Найти тему
Москва памятная

Андрей Миронов и другие звезды Театра сатиры, похороненные в Москве. Продолжаем вспоминать легендарных актеров советской эпохи

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Совсем недавно, 1 октября исполнилось сто лет московскому Театру сатиры. В связи с этим событием, я уже опубликовал на моем канале несколько статей, посвящённых замечательным актерам, игравшим на его сцене в разные годы. Сегодня я хочу продолжить этот цикл и вспомнить о поколении актеров, пришедших в Театр Сатиры в 60-е годы. По моему мнению это было самое блистательное поколение главной звездой которого несомненно был незабываемый Андрей Миронов, но и другие были ему под стать. Так давайте вспомним о них.

Миронов Андрей Александрович (1941–1987)

Всенародно любимый актер, не нуждающийся в особом представлении. Человек чья жизнь в прямом смысле прошла на сцене с первого до последнего дня. Его мама Мария Владимировна Миронова выходила на сцену до последнего дня своей беременности и уехала в роддом из-за театральных кулис, а последние в своей жизни слова он произнес на сцене Рижского оперного театра, где Театр сатиры гастролировал в августе 1987 года.

Но давайте обо всем по порядку.

Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года в семье актеров Московского театра эстрады и миниатюр Александра Семеновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой.
В 1948 году Андрей поступил в 170-ю мужскую школу Москвы (сейчас — школа №1278). Там одновременно с ним учились Василий Ливанов, Эдвард Радзинский и Марк Розовский.

До 1950 года он носил фамилию Менакер, однако, когда в стране грянула компания по борьбе с «безродными космополитами» было принято решение переоформить ребенку документы на фамилию матери. С тех пор Андрей Менакер, стал Андреем Мироновым, которого лет через 15 узнала, и полюбила вся наша страна.

С седьмого класса Андрей участвовал в школьных постановках. В старших классах он записался в театральную студию при Центральном детском театре. Однако родители не хотели, чтобы их сын стал актером. Мария Владимировна настаивала, что бы он поступил в МГИМО и стал дипломатом. Однако летом 1958 года, воспользовавшись тем, что родители уехали на гастроли, Андрей подал документы и поступил в Театральное училище имени Щукина, которое блестяще окончил в июне 1962 года и был приглашён в труппу Театра сатиры на сцене которого играл 25 лет.

Нужно сказать, что Андрей мгновенно вписался в прославленную труппу. Достаточно сказать, что приказ о зачислении Миронова в театр датирован 18 июня 1962 года, а уже 24 он дебютировал в спектакле «24 часа в сутки» в роли Гарика. Затем были вводы в спектакли «Дамоклов меч» Назыма Хикмета и «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера.

«Проделки Скапена» - Сильвестр
«Проделки Скапена» - Сильвестр

В 1963 году скоропостижно умер актер Владимир Лепко, много лет игравший Присыпкина в спектакле по пьесе Маяковского «Клоп». Валентин Плучек принимает решение срочно ввести на роль «бывшего рабочего, бывшего партийца, а ныне жениха» Андрея Миронова.

-3

Через десять лет в новой сценической редакции этого спектакля Андрей Александрович сыграл другого персонажа, «самородка из домовладельцев» Олега Баяна

-4

К середине 60-х годов совсем ещё молодой актер Андрей Миронов приобретает всесоюзную популярность.

Фильмы с его участием:

«Три плюс два»

-5

и «Берегись автомобиля»

-6

становятся лидерами кинопроката.

Ну а после выхода на экраны гайдаевской «Бриллиантовой руки» Миронов прочно занял место в числе популярнейших звезд советского кино.

-7

Не менее успешной была и его театральная карьера

На спектакли Театра сатиры

«Женский монастырь»
«Женский монастырь»
«Над пропастью во ржи»
«Над пропастью во ржи»
«Дон Жуан, или Любовь к геометрии»
«Дон Жуан, или Любовь к геометрии»
«Доходное место»
«Доходное место»

и многие другие, в которых играл Миронов достать билеты, было просто невозможно.
На четверть века он стал ведущим актером этого популярнейшего московского театра.

В 1968 году Валентин Плучек приступил к работе над спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Если с исполнителем роли Фигаро у режиссера сомнений не было, то вот на роль графа Альмавивы в труппе подходящего кандидата не нашлось. В итоге из театра на Малой Бронной был приглашён актер Валентин Гафт.

-12

Премьера спектакля состоялась 4 апреля 1969 года и имела просто грандиозный успех.
К сожалению блестящий дуэт Миронов – Гафт просуществовал всего 8 месяцев. Из-за конфликта произошедшего на одной из репетиций между Гафтом и Плучеком Валентин Иосифович ушёл из театра и на роль графа Альмавивы пришлось срочно вводить Александра Ширвиндта, которого привел Андрей Миронов.

-13

Вместе они играли спектакль, ставшей визитной карточкой «Сатиры» 17 лет, пока 14 августа 1987 года на сцене Рижского театра оперы Миронов – Фигаро не потерял сознание, упав на руки Ширвиндта – Альмавивы.

На этом кончилась не только история самого знаменитого спектакля Театра сатиры, но и жизнь великого русского актера Андрея Миронова.

Популярнейший актер театра и кино, певец, артист эстрады, Народный артист РСФСР Андрей Александрович Миронов скончался 16 августа 1987 года и был похоронен на 40 участке Ваганьковского кладбища

-14

Рядом похоронена мама Мария Владимировна Миронова, которая пережила сына на 10 лет и скончалась осенью 1997 года.

В своей квартире в доме №7 по Малому Власьевскому переулку она устроила музей их театральной семьи.

Главными экспонатами музея считаются гримерный столик Андрея Александровича, привезенный из Театра Сатиры. На нем лежит текст роли Фигаро с его правками, начатая пачка сигарет и зажигалка которые он оставил, последний раз направляясь на сцену и другие его личные вещи.

-15

Здесь же можно увидеть костюм Фигаро, в который он был одет в день своего последнего спектакля

-16

Белявский Александр Борисович (1932–2012)

-17

Известный советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации. Заслуженный деятель культуры Польши.

Родился 6 мая 1932 года в Москве. В начале Великой Отечественной войны вместе с матерью и младшей сестрой находился в эвакуации в Ульяновске, а затем в Кирове.
Еще учась в школе, занимался в юношеской театральной студии, под руководством актёра Леонида Сергеевича Вейцлера.

После школы поступил в Московский институт цветных металлов и золота на геологоразведочный факультет.

После защиты диплома, по распределению работал в Восточно-Сибирском геологическом управление, находившемся в Иркутске. Там же начал играть на сцене самодеятельного театра. Вернувшись в Москву в 1957, году поступил в театральное училище им. Б. Щукина (курс В. А. Этуша), которое успешно окончил в 1961 году и был приглашён в Театр сатиры где с успехом играл в спектакле «Наследники Рабурдэна».

-18

Был первым ведущим культовых телепередач советской эпохи КВН и «Кабачок «13 стульев».

Два пана ведущих.
Два пана ведущих.

С 1966 года играл в театре-студии киноактёра.

Одной из самых ярких ролей Александра Белявского стала роль бандита Фокса в телесериале «Место встречи изменить нельзя».

-20

По словам актёра, сам он не ожидал такого оглушительного успеха этой работы, однако впоследствии говорил, что роль сослужила ему плохую службу.

«Режиссёры перестали меня воспринимать как артиста. А видели во мне только Фокса, приглашая всё больше на роли отрицательных персонажей. И меня это расстраивало»

С другой стороны, жаловаться на не востребованность актеру не приходилось, снимали его по прежнему много в том числе и в 90-е годы когда отечественный кинематограф пришёл в полный упадок. В 1993 году в фильме «Серые волки он сыграл самого Леонида Ильича Брежнева, но не того немощного с трудом говорящего старика, каким он запомнился людям моего поколения, а молодого, полного сил и амбиций, рвущегося к власти политика середины 60-х годов прошлого века.

-21

В 2002 году на экраны вышел нашумевший телесериал «Бригада», где Белявский очень ярко и жизненно изобразил одного из типичных «героев мутного времени».
Его персонаж Виктор Петрович Зорин бывший партийный функционер, перешедший на службу новой власти, не только не растерял своего влияния но и упрочил его, заставив играть по своим правилам самых «крутых» криминальных авторитетов.

-22

В декабре 2003 года Александр Белявский пережил инсульт, от последствий которого полностью так и не смог оправиться, хотя прожил еще 9 лет.
8 сентября 2012 года актер выпал из окна подъезда дома, в котором проживал. Что это было, добровольный уход из жизни или несчастный случай так и осталось до конца невыясненным.

Похоронили актера на 62 участке Кузьминского кладбища вместе с родными.

-23

Новиков Борис Кузьмич (1925–1997)

-24

Популярный советский актёр театра и кино, народный артист России. Участник Великой Отечественной войны.

Родился на станции Ряжск-1 Рязанской области в семье рабочих. Во время учебы в школе занимался в театральной студии при местном Доме пионеров и мечтал дальше «учится на артиста». Однако все планы нарушила война. В 1943 году был призван в ряды РККА. Воевал, как и миллионы его сверстников.

Демобилизовавшись, отправился в Москву, где поступил в Школу-студию Юрия Завадского, по окончании которой был принят в Театр имени Моссовета.

Более 10 лет играл в массовках или, в крайнем случае, второстепенные роли.

Все изменилось 23 февраля 1961 года. В этот день на сцене Театра Моссовета состоялась премьера спектакля «Василий Теркин» по знаменитой поэме Твардовского, в котором Новикову была доверена главная роль

-25

Успех был феноменальный. Говорят, что присутствовавший на премьере Твардовский плакал, обнимал и целовал актера прямо на сцене, а публика устроила такую овацию, какой еще не слышали стены этого театра.

Однако феноменальный успех, обернулся тем, что артист был вынужден покинуть родную сцену. Недаром говорят, что «театр — это террариум единомышленников. Коллеги по сцене фактически объявили Новикову бойкот, вынудив его уйти в Театр Сатиры.

Здесь Новиков сначала вводился в старые постановки, а в 1965 году Плучек приступил к работе над спектаклем «Тёркин на том свете». По сюжету Василий Тёркин погибает и оказывается на том свете, где встречается со своим приятелем погибшим ранее и уже успевшим освоиться в потустороннем мире. Вот этого самого приятеля, ставшего эдаким Вергилием для Теркина, и доверили Новикову. Ну а Теркиным был никто ни будь а сам Анатолий Папанов

-26

Следующей заметной ролью на сцене Театра сатиры стал аптекарь в спектакле 1967 года «Интервенция»

«Интервенция» Владимир Долинский и Борис Новиков
«Интервенция» Владимир Долинский и Борис Новиков

Борис Новиков прослужил в Театре сатиры 10 лет, сыграв кроме названных выше в таких известных спектаклях как «Последний парад», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «У времени в плену».

В 1972 году Борис Новиков окончательно покинул театральную сцену, полностью переключившись на работу в кино.

Фильмография актера насчитывает около ста полнометражных фильмов и сериалов, а так же огромное количество сюжетов в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш». Много работал над озвучиванием мультфильмов, самый известный из которых цикл о деревне Простоквашино, где Новиков подарил свой голос почтальону Печкину.
Скончался Борис Кузьмич Новиков в июле 1997 года полной нищете и забвении. Был похоронен на Даниловском кладбище. Памятник был установлен после того, как одна из московских газет объявила сбор средств.

-28

На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Если вы по каким-то причинам пропустили предыдущие статьи, посвящённые столетнему юбилею Театра сатиры, почитать их можно перейдя по ссылкам

Всего вам доброго и до скорой встречи.