Фильмы в гангстерском жанре имеет длинную и разветвленную кинематографическую историю. Картины в этом жанре сыграли значительную роль в развитии американского, французского, японского и гонконгского кино. Некоторые из величайших творцов в истории кино преуспели в гангстерском жанре, выдвинув фильмы в этом жанре из задворок кино в передовики. В Соединенных Штатах такие режиссеры, как Рауль Уолш, в значительной степени сформировали гангстерское кино в Золотой век Голливуда. Во время движения «Новый Голливуд» такие режиссеры, как Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Брайан Де Пальма, продвинули жанр к небывалым критическим и коммерческим высотам.
За рубежом авторы Жан-Пьер Мельвиль и Сэйдзюн Судзуки сделали экзистенциализм крутым благодаря своим стилизованным гангстерским фильмам, снятым в 1960-х годах. В Гонконге Джон Ву и Джонни То объединили гангстерский жанр с боевиками и создали одни из самых захватывающих фильмов в истории. Многие из лучших режиссеров гангстерских фильмов всех времен автоматически входят в число величайших режиссеров кино, независимо от жанра.
10. «Белая жара», «Ревущие двадцатые», «Высокая Сьерра»
Рауль Уолш был одним из самых талантливых режиссеров Золотой эпохи
Преступник-психопат с комплексом матери совершает дерзкий побег из тюрьмы, а затем возглавляет свою старую банду и ограбляет химический завод. После ограбления события принимают безумный поворот.
Рауль Уолш - один из самых плодовитых режиссеров Золотой эпохи Голливуда, на счету которого 140 режиссерских работ. Уолш снимал культовые фильмы в самых разных жанрах, таких как вестерны, боевики, романтика, война и комедия. Он также снял несколько самых влиятельных гангстерских фильмов 1930-х и 1940-х годов. Первой крупной работой Уолша в гангстерском жанре стал фильм «Ревущие двадцатые», в котором снялись знаменитые актеры-гангстеры Джеймс Кэгни и Хамфри Богарт. Американский институт киноискусства включил «Ревущие двадцатые» в список величайших гангстерских фильмов американского кино.
В 1941 году Уолш снял фильм «Высокая Сьерра», оказавший большое влияние на развитие американского кино, преодолев разрыв между традиционными гангстерскими фильмами начала 1930-х годов и фильмами-нуарами 1940-х годов. «Высокая Сьерра» также помог поднять статус Хамфри Богарта как кинозвезды. Семь лет спустя Уолш вновь объединился с Джеймсом Кэгни для «Белой жары», одного из величайших гангстерских фильмов всех времен. Фильм «Белая жара» был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший сценарий, сюжет фильма». В 2003 году Библиотека Конгресса США выбрала фильм «Белая жара» для сохранения в Национальном реестре фильмов. Американский институт киноискусства признал «Белую жару» четвертым лучшим американским гангстерским фильмом.
9. «Лицо со шрамом», «Путь Карлито», «Неприскасаемые»
Брайан Де Пальма привнес в гангстерский жанр свой уникальный стиль
Кубинский иммигрант поднимается по карьерной лестнице преступного мира Майами и становится могущественным наркобароном. Его неустанное стремление к американской мечте превращается в одержимость властью и богатством, что приводит к паранойе и жестокому падению, наглядно демонстрируя цену крайних амбиций и коррупции.
Фильм Де Пальмы «Лицо со шрамом» - это ремейк знаменитого гангстерского фильма Говарда Хоукса «Лицо со шрамом», в котором действие перенесено из Чикаго 1920-х годов в Майами 1980-х. Американский институт киноискусства назвал «Лицо со шрамом» Де Пальмы десятым величайшим американским гангстерским фильмом всех времен.
Фильм «Лицо со шрамом» также стал родоначальником культовой фразы в поп-культуре: «Скажи „привет“ моему маленькому другу!».
В 1987 году Де Пальма снял «Неприкасаемые» - гангстерский фильм о попытке Элиота Несса привлечь к ответственности Аль Капоне. Фильм «Неприкасаемые» получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Американский институт киноискусства включил «Неприкасаемых» в список лучших гангстерских фильмов американского кино. Спустя десятилетие после «Лица со шрамом» Де Пальма вновь сотрудничает с Аль Пачино в гангстерском фильме «Путь Карлито».
Фильмография Брайана Де Пальмы отличается эстетикой пастиша.
Пастиш — работы, созданные путем имитации стиля многих разных фильмов, собранных воедино.
Де Пальма был одной из центральных фигур «The movie brats», поколения кинематографистов, окончивших киношколу и оказавших значительное влияние на движение «Новый Голливуд».
- «The movie brats» были американскими ответвлениями европейской «nouvelle vain» начала 1960-х годов. Они были воспитаны на представлении о том, что настоящим автором хорошего фильма должен быть режиссер.
Возможно, больше, чем любой другой кинематографист этого движения, Де Пальма постоянно отдавал дань уважения работам, которые оказали на него влияние. Этот стиль ярко проявился в гангстерских фильмах Де Пальмы «Лицо со шрамом», «Неприкасаемые» и «Путь Карлито».
8. «Совсем мало времени», «Миссия», «Выборы», «Выборы 2»
На протяжении своей почти 45-летней карьеры в кино Джонни То снимал хитовые фильмы в самых разных жанрах: кунг-фу, боевики, романтические комедии и даже мюзиклы. Однако международные зрители знают То в основном по его работам в криминальном жанре, в частности, по его гангстерским фильмам. Основав собственную продюсерскую компанию, То снял два хитовых гангстерских боевика - «Совсем мало времени» и «Миссия».
Фильм «Совсем мало времени» получил шесть номинаций на Гонконгскую кинопремию и победил в номинации «Лучший актер», а фильм «Миссия» - в номинации «Лучший режиссер» на премиях «Золотая баухиния», «Золотая лошадь Тайбэя», «Гонконгская кинопремия» и «Награду Общества кинокритиков Гонконга». Журнал Time Out назвал «Миссию» 86-м лучшим боевиком всех времен.
В середине 2000-х То снял фильмы «Выборы» и «Выборы 2». Эта серия гангстерских фильмов рассказывает о внутренней политике триад в Гонконге. Оба фильма получили 16 наград из 58 номинаций.
В списке величайших гангстерских фильмов, составленном журналом Time Out, «Выборы 2» заняли 40-е место. Среди других известных гангстерских фильмов «Выборы», «Отверженные», «Месть» и «Нарковойна».
7. «Наемный убийца», «Светлое будущее», «Круто Сваренные»
Джон Ву стал первопроходцем в жанре «героического кровопролития».
Разочарованный киллер соглашается на последнее убийство, надеясь с помощью заработанных денег вернуть зрение певице, которую он случайно ослепил.
После более чем десятилетних попыток найти свое место в гонконгской киноиндустрии Джон Ву добился прорыва в критике и коммерции, сняв гангстерский боевик «Светлое будущее». Фильм «Светлое будущее» стал основополагающим произведением гонконгского кинематографа, новаторской работой в жанре «героического кровопролития». Фильм «Светлое будущее» также закрепил фирменную эстетику Ву в боевиках. Гонконгская кинопремия признала фильм «Светлое будущее» вторым по значимости фильмом на китайском языке всех времен.
После успеха «Светлого будущего» Ву стал одним из самых влиятельных режиссеров гонконгского кино. Ву продолжил снимать гангстерские боевики под влиянием фильмов Чанга Чеха, Жан-Пьера Мельвиля и Мартина Скорсезе. Фильмы «Наемный убийца» и «Круто сваренные» входят в число величайших работ Ву. Журнал Time Out включил фильмы «Убийца» и «Круто сваренные» в список лучших боевиков, когда-либо созданных.
Среди менее известных гангстерских фильмов Ву - «Светлое будущее 2», «Просто герои» и «Пуля в голове», рассказывающая о трех гангстерах, которые непреднамеренно оказываются втянутыми в войну во Вьетнаме.
6. «Королевская битва», «Симпатия к неудачнику», «Борьба без правил»
Киндзи Фукасаку придал жанру якудза мрачный реализм
Западные зрители знают Киндзи Фукасаку в основном по антиутопическому боевику «Королевская битва». Однако в 1970-е годы Фукасаку был ведущим японским режиссером, снимавшим фильмы о якудза. Благодаря ручной операторской работе и съемкам на месте, Фукасаку привнес в жанр фильмов о якудза эстетику «синема верите»,
- Синема́ верите́ (фр. cinéma vérité, букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа.
которая придала жанру гораздо более жесткий и реалистичный тон, чем фильмы о якудза 1960-х годов.
Фукасаку впервые разработал эту уникальную эстетику жанра якудза в фильме 1971 года «Симпатия к неудачнику».
Два года спустя Фукасаку снял «Борьба без правил — свой опус-магнум. В 2009 году журнал Kinema Junpo признал фильм «Борьба без правил» пятым величайшим японским фильмом всех времен.
Далее последовали четыре продолжения. Эту серию фильмов принято называть «японским крестным отцом». В список 25 лучших фильмов о якудза компания Complex включила пять картин Фукасаку: «Борьба без правил», «Уличный бандит», «Полицейские против бандитов», «Симпатия к неудачнику» и «Кладбище якудза». За фильм «Кладбище якудза» Фукасаку получил премию Blue Ribbon Awards как лучший режиссер.
5. «Токийский скиталец», «Молодость зверя», «Рожденный убивать»
Сэйдзюн Судзуки был одним из величайших бунтарей японского кино
Фильм «Токийский скиталец» (1966) рассказывает об исправившемся киллере из якудзы, который пытается оставить свое жестокое прошлое позади. Пока он борется за искупление, его преследуют бывшие подельники, которые не хотят его отпускать. Стильная и визуально захватывающая криминальная драма режиссера Сэйдзюна Судзуки исследует темы верности и предательства в преступном мире Японии.
Бунтарь Сэйдзюн Судзуки переосмыслил эстетику жанра якудза в 1960-х годах. Судзуки начал свою карьеру в качестве режиссера фильмов категории «Б» в компании Nikkatsu, специализирующейся на малобюджетных фильмах о якудза и боевиках. На ранних этапах своей карьеры Судзуки снимал качественные фильмы в рамках формулы Nikkatsu, такие как «Красота преисподней», «Прицелься в полицейский фургон» и «Детективное бюро 2-3: Удите к черту ублюдки!»
Карьерная траектория Судзуки изменилась в 1963 году, когда он снял фильм о якудза «Молодость зверя». Это ознаменовало радикальное изменение в подходе Судзуки к кинематографу. Начиная с фильма «Молодость зверя», фильмы Судзуки стали более авангардными, с абсурдистскими сюжетами, сюрреалистическими образами и смешением эстетики поп-арта и нуара.
«Токийский скиталец» и «Рожденный убивать»- гангстерские шедевры, созданные Судзуки в этот период. К сожалению, фильм «Рожденный убивать» привел к увольнению Судзуки, судебному процессу и десятилетнему перерыву между режиссерскими работами Судзуки.
4. «Жестокий полицейский», «Точка кипения», «Сонатина», «Фейерверк»
Такеши Китано прошел путь от знаменитого комика до легендарного режиссера-гангстера
В 1970-е годы Такеши Китано был одним из самых известных японских комиков. В 1989 году Китано перешел к режиссуре художественных фильмов, дебютировав с фильмом «Жестокий полицейский» о якудзе. В фильме были заложены фирменные черты Китано - вспышки экстремального насилия, черный юмор, абсурдистские ситуации и безупречная композиция кадров. За фильм «Жестокий полицейский» Китано получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Йокогаме и номинацию на премию Японской академии киноискусств за лучшую мужскую роль.
Вслед за «Жестоким полицейским» Китано снял черную комедию о якудза «Точка кипения» и получивший признание критиков фильм о якудза «Сонатина».
Несмотря на международный успех, многие в Японии по-прежнему считали Китано скорее комедийным актером, чем серьезным режиссером.
Так было до тех пор, пока Китано не снял фильм «Фейерверк», получивший «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В целом «Фейерверк» получил 23 награды из 46 номинаций. Позже Китано вернулся к жанру якудза, сняв трилогию «Беспредел», состоящую из фильмов «Беспредел», «Полный беспредел» и «Последний беспредел».
3. «Боб — прожигатель жизни», «Красный круг», «Стукач», «Второе дыхание», «Самурай»
Жан-Пьер Мельвиль - величайший гангстерский режиссер Франции
После службы в армии во время Второй мировой войны Жан-Пьер Мельвиль пытался работать в киноиндустрии Франции. С трудом получив работу, Мельвиль решил стать независимым режиссером и создал свою студию. Творчество Мельвиля делится на две разные категории: фильмы о сопротивлении и криминальные фильмы. Первым гангстерским фильмом Мельвиля стал «Боб — прожигатель жизни». Получивший признание критиков Cahiers du cinéma
- «Кайе́ дю синема́» — французский журнал о кино
за свое мастерство при очень скромном бюджете, фильм «Боб — прожигатель жизни» стал предвестником стиля «Нувель Ваг», который стал доминировать во Франции в 1960-е годы. В итоге Мельвиль стал известен как крестный отец французской «новой волны».
Сотрудничая с Жан-Полем Бельмондо, Лино Вентурой и Аленом Делоном, Мельвиль создал одни из самых влиятельных гангстерских фильмов 1960-х годов. Такие фильмы, как «Стукач», «Второе дыхание», «Самурай», «Красный круг», они оказали влияние на многих режиссеров, таких как Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, Джонни То, Джон Ву, Джим Джармуш, Такеши Китано и др.
2. «Крестный отец», «Крестный отец, часть 2», «Крестный отец, часть 3»
Фрэнсис Форд Коппола превращает гангстерские фильмы в блокбастеры
В первые полвека истории кино гангстерский жанр был жанром фильмов категории B. Все изменилось, когда в 1972 году Фрэнсис Форд Коппола снял фильм «Крестный отец». Фильм «Крестный отец» рассказывает о гангстерской семье Корлеоне на протяжении десяти лет с 1945 по 1955 год. Фильм имел небывалый успех, став самым кассовым фильмом всех времен. На церемонии вручения премии «Оскар» фильм «Крестный отец» получил награды за лучшую картину, лучшую мужскую роль и лучший сценарий.
Два года спустя Коппола снял продолжение, «Крестный отец, часть 2». Этот фильм - один из тех редких сиквелов, которые, по мнению многих, превосходят оригинал. Фильм «Крестный отец, часть 2» получил шесть премий «Оскар» за лучшую картину, лучшую мужскую роль второго плана, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее художественное оформление и лучшую музыку, оригинальную драматическую партитуру.
Вслед за «Крестным отцом, часть 2» Коппола снял «Крестный отец, часть 3», вызвавший еще больше разногласий. Несмотря на противоречивые отзывы, фильм «Крестный отец, часть 3» получил семь номинаций на премию «Оскар».
1. «Злые улицы», «Славные парни», «Казино», «Банды Нью-Йорка», «Отступники», «Ирландец»
Мартин Скорсезе - величайший режиссер гангстерского кино
Мартин Скорсезе - величайший режиссер гангстерских фильмов в кинематографе. Первым крупным успехом Скорсезе стал гангстерский фильм «Злые улицы». Фильм превратил Роберта Де Ниро и Харви Кейтеля в выдающихся звезд нового голливудского движения.
В 1990 году Скорсезе снял фильм «Славные парни», один из самых любимых гангстерских фильмов в кино. По версии журнала Total Film, «Славные парни» был признан величайшим фильмом из когда-либо снятых в гангстерском жанре. Пять лет спустя Скорсезе снял «Казино», гангстерский фильм о деятельности мафии в Лас-Вегасе.
В 2000-е годы Скорсезе снял два нашумевших гангстерских фильма - «Банды Нью-Йорка», получивший десять номинаций на «Оскар», и «Отступники», получивший «Оскар» за лучший фильм года, лучшие режиссерские достижения, лучший сценарий, адаптированный сценарий и лучшие достижения в монтаже. После 13-летнего перерыва Скорсезе вернулся к гангстерскому кино с фильмом «Ирландец», получившим десять номинаций на премию «Оскар».
Ставь Лайк, если тоже обожаешь гангстерсике фильмы
Подписывайся ведь здесь точно не соскучишься.