В середине 18 века неподалеку от южного берега озера Калкан на Южном Урале (современный «адрес»: Учалинский район, Башкортостан) был найден «голубой яшмовый камень с синими прожилками», - так рассказал о калканской яшме первооткрыватель месторождения Алтынбек Степанов. Уже в 1756 году был заложен пробный шурф и началась добыча этого знаменитого камня.
В 19 веке разработка месторождения курировалась Екатеринбургской гранильной фабрикой. Было добыто более 5000 пудов камня в монолитах, некоторые из них достигали 300-400 кг! Декоративно-поделочное сырье отправляли и на Императорскую Петергофскую гранильную фабрику. Благодаря хорошей блочности калканской яшмы, из нее изготавливали крупные вазы и чаши. Но к изделиям из этого камня вернёмся чуть позже.
Залегает калканская яшма в виде линз среди сильно рассланцованных змеевиков и кремнистых туффитов, точнее на контакте этих пород. В 1936 году советскими геологами было обнаружено еще шесть новых крупных и несколько мелких линз мощностью от 1 до 10 м.
Естественные выходы калканской яшмы представлены крупными глыбами (их отработали в первую очередь), а искусственные — каменоломнями. Сейчас калканскую яшму уже не добывают. На площади месторождения сохранились два старых карьера – так называют открытые горные выработки. В Северном карьере глубиной 18 м и длиной 20 м яшмы выработаны. Второй карьер расположен в 150 м южнее первого. Голубовато-серые тонкозернистые яшмы здесь имеют мощность 1,5-2,0 м, а потом переходят в грубозернистые и брекчиевидные разновидности.
Калканская яшма представляет собой породу приятного, спокойного, но сложно передаваемого цвета: представьте такой оттенок, если смешать серый, голубой и зелёный. Помимо однотонных разновидностей, калканская яшма бывает:
- рисунчатой с неравномерной пятнистой окраской и неяснополосчатой текстурой;
- полосчатой с чередованием темно-серых и светло-зелено-серых полос и лент.
Причем, однотонные темно-серые яшмы залегают непосредственно на контакте серпентинитов и туфов, а чем дальше от контакта, тем порода светлее и могут встречаться полосчатые и рисунчатые разновидности. Ученые выяснили, что химический и минеральный состав этих разных по оттенку и наличию рисунка яшм, тоже неоднороден. В темно-серых приконтактовых яшмах совсем нет кварца. Они состоят из альбита, адуляра, пироксена, хлорита, эпидота, пренита, актинолита.
А более светлые, рисунчатые и полосчатые породы уже частично окварцованы, и чем светлее образцы, тем больше кварца в них было обнаружено. В отдельных редких случаях кварц полностью замещает породу (согласно исследованиям М.Е. Яковлевой).
Фото различных образцов с Калканского месторождения я сделала в музее геологии и полезных ископаемых Республики Башкортостан. Посмотрите, какая она разная - калканская яшма!
К слову сказать, калканская яшма яшмой по сути не является. Это туф, подвергшийся процессам альбитизации, адуляризации, хлоритизации и актинолитизации. И чем дальше от контакта с серпентинитами, тем слабее проявляются эти процессы изменения туфов и тем неоднороднее их состав. Но следуя исторической традиции, эту плотную, крепкую породу и учёные, и просто любители камня продолжают называть яшмой.
А теперь о применении. Твёрдая, крепкая, хорошо полирующаяся калканская яшмовидная порода с 18 века добывалась как поделочно-декоративное сырьё. За примерами изделий пойдем в Эрмитаж.
Вот из раннего. Ваза высотой 1 метр 17 см и диаметром 71 см, изготовленная на Императорской Петергофской гранильной фабрике в 1776 году.
Еще одна ваза того же временного промежутка, но размером поскромнее - высота 65 см, диаметр 31 см.
Расцвет применения калканской яшмы в камнерезном деле пришелся на 19 век. Добывали её много, обрабатывали на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках.
Частные мастера изготавливали из калканской яшмы печати.
Это произведение камнерезного искусства - блюдо диаметром 43,5 см из калканской яшмы (основа), нефрита, мрамора, родонита, аквамарина, александрита, цитрина, изумруда, аметиста, демантоида и серебра было изготовлено мастерской Александра Кочнева в 1882 году по заказу Екатеринбургского городского общества и подарено "их императорским величествам по случаю коронации".
Пример советского камнерезного творчества - круглая коробка со съемной крышкой "Дубовые листья с желудями" . Изготовлено в начале 50-х годов ХХ века трестом "Русские самоцветы" на Ленинградском заводе № 2.
В советское время калканская яшма нашла более практичное применение, как технический вид яшмы. В промышленности такая яшма используется главным образом как техническое сырье, и также в виде облицовочного материала. Фактически, «техническими» называют яшмы недостаточно привлекательные для изготовления поделок, сувениров, посуды, но обладающие высокой прочностью, твердостью и однородностью. Калканскую яшму использовали для производства обработочных валов, применяемых, например, в кожевенном деле; опорных призм измерительных приборов и т.п. При заточке ножей калканская яшма используется как финишный и полировочный камень.
Мне показалась интересной история еще одного изделия из этой яшмовидной породы. В завершении моей статьи хочу вам её рассказать. Эта чаша овальной формы изготовлена в 1891–1894 гг. на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике. Размеры: 35,4х17,9х12,7 см; диаметр основания 16,5 см. Выполнена из калканской яшмы, отделка золотом, серебром с бриллиантами и рубинами.
Чашу уральские мастера делали по предписанию (заказу) и эскизам Кабинета Его Императорского Величества. Это ведомство в числе прочих обязанностей обеспечивало запас предметов, предназначенных для дипломатических даров и для пожалований частным лицам. Кабинетские сокровища постоянно пополнялись лучшими изделиями камнерезов Петергофской, Колыванской и Екатеринбургской фабрик. Дарили их, как правило, иностранцам.
Эту чашу император Николай II пожаловал в дар немецкому банкиру Артуру Фишелю. Она была доставлена адресату при посредничестве российского посольства в Берлине в 1897 году. Доставку такого ценного подарка взял под личный контроль Министр финансов Сергей Юльевич Витте. Историки характеризуют Артура Фишеля как грамотного умного финансиста, главного доверенного партнера России на зарубежных финансовых рынках. Он был в хороших, даже дружеских отношениях с министром Витте и размещал займы России во время войны с Японией, добиваясь снижения банкирской комиссии у владельцев немецких банков. После смерти финансиста чаша перешла его наследникам. В 2004 году её вместе с сопроводительным письмом Витте выставили на аукционе Christie’s. А через четыре года Государственный Эрмитаж приобрел чашу и письмо у американской компании BNNS Co., Inc. Так, спустя 111 лет в 2008 году это произведение камнерезного искусства из калканской яшмы вернулось обратно в Россию и хранится в Эрмитаже.
Вот такая удивительная калканская яшма - не яшма: и заточки для ножей из неё делают, и произведение искусства, пригодное для императорского подарка иностранному банкиру!