нем так долго. Отмечу, что наши постановки отличаются культурой и интеллигентностью. К счастью, иные дурные современные веяния его не коснулись.

Чему я, разумеется, только рада. Это какое-то чудо. Театр можно сравнить с ребенком. Часто родители говорят хорошему сыну или прекрасной дочке: «Оставайся всегда таким или такой!»

Вот и я желаю, что наш театр не менялся, а сохранял свои традиции. Ну а наша задача - также бережно передать его в трепетные руки будущих поколений.

Настя в детстве. Фото из архива "7 секретов"
Настя в детстве. Фото из архива "7 секретов"

Сходит с ума по ролям

- За вашими плечами большое количество ролей в кино. Какая из них - самая любимая?

- Мне много раз задавали такой вопрос. Простите, если кто-то уже слышал мой ответ, но порой приходится повторяться. Роли как дети. Вы знаете, сколько бы не было детей у мамы, я никогда не поверю, если она кого-то выберет и скажет: «Вот этого ребенка я люблю больше всех!»

- А в театре так же?

- Я сыграла немало ролей и на сцене. Когда играла в «Скандальном происшествии» по Агате Кристи, то сходила с ума, думая, что уж так, как эту постановку, больше никакую другую точно не полюблю.

Но потом приходили другие. Помню, когда я играла в спектакле «Миллионерша» по Бернарду Шоу, меня охватили такие же чувства. Я была уверена, что лучших вот этих партнеров у меня уже точно никогда не будет...

А на данный момент я комфортнее всего чувствую себя в спектакле «Привидение» по Генрику Ибсену. Постановка очень тяжелая. Но при этом я ее безумно люблю. Это чудо-спектакль.

Хотя я так устаю, что потом еще чисто физически и морально отхожу два-три дня. Тем не менее просто невероятно, что чувствуют мои партнеры, как они подхватывают меня на сцене.

"Агент национальной безопасности-2" (2000). Фото из архива "7 секретов"
"Агент национальной безопасности-2" (2000). Фото из архива "7 секретов"

Отмечу, что один и тот же спектакль каждый раз совершенно разный. Играешь его десять лет, но постоянно возникают какие-то новые нюансы. Примечательно, что перед каждым спектаклем мы снова все проходим вместе с режиссером.

Причем не просто сам текст, как порой бывает. Конечно, на репетиции ты стараешься как-то поберечь себя, потому что знаешь, что вечером такой тяжелый выход.

Но режиссер требует максимума. И как я не пытаюсь сказать, что, мол, вечером я дам всю необходимую страсть, однако это не проходит. Поэтому, честно говоря, я не очень люблю репетировать.

Мне больше нравится сам спектакль. Хотя я, конечно, понимаю, что повторение - мать учения. Нужно как следует разыграться. Я всегда говорю друзьям, что лучше всего приходить на десятый спектакль. Не меньше.

Потому что тогда все уже как следует отшлифовано и идет нон-стопом. Ты словно на автомате берет вещи, которые положили наши замечательные реквизиторы. Ты уже просто живешь на сцене, не думая о ходах и нюансах. Все происходит само собой.

"Агата и сыск. Рулетка судьбы" (2020). Фото из архива "7 секретов"
"Агата и сыск. Рулетка судьбы" (2020). Фото из архива "7 секретов"

Кино и театр — это разные профессии

- Легко ли переключаться с театра на кино и обратно?

- Очень сложно, потому что это все же отдельные профессии. Это абсолютно разные актерские существования. Перед камерой ты не прорепетируешь. Нужно сразу выдать то, что от тебя требуется.

Поначалу мне было крайне сложно. Я привыкла к спокойному театральному существованию. А тут у тебя постоянно крупный план. И никуда от этого не деться. В спектаклях-то его не играют, потому что зритель далеко.

На экране твое лицо показывают во всех подробностях и деталях. Ничего не скроешь... Поэтому я и говорю о разном актерском существовании на сцене и в кино.

Поначалу мне было крайне сложно общаться через камеру с партнером. Я никак не могла рассчитать время. А ведь на съемках важна каждая секунда. Тут никто не будешь тебя ждать. Все четко расписано от и до.

Но потом, естественно, я уже набралась опыта. Приобрела необходимый уровень мастерства, который помогает тебе плыть и получать удовольствие, когда ты барахтаешься в океане искусства.

"Афганский излом" (1991). Первая роль. Фото из архива "7 секретов"
"Афганский излом" (1991). Первая роль. Фото из архива "7 секретов"

Тут все так же, как и с ребенком. Перед рождением Маши я прочитала немало всевозможной литературы по уходу за детьми. В общем, долго готовилась. Постоянно с кем-то советовалась.

Беседовала с педагогами, психологами и пр. Но теория - это одно, а практика — совсем другое. И когда Маша родилась, я все равно совершенно растерялась. У меня опустились руки.

Прибежала к маме со словами: «Я не знаю, что мне делать...» И услышала гениальную фразу: «Ты люби свою дочь, а дальше сердце подскажет».

Сегодня я понимаю, что каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода. Да и вообще - все дети разные. Один в данной ситуации отреагирует так, а другой — уже совсем иначе.

Вот почему я и говорю, что роли как дети. На сцене и в кино ты тоже всякий раз действуешь как-то по-другому. Постоянно нужно приспосабливаться, действовать по обстоятельствам.

Это вечная учеба по жизни. Зато мне всегда было интересно. Особенно, когда ты попадаешь в тупик и не знаешь, что делать дальше. Но из каждого тупика непременно есть выход.

Тут главное не бояться учиться, считая, что ты всегда и во всем прав. И тогда ты будешь чутко относиться к другим людям. В этом, я считаю, секрет успеха хорошего актера.

Дочь тоже стала актрисой. Фото из архива "7 секретов"
Дочь тоже стала актрисой. Фото из архива "7 секретов"

Слушает только двух человек

- Вы капризная актриса?

- Ну что вы. Я вообще считаю так: актер в кино должен только одно: слушать режиссера-постановщика и оператора. Только этих двух человек на съемочной площадке я воспринимаю, а все остальные для меня - табу.

Хотя, конечно, вокруг немало советчиков. И на съемках, и за их пределами. Но нет и еще раз нет! Я просто затыкаю уши и не слушаю советов посторонних. Я и сама никогда не даю советы дочери, как ей вести себя в кино.

У режиссера всегда есть своя картинка, свое видение. Перед съемками я непременно с ним созваниваюсь, чтобы понять замысел. Я не хочу ничего ломать и кого-то сбивать с его пути.

Хотя не секрет, что иногда бывает так: автор придумал свое кино, свою историю, все разбил по кадрам, а тут приходит какая-то бешеная Мельникова и начинает сама режиссировать, поучая всех и вся. Мол, а я так вижу эту сцену и эту.

Вспоминается одна поучительная история. Как-то в Александрийском театре великому актеру Николаю Симонову знаменитый режиссер Леонид Вивьен сказал: поднимитесь-ка под холостяки (решетчатый потолок сцены — Прим. ред.) и вот этот свой монолог произнесите оттуда.

Народный артист СССР, забравшись наверх, все четко выполнил. При этом не произнес ни единого слова от себя. Потом спустился и спросил: «А зачем?» Но, как вы понимаете, сначала он все четко исполнил.

И режиссер сам увидел, что предложил неправильный ход. Но он это стало понятно уже после того, как они попробовали. В чем режиссеру помог Николай Симонов. Вот это высший пилотаж... - улыбнулась юбиляр.

- Благодарим за интересную беседу, поздравляем с юбилеем!

Кино на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Актёры и роли на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен
Театр, сцена на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен