Найти тему

ЗПР или педагогическая запущенность?

Давайте сначала вспомним, что же такое задержка психического развития!?

История задержки психического развития началась в конце XIX века, когда немецкий психиатр Эмиль Крепелин описал случаи, которые он наблюдал у своих пациентов. Он объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» (ЗПР) и ввёл термин «олигофрения».

Эмиль Вильгельм Магнус Георг Крепелин (15.02.1856-07.10.1926) Известен как автор нозологической концепции и учения о регистрах, являющихся основой для многих современных гипотез и классификаций; создатель учения о «dementia praecox», маниакально-депрессивном психозе и паранойе; основатель транскультурной психиатрии и психофармакологии; учёный, исследовавший большое количество психиатрических понятий; общественный деятель, в том числе, борец с алкоголизмом; педагог, видный представитель немецкой психиатрической школы; патопсихолог
Эмиль Вильгельм Магнус Георг Крепелин (15.02.1856-07.10.1926) Известен как автор нозологической концепции и учения о регистрах, являющихся основой для многих современных гипотез и классификаций; создатель учения о «dementia praecox», маниакально-депрессивном психозе и паранойе; основатель транскультурной психиатрии и психофармакологии; учёный, исследовавший большое количество психиатрических понятий; общественный деятель, в том числе, борец с алкоголизмом; педагог, видный представитель немецкой психиатрической школы; патопсихолог

В 1920х годах психолог Вильям Штерн ввёл термин "задержка психического развития" для описания состояния, при котором дети отстают от развития своих сверстников.

Штерн Вильям Льюис (1871-1938). Немецкий психолог и философ. Известен как один из основоположников дифференциальной пси­хо­ло­гии и пси­хо­ло­гии лич­нос­ти. Оказал боль­шое вли­я­ние на за­рож­даю­щуюся детскую пси­хо­ло­гию.
Штерн Вильям Льюис (1871-1938). Немецкий психолог и философ. Известен как один из основоположников дифференциальной пси­хо­ло­гии и пси­хо­ло­гии лич­нос­ти. Оказал боль­шое вли­я­ние на за­рож­даю­щуюся детскую пси­хо­ло­гию.

А теперь немного отвлечёмся на один эксперемент!

Американским психологом Джеромом Брунером был проведён эксперимент с младенцами, целью которого было доказать, что степень внешнего воздействия той среды, в которой находится маленький ребенок, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта.

Группа новорожденных детей была разделена на две части, одних поместили в условия, совершенно лишенные стимуляторов, а других младенцев, в комнату с цветным потолком, яркими цветастыми обоями, пёстрыми одеялами, там играла музыка, так же в комнате было окно, через которое было видно, как работают медсестры и врачи.

Обе группы детей воспитывались в таких разных условиях несколько месяцев. После этого были проведены тесты на определение интеллектуального развития.

Каждому из детей предлагался блестящий предмет, и по времени, которое ему требовалось, чтобы добраться до этого предмета, определялся уровень его развития. Результаты показали четкие различия: уровень интеллекта у детей, которые находились в пустой, голой комнате отставал на три месяца от уровня интеллекта детей из комнаты со стимулирующим окружением.

Какие выводы напрашиваются у Вас?

Касаемо эксперимента, полагаю выводы у большинства окажутся идентичными.

А как же быть с детьми, которые воспитываются в семьях? Почему же у таких детей появляется тот самый пресловутый диагноз ЗПР?

Давайте пофантазируем!

Если абсолютно нормальному ребенку создать длительные условия препятствующие его психическому развитию, то будет ли психическое развитие в норме?

И теперь вспоминаем советы врачей, новомодных психологов, советы соседок, подружек, которые применялись в течении всех лет жизни ребёнка. Насколько они были истинно верными?

Возможно кому-то слишком грубым покажется определение - педагогическая запущенность. Обычно такое определение используется для детей из маргинальных семей. Но поверьте, если родители по незнанию или под влиянием общества совершили те или иные ошибки в воспитании и становлении психики ребёнка(гиперопека сюда также входит), то это определение как нельзя кстати подходит и для детей из вполне нормальных семей!

Ведь если у Вас особых проблем с ребёнком не было в первые 1,5-2 года его жизни, то откуда вдруг берётся ЗПР?

Что такое ЗПР и каким оно бывает, обсудим в следующей статье!

Сейчас я хочу сделать акцент именно на врачебной ошибке! Когда ребенку ошибочно диагностируют ЗПР и в последствии умственную отсталость!

Напомню, диагноз ЗПР как раз и появился, как обобщение всех форм слабоумия, т.е. умственной отсталости.