Не самый известный французский мастер сумел расцветить городскую жизнь удивительно яркими красками. А вдохновляло его при этом искусство Востока.
Смешались в кучу кони, люди – изначально мое внимание привлекла вот эта картина «Мост искусств». Какое-то видение, в котором не понимаешь, что реально, а что нет. Сначала показалось, что кони – «ожившая» под кистью художника скульптура, но в этом месте Парижа нет никаких изваяний. А значит, Луи Анкетен писал некий мимолетный образ городской жизни: карета с лошадьми на мосту, люди, размытые силуэты на фоне вечереющего предзакатного неба – образ, с одной стороны, зыбкий, а с другой – необыкновенно выразительный. Так что это за мастер Луи Анкетен?
Луи Эмиль Анкетен родился в небольшом нормандском городке в 1861 году, в возрасте 21 года приехал в Париж учиться искусству. Вскоре познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком, чье влияние отразится в некоторых произведениях живописца.
Историк искусства Джон Ревалд отмечал:
Друзья Анкетена, особенно Лотрек, восхищались легкостью и силой, с которыми он выражал себя как художник, а также страстью, с которой он принялся изобретать живопись заново. Лотрек зашел так далеко, что заявил: "Со времен Мане ни один художник не был столь богато одарен, как Анкетен".
Еще одним другом Анкетена чуть позже стал Винсент Ван Гог, во второй половине 1880-х тоже приехавший в Париж. Все вместе эти мастера искали новые пути в искусстве и, главное, нашли!
Вместе с другим французским художником Эмилем Бернаром во второй половине 1880-х Анкетен приходит к такому направлению, как клуазонизм. Что это такое? Клуазоне – французское название техники перегородчатой эмали, суть которой заключается в том, что металлические изделия декорируются цветными вставками, уложенными между металлическими полосками/перегородками. Хотя техника эта встречалась еще в Древнем Египте, увлечение ею во второй половине XIX века связано с восточными влияниями. В этот период Францию наводнил поток китайских и японских предметов, ставших очень популярными у коллекционеров. Художников это поветрие тоже затронуло.
Анкетен тоже увлекся возможностями клуазоне, но не в декоративно-прикладном искусстве, а в живописи. Эти влияния проявились в четких темных, будто проволочных, контурах его картин, в подчеркнутой яркости деталей. Естественно, суть здесь не в прямом копировании, но во вдохновляющем впечатлении, которое художник использовал во благо своим поискам.
Вот как писал об этом французский критик-современник живописца:
Художник Анкетен ведет свой рисунок с помощью замкнутых линий, внутри которых он размещает различные оттенки, сопоставленные для того, чтобы создать желаемое ощущение. И работа живописца становится чем-то вроде живописи по отсекам, аналогичной произведениям искусства клуазоне, и его техника состоит в своего рода клуазонизме.
Помимо клуазоне в работах Луи Анкетена и его коллег (в числе которых не только Бернар, но и великий Поль Гоген, тоже отдавший дань увлечения клуазонизму) можно заметить влияние японской гравюры – в подчеркнутой плоскостности и тех же четко очерченных контурах, и, конечно, искусства витража – вот уж чем Франция богата!
Прекрасные дамы в интерьере и среди парижских улиц, под зонтиком и без, Анкетену особенно удавались. Темные причудливые контуры, изящные профили, яркие цвета, изысканные линии и тонкие запястья - изящество парижанок во всей красе.
Одна из самых известных работ Анкетена - "Авеню де Клиши" - жемчужина клуазонизма, в свое время восхитившая Ван Гога, Гогена и многих других мастеров. Суета французских улиц дождливым зимним вечером, желто-оранжевые огни витрин, изящные силуэты - обаятельнейший образ. Считается, что под влиянием этой картины впоследствии Ван Гог создаст свою "Ночную террасу кафе".
Картины Луи Анкетена хороши не только красотой отделки, но и ощущением какой-то меланхолии и лирики. Те же кони на мосту – в этой картине много динамики, но вот сочетание оттенков настраивает скорее на лирический лад. Остановленное мгновение парижской жизни. Кстати, у Анкетена есть еще несколько вариаций на этот же сюжет, но графические версии, на мой взгляд, слабее:
Анкетен, естественно, не ограничивался только рамками клуазонизма, он экспериментировал. Порой линии в его картинах становились мягче, а композиции - более утонченными. Но в этот, ранний, период творчества основной темой живописи Анкетена оставалась современность
Главные работы Луи Анкетена, разрабатывающие модернистские идеи в духе клуазонизма и других, относятся к периоду 1882-1890х. Потом он ударился в пассеизм, стал плотно работать в духе старых мастеров и вот это обаяние ранних произведений растерял, что довольно грустно. Художник ушел в какую-то "рубенсиаду", малоубедительную на рубеже XIX-XX вв.
Вот такой был художник Луи Анкетен. А вам нравятся его работы?