Когда супруги отмечают 60-летие со дня бракосочетания, это называется «Бриллиантовая свадьба». Александр Эдуардович и Нина Васильевна Клейн прожили вместе именно такой почтенный срок.
Двое сыновей, четверо внуков и столько же правнуков – вот их заслуженная награда за безграничную любовь и уважение друг к другу на протяжении шести десятилетий. А жизненный путь таков, что может послужить прекрасным примером для молодых семей.
В те далекие годы
Шесть десятков лет назад самыми распространенными местами знакомств молодых людей были клубы и общественный транспорт. Автобусов не хватало, в часы пик в салоне было не повернуться. А маршрут № 125, который в далеком 1962 году связывал Новомосковск, Донской и Северо-Задонск, пользовался вполне логичной популярностью.
– Ехала я с Бобрик-Горы, а Саша в Пучках на этот же автобус сел, – рассказала Нина Васильевна. – Это было 31 августа, как сейчас помню. Со мной были две подруги, стояли мы в задней части салона, а он в переднюю дверь вошел.
– Увидел ее и «поплыл», – с улыбкой признался Александр Эдуардович. – Вот так и познакомились.
Был он тогда студентом Тульского политехнического института, жил в общежитии, а в тот раз приехал к брату погостить на пару недель. Увы, встреча произошла в печальный для Александра день: хоронили отца. Мир оказался тесен, ведь родители обоих были ранее знакомы.
– Нас судьба свела, не иначе, – сказала Нина Васильевна.
В то время среди молодежи было принято встречаться несколько месяцев, а то и лет, прежде чем подавать заявление в ЗАГС. Александр и Нина решили связать свои жизни два года спустя, в 1964 году.
– Расписывались 3 октября, в Туле, – продолжала свой рассказ Нина Васильевна. – У нас была студенческая свадьба. Сашин старший брат дал нам автомобиль «Победа», ребята собрали деньги, купили нам подарок и заказали кафе для праздника. Присутствовали и декан факультета, и парторг. Отгуляли и на следующий день приехали в Донской, где родители тоже устроили нам свадебный стол.
– В Туле с застольем казус вышел, – добавил Александр Эдуардович. – В начале всего было в достатке – и еды, и выпивки. А потом дело молодое, все выпили и съели. Наши студенты пошли по ребятам, собирали еще закуски на стол.
Они оба вспоминали то время как хорошее, веселое. Хоть и бытовало тогда расхожее выражение «голодный студент», но почти все парни после учебы разгружали вагоны, чтобы заработать дополнительные деньги – стипендию и тогда нельзя было назвать большой. И заканчивали вуз с отличием – Александр Эдуардович помнит двоих друзей с «красными дипломами».
– Сам я стал «хорошистом» – отучился с «четверками», – признался он. – По специальности был инженером-строителем. И практически сразу после дипломирования попал на работу в «Минмонтажспецстрой» от московского треста «Стальмонтаж». Эта организация строила у нас в области крупные объекты – Щекинский и Новомосковский «Азоты». Так и начал свою карьеру.
Молодая семья и большая страна
В 1968 и 1973 годах у Александра и Нины Клейн родились сыновья Эдуард и Константин. Соответственно, расходы молодой пары возросли, а Александр все мечтал о собственном автомобиле. Это в наше время с транспортом проще – и выбор солидный, и можно найти авто на любой кошелек. А тогда личный автомобиль имелся далеко не у каждой семьи. И так получилось, что молодому инженеру Александру Клейну выпала возможность поработать в Тюмени. Это был самый верный способ быстро заработать на свою четырехколесную мечту.
– Просто смотрел, как мой старший брат водит, и, как говорится по-простому, «балдел», – сказал Александр Эдуардович. – И однажды получил рекомендацию от Геннадия Борисовича Ермакова из смежного управления – мол, поезжай в Тюмень, найдешь себе там работу по душе, ты же монтажник. Вот так мы и оказались в Сибири.
Жизнь там, как вспоминали супруги, оказалась не сахар в плане быта. Работа тогда была на Новом Уренгое, как раз когда строили большой газопровод в Европу – «Уренгой – Помары – Ужгород», и к ней возводили газокомпрессорную станцию.
Обитала семья первое время в бытовке, в небольшой и плохо отапливаемой комнатке. Комсомольско-молодежные стройки тогда стартовали именно так:
в первую очередь начинали возводить объект, а уже потом «подтягивали» условия быта.
– Мы ведь с 1980 по 1984 годы снова жили в Донском, так как я заболела, пришлось возвращаться. Наш Костя ходил в школу № 3, – рассказала Нина Васильевна Клейн. – Работала тогда инспектором в собесе. И вот Саше снова предлагают работу на Новом Уренгое. Он меня и спрашивает: «Ну, что, мать, поедем?» А мы с ним как иголочка с ниточкой – куда он, туда и я. Так и проработали там до 2003 года. Я трудилась до 1998 года, а потом ушла на пенсию. Но окончательно мы вернулись на родину, считайте, только пять лет спустя.
Старший сын Эдуард так и остался там, где его родители отработали много лет. Младший, Константин, живет в Туле. Его супруга учительница, а сам он водитель – исполнил, если можно так сказать, давнюю мечту отца.
Донской и шахматы
Увлечение одной из самых интеллектуальных игр у Александра Эдуардовича началось, как это ни удивительно, с игры в шашки.
– Мои родители приехали в Донской в 1946 году, жили мы сначала в Дубовом, затем на Моисеевке, – рассказал он. – С 5-го класса я учился в школе на Бобрик-Горе. И вот классе в 7-м увидел, как ребята в шашки играют, меня это заинтересовало. Увлекся, а затем постепенно перешел на шахматы.
Семья и работа на годы отвлекли его от нового хобби, но однажды Александр приехал в отпуск в Донской. Поинтересовался, где находится шахматный клуб. Ему указали то самое здание в Комсомольском парке, где «храм шахмат» находится и по сей день. Но тогда он совсем не был похож на «храм», и даже клубом его сложно было назвать.
– Там ничего не было, по сути: ни полов, ни стен, ни отопления, канализация не работала, – рассказал Александр Эдуардович. – Начал искать возможности, как привести все это в человеческий вид. В Донском тогда отмечали День города, все начальство было на стадионе. Я обратился к ним, объяснил ситуацию и получил помощь в плане ремонта помещения. Вот так в нашем городе появился тот шахматный клуб, куда сейчас приходят любители этой игры.
Из именитых гостей донского клуба можно назвать экс-чемпиона мира Анатолия Карпова, который подарил шахматные часы для игры.
А в наши дни здесь часто проходят детские турниры.
– Стали делать их открытыми, чтобы приезжали играть ребята из Новомосковска, Узловой, Кимовска, других городов области, – сказал Александр Эдуардович. – Пока что мало дончан школьного возраста увлекается шахматами. Но, думаю, все еще впереди.
Счастье на всех
Оглядываясь на такой долгий совместный путь, Александр Эдуардович и Нина Васильевна в один голос утверждают:
– Да, конечно, мы счастливая семья!
Со стороны супруга – безграничная забота о жене и детях. Даже в те времена, когда не было такого количества вещей и продуктов в магазинах и многое приходилось «доставать», Александр Клейн делал все возможное, чтобы у самых дорогих ему людей имелось все необходимое. И в ответ получал любовь и заботу.
Счастье – это когда шесть десятилетий спустя супруги не жалеют ни об одном своем решении и поступке, не взяли бы обратно ни одного слова. Это когда нет у них частных дел, только общие, и всегда можно ждать помощи от родного человека. Это когда увлечение одного вызывает уважение у другого.
Счастье в семье возможно только когда это чувство разделяют все ее члены. У Александра и Нины Клейн в доме царит именно такая его разновидность. И в день 60-летия их совместной жизни можно лишь пожелать здоровья и еще долгих лет. Чтобы дети, внуки и правнуки собирались в родительском доме только по радостным поводам.
Елена Спесивцева
Больше материалом и новостей читайте на нашем сайте "Донской газеты".