Цель теста:
Проверить знания учащихся о лексическом значении слов, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах, а также умение использовать лексические средства выразительности.
Структура теста:
- Часть 1. Теоретические вопросы:Определение лексики, фразеологии.
Виды лексических значений слова.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Фразеологизмы: значение, происхождение, стилистическая окраска. - Часть 2. Практические задания:Выбор синонимов, антонимов, омонимов к заданным словам.
Объяснение значений фразеологизмов.
Использование фразеологизмов в контексте.
Анализ лексических средств выразительности в тексте.
Примеры заданий:
Часть 1
- Что такое синонимы? Приведите примеры.
- Какими признаками отличаются омонимы от многозначных слов?
- Объясните разницу между паронимами "эффектный" и "эффективный".
- Что такое фразеологизм? Приведите примеры.
Часть 2
- Подберите синонимы к слову "радость".
- Найдите антоним к слову "добрый".
- Объясните значение фразеологизма "бить баклуши".
- В каком предложении фразеологизм употреблен неправильно?a) Он работал спустя рукава.
b) Он валял дурака.
c) Он вешал лапшу на уши. - Определите стиль речи, к которому относится фразеологизм "бить баклуши".
Варианты заданий с открытым ответом:
- Составьте предложение с фразеологизмом "валять дурака".
- Подберите синонимы к слову "говорить" с различной эмоциональной окраской.
- Объясните значение фразеологизма "пустить корни" и составьте с ним предложение.
Критерии оценивания:
- Правильность выполнения заданий.
- Глубина и полнота ответов на теоретические вопросы.
- Умение применять знания на практике.
- Владение лексическими нормами русского языка.
Дополнительные задания:
- Составить небольшой рассказ, используя как можно больше фразеологизмов.
- Анализ отрывка из художественного произведения на предмет использования лексических средств выразительности.
- Составление кроссворда по теме "Лексика и фразеология".
Рекомендации по подготовке к тесту:
- Изучить теоретический материал по теме.
- Решать различные типы заданий на лексику и фразеологию.
- Читать художественную литературу.
- Вести лексический словарь.
Этот тест может быть адаптирован под уровень подготовки конкретного класса и использоваться для оценки знаний по теме "Лексика и фразеология".