Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Иваново. Арт-новации и обычная жизнь

В Иванове состоялся 6-й фестиваль современного искусства "Первая фабрика авангарда". Я был одним из многочисленных участников, с моей лекцией "Плохая и хорошая картина. Современная фигуративная живопись". Самолет мой туда опоздал на 6 часов, поэтому у меня осталось около суток на всю красоту. Увидел я, уже вторую осень подряд, контрастные красоты города и три выставки фестиваля. Одна из них в виде аэроинсталляций расположилась-зависла в пространстве прекрасного железнодорожного вокзала.

Это Иваново центрально-образцовое, для открыток. Набережная речки Уводь.
Это Иваново центрально-образцовое, для открыток. Набережная речки Уводь.
Сквер памяти воинов-интернационалистов в центре города
Сквер памяти воинов-интернационалистов в центре города

Золотая и медная осень очень к лицу улицам и проспектам Иваново. Есть ракурсы, где забываешь о тяжелом наследии постсоветского времени и въявь представляешь картинки из жизни фабричного акселерата Иваново-Вознесенска.

-4

Небольшой отель, где я прожил сутки. Очень мило, камерно, самый центр. Для тех, кому не портят жизнь интерьеры со стажем и не идеальный ремонт.
Небольшой отель, где я прожил сутки. Очень мило, камерно, самый центр. Для тех, кому не портят жизнь интерьеры со стажем и не идеальный ремонт.
Дом фабриканта Дмитрия Бурылина
Дом фабриканта Дмитрия Бурылина

Сейчас в здании бывшего частного музея расположен государственный Музей промышленности и искусства. Там, в подземной галерее открыта «Первая материя» — первый выставочный проект фестиваля, созданный в формате лаборатории.

По этому подземному ходу Бурылин с гостями, не беспокоясь о погоде, проходили в здание музея.
По этому подземному ходу Бурылин с гостями, не беспокоясь о погоде, проходили в здание музея.
Тут, как и в остальном здании, множество диковин: от черепа слона до редких изразцов.
Тут, как и в остальном здании, множество диковин: от черепа слона до редких изразцов.
Эти "упражнения в прекрасном" молодых и дерзких художников современности я оставлю без комментариев.
Эти "упражнения в прекрасном" молодых и дерзких художников современности я оставлю без комментариев.

"Выставка состоит из работ студентов и выпускников школы имени Родченко, а также из произведений местных художников, жителей города Иваново — все участники сделали работы в период проведения лаборатории. Художники исследовали город, находили в нем как формальные особенности и структуры, так и вступали с ним в живые, развивающиеся, отношения. Результат можно будет увидеть в экспозиции: работы разных художников находятся в диалоге, формируют еще один уровень концептуальных взаимодействий" - из официальной информации.

Временная выставка в Музее промышленности и искусства
Временная выставка в Музее промышленности и искусства

"В Музейно-выставочном центре открыта большая международная выставка «Индия. Созвучие», посвященная ритмам и рифмам в современном индийском и российском искусстве, в истории ткани и в образах ивановских ситцев" - так пишут в прессе.

Выставка очень симпатичная, преимущественно на материале частного собрания с вкраплениями совриска и экспонатов Ивановских музеев.

Сатин декоративный "Трактор". Автор рисунка В.Маслов. 1925.
Сатин декоративный "Трактор". Автор рисунка В.Маслов. 1925.

Из собрания Музея Ивановского ситца, продукция Иваново-Вознесенского текстильного треста. Очень мне понравился этот образ трактора, заплутавшего среди райских кущ советского образца. Это никакой не кич, а народно-колхозная мечта и план на будущее.

Первый импульс от взгляда на современное индийское искусство воодушевляет. Потом поражаешься трудолюбию. Потом грустишь от одной и той же схемы-рецепта, по которому сделано: драма из жизни колониальной Индии плюс биографическая история из жизни семьи плюс традиционные декоративно-прикладные технологии равняется "арт" - "Садись, зачёт сдан!". Эх, жаль, что так всё происходит по бледно-западной школе в этой густо-восточной стране. Та же европейская колонизация, только теперь для мозгов художественно одаренных личностей Востока.

Вероятно, кроме гения места, есть еще какое-то "злодейство места". То есть комплекс идей, желаний, потребностей, которые невозможно реализовать в данной местности никак и никогда. Ну, не дано такое в этом участке земного шара. Не судьба. Мне кажется, что так обстоит с архитектурным благополучием в некоторых русских городах: Рязань, Пермь, Чита, Иваново. История есть, дореволюционная архитектура есть, памятники имеются. А сегодня, и вчера, и позавчера, в общем, лет семьдесят как сделать ничего пристойного не получается - не дано. Не то, что градостроительной концепции, или генерального плана города, или профиля городской застройки (если кто-то помнит про такой архаизм). Хотя бы построить группу, пару, одно здание приемлемого качества и внешнего вида. Нет, не судьба! Гения места нет, а злодейство места проявляется. Что ж тут попишешь...

Очарование для глаз приезжего
Очарование для глаз приезжего

Здесь напоследок надо объясниться. Я тепло отношусь к Иваново, да и к Рязани, и к Перми, и к Чите. Но есть взгляд приезжего-меня, который за пару визитов вытаскивает и определяет слабые места. Архитектура в этих городах как-то неплохо проявлялась в дореволюционные годы, но потом, по неведомым судьбоносным законам, стала совершенно недееспособной. Зато люди везде замечательные. Не одной же архитектурой жив человек.

Иваново образца 2023