Найти тему

Куда ведут древнерусские корни: венеды, анты, склавины.

В современном мире прозападными идеологами, действующими в духе «антирусской пропаганды», принято противопоставлять Россию и Европу, однако исторические факты позволяют непосредственно определить русский народ как основную часть европейского мира. Изучение происхождения русского народа и предков восточных славян демонстрирует общие корни, проникающие в европейские земли.

О том, что предки русских проживали на территории современной Европы свидетельствуют многочисленные наименования европейских населенных пунктов с русскими корнями слов, в существовании которых вы можете убедиться: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Славянская_топонимия_Германии

В историографии античных и раннесредневековых авторов, таких как Плиний Старший, Тацит, Прокопий Кесарийский и Иордан, часто упоминаются три древних народа — венеды, анты и склавины, которые считаются предками славян, к числу которых относятся русские.

Карта Европы в эпоху Великого переселения народов III-IV вв.
Карта Европы в эпоху Великого переселения народов III-IV вв.

Венеды

Венеды принадлежали к славянам и могут быть уверенно идентифицированы как западная ветвь этого этноса. Территория, занимаемая венедами в первом и втором веках н.э., вероятно, охватывала регионы Галиции, Волыни и Малой Польши.

Плиний Старший (I век н. э.), который погиб во время извержения Везувия в 79 г. н.э. в своей книге «Естественная история» упоминает венедов как народ, живущий на восточном побережье Балтийского моря. Он помещает их между германскими и сарматскими племенами, указывая на территорию между Вислой и Днепром. Он пишет: «...земли до реки Вислы населены сарматами, венедами, скифами и гиррами». Ингевоны обитали на побережье Северного моря и в низовьях Рейна, Везера и Эльбы. Венеды же, вероятно, жили к востоку от них, в бассейне Вислы и, возможно, на ещё более восточных территориях.

Тацит (I век н. э.) в своём труде «Германия» также упоминает венедов, говоря о них как о народе, живущем на востоке от германцев. Он отмечает, что венеды ведут более оседлый образ жизни, чем кочевые сарматы, и ближе по типу к германцам, поскольку строят дома и занимаются земледелием.

Предположительная повседневная жизнь венедов.
Предположительная повседневная жизнь венедов.

Птолемей (II век н. э.) в своём географическом трактате упоминает венедов, живущих на территории между Вислой и Днепром. Он также включает их в свои карты в районе современного южного побережья Балтийского моря. Клавдий Птолемей использовал данные из недошедшего до нас труда географа I века н.э. Марина Тирского. Согласно Птолемею, венеды были одним из крупнейших племён Европейской Сарматии, границей которой на западе была река Висла. На территории к западу от Вислы начинались земли германских племён. С юга Сарматия была ограничена Карпатскими горами и северным побережьем Понта (Чёрного моря), а с севера — Венедским заливом Сарматского океана (Балтийское море). Птолемей описывает расположение различных племён: венеды населяли территории вдоль всего Венедского залива; выше Дакии жили певкины и бастерны; вдоль побережья Меотиды (Азовского моря) обитали языги и роксоланы; дальше вглубь Сарматии находились амаксовии и скифы-аланы.

Согласно Иордану, писавшему в VI веке, "многочисленный народ венетов" проживал на северных склонах Карпат, в районе истоков Вислы, занимая значительные территории.

К северо-востоку от венедов, по словам Иордана, находились эстии — народ балтийского (литовского) происхождения. Среди финских народов Иордан упоминает тиудов (чудь на древнерусском), меренс (русское меря) и морденс (русское мордва). Границы территорий этих племён изменились вследствие миграций готов.

В первом веке н.э. готы, мигрировавшие из Скандинавии, обосновались в бассейне нижней Вислы, как отмечено у Плиния, Тацита и Птолемея. Это переселение вызвало движение местных племён, и часть эстов, вероятно, отправилась дальше на восток. Во второй половине II века готы продолжили продвижение на юг, в регионы Днепра и Черноморья, что затронуло как венедов, так и балтов.

В середине IV века готский король Германарих (около 350-370 гг. н.э.) предпринял попытку завоевать многие племена Центральной и Северной России. Среди покорённых народов Иордан упоминает три финских племени (тиудов, меренс и морденс), а также эстов, венедов, склавенов и антов. Не в силах противостоять нападению Германариха, венеды и склавены отступили на север. Возможно, в это время склавены мигрировали с региона среднего Днепра вверх по реке, и в итоге обосновались вокруг озера Ильмень. Этот северный марш разделил балтов на две части: западную — между Полоцком и Рижским заливом, и восточную — в районе верхней Оки.[1]

Интересно, что в финской легенде о Вяйнямёйнене, эпическом герое "Калевалы", можно проследить возможные корни русского фольклора. Имя "Вяйня" является финской интерпретацией русского "Ваня", а "Вяйнямёйнен" — более торжественная форма этого имени. Финны до сих пор называют Россию и русских "Вяйне" или "Вене", а Белое море, упомянутое в "Калевале" как "Вьена", скорее всего, связано с этим названием и означает "Русское море" — море, рядом с которым жили новгородские словене. Главный герой "Калевалы", известный как мастер игры на кантеле (гусли), фактически означает "русский" или "Ваня". Это имя созвучно с героем русских сказок — Иваном. Примечательно, что в немецком языке всех славян называли "венедами", а русских — "Иванами".

иллюстрация, Кочергин Н. "Калевала" Вяйнямёйнен
иллюстрация, Кочергин Н. "Калевала" Вяйнямёйнен

Древнее славянское предание, отголоски которого сохранились в карело-финском эпосе "Калевала", повествует о мифическом предке — гусляре и князе, который был прародителем племён венедов и носил имя Вене, Ваня или Вяйне. Это предание глубоко связано с территорией, где обитали новгородские словене и венеды — славяне, жившие на южном берегу Балтийского моря[2].

Византийцы считали венедов и славян интеллектуальными и музыкальными. Существует предание в хронике Теофилакта (начало VII века), которое демонстрирует это. Так, описывая события одного из дунайских походов императора Маврикия, хронист упоминает о трех славянских посланцах, приехавших из далекой страны, вместо требуемых воинов. Посланцы сообщили Маврикию, что их народ безразличен к войне и оружию, а только наслаждается игрой на цитре[3].

Склавины

Склавины (или склавены) — это одно из ранних славянских племён, упоминаемое в византийских и других источниках, начиная с VI века н.э. Они были одной из трёх основных групп славян, наряду с венедами и антами, которые фигурируют в трудах античных авторов. Склавины сыграли важную роль в формировании славянских народов на Балканах, в Центральной и Восточной Европе. Первым значимым автором, упомянувшим склавинов, был византийский историк Прокопий Кесарийский. В своих трудах он описывал их как одно из племён, активно взаимодействовавших с Византийской империей. Склавины, наряду с антами, часто совершали набеги на Византийскую империю, что привело к многочисленным военным конфликтам.

Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский

Иордан упоминал их в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» (Getica), отмечая, что склавины населяли земли к востоку от венедов и к западу от антов, в районе, который примерно соответствует территориям современной Украины и Польши. По его данным, они проживали вдоль рек и в лесистых местностях.

Склавины заселяли обширные территории между Днепром и Дунаем, простираясь на запад до реки Эльбы и на юг до Балкан. Эти земли были в значительной степени покрыты лесами и реками, что давало им естественные укрытия и делало трудными для захватчиков. Византийские авторы сообщают, что склавины жили в многочисленных, но разобщённых общинах. Склавины описываются как кочевые и полукочевые племена, которые занимались земледелием, охотой и скотоводством. Они жили в больших деревнях, но в периоды военной активности объединялись в крупные военные отряды для набегов на соседние территории, особенно на Византию. Византийские источники часто упоминали их набеги через Дунай на византийские территории. Склавины и анты совершали регулярные нападения на Балканский полуостров, что привело к заселению славянами этих земель к VI-VII векам.

Анты

Анты — это восточная ветвь ранних славян, живших в IV–VII веках на территории современных Украины и Молдовы. Они особенно активно упоминаются византийскими историками:

Прокопий Кесарийский (VI век) описывает антский союз как мощную группу славянских племён, живших к востоку от склавинов. Прокопий отмечает их воинственность, а также участие в походах против Византии.

По словам Прокопия Кесарийского, склавены и анты изначально были известны под общим названием «споры». Прокопий связывал это название с греческим корнем σπορ. Хотя такое объяснение не кажется точным, само название представляет интерес. «Споры» можно сопоставить с народом, известным как «сполы» или «спалы», которых Иордан упоминал как обитателей черноморских степей, а Плиний Старший называл «спалеями». Из исторических источников известно о столкновении «спалеев» и готов датируемом II веком.

Интересно отметить, что Прокопий Кесарийский говорит о проживании в VI веке восточной части антов к северу от Азовского моря, в районе между Донцом и Доном, в том же регионе, где готы встретили спалов во II веке. Это позволяет предположить, что восточные анты были территориальными наследниками «спалов».

Лингвистически существует интересная связь между названиями «спалы» и «анты». Слово «исполин» (гигант) в славянских языках может быть связано с именем «сполы», а староанглийское слово «etna» (гигант) может быть производным от названия «анты».

Maria Gimbutas. The Slavs (1971).
Maria Gimbutas. The Slavs (1971).

Иордан (VI век), гетский историк, в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» описывает антов как восточную часть большой славянской общности, которая занимала земли между Днестром и Днепром. Он также упоминает, что анты были союзниками византийцев в борьбе с готами и другими кочевыми народами. Иордан рассматривает антов как одно из славянских племён, которые постепенно продвигались на восток и юг, осваивая земли Причерноморья. Иногда Иордан упоминает антов, как потомков венетов[4].

Интересно ознакомиться с цитатой Прокопия Кесарийского описывающего антов и спалов: «Племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. Ибо они считают, что один из богов – создатель молнии – именно он есть единый владыка всего. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие [срамные части], так и вступают в схватку с врагами. Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые... Имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из–за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилищ[5].»

Несмотря на достаточно варварское описание внешнего вида антов и склавинов, можно отметить черты характера и в наши дни присущие русским людям: неприхотливость, смелость, доброта, сила духа, вера в единого Творца. Русские как потомки венедов, склавинов и антов, являются коренными европейцами, среди которых господствовала настоящая демократия, единобожие и высокие морально-нравственные ценности. Отрицание этого факта сопоставимо с уничтожением истории.

Источники:

[1] Г.В. Вернадский. Древняя Русь, 1938 г.

[2] Г.Н. Базлов. Русские гусли: история и мифология. 2012 г.

[3] Theophylactus, VI.

[4] Седов В.В. «Происхождение и ранняя история славян», 1979 г.

[5]Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 2, Маврикий - Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова.