Сегодня, 12-го октября, в городе Иркутске, уже можно лишь вспоминать золото осени. Недавние снег и ветер всё посбивали... ("снег ли, ветер... вспомним, друзья!" - пою я с девятиклассниками по утрам).
У меня тут в октябре случились дни, когда первые два урока с восьми до десяти примерно и... домой, вроде, ещё идти явно рано, а силы-то ещё есть... но при этом тяжёлая и не слишком соображающая голова (я сова просто), поэтому я как-то ходила в столовую и в бассейн пешком по Депутатской.
Заодно сфотографировала Амурское кладбище - его еврейскую часть, ибо мы с вами в обычную уже ходили, помнится...
У меня хранится довольно много фотографий этого старого кладбища - как я шучу: мы тут всех знаем! - вот Кузнец, вот Мерецкая, вот сыновья Файнберга, вот Франк-Каменецкий... но там много, подробно, нужно сидеть и разбирать...
Поэтому сегодня просто анонс: просто несколько кадров золотой осени из-за ограды. За неё отдельное спасибо купцу Файнбергу, кстати:
Кстати, каждый год, когда мельком еду здесь на машине ли, трамвае, маршрутке, экскурсионном автобусе, жалею, если не фотографирую. Ну, а тут удивительно свободное утро выдалось и... почему бы не запечатлеть эту красоту пока её не сбили дождь со снегом?
Когда я смотрю на старые памятники, на подобные тропинки, то... представляю, что я в Петербурге. Помните? Волковское кладбище, Смоленское, лютеранское... сколько там всяческой красоты!.. Ничуть не хуже, чем на главном кладбище Милана, например:
Да, на углу улицы, где Депутатская делает поворот:
когда-то стоял памятник автомобилю ЗИС-5 - помню его очертания: очень фактурный он был... Напомню характеристики "трёхтонки": мощность 07 л. с., скорость до 80 км в час. В Интернете писали, что остов этой машины, вросший в землю, без кузова, с развалившейся кабиной, нашли под Тайшетом. Написали, что инженер Ю.И. Тарбеев вынес предложение восстановить автомобиль-памятник. Из бетона сделали пьедестал, получилась хорошая высота - три с половиной метра. На переднем пилоне была мраморная доска, эмблема - баранка с крыльями и надпись "нам дороги эти позабыть нельзя". Получился хороший памятник водителям-фронтовикам. И было это в 1987-ом году. Ну, а в 90-ые годы памятник сожгли... вообще тогда эта часть города отличалась вандализмом - сожгли, например, сторожку на кладбище, убили сторожа... смутные времена были, что и говорить.
Но я ещё много лет по-привычке поворачивала здесь голову - будто хотела отметить очертания автомобиля на углу улицы:
Да, вернёмся к кладбищу: Новое еврейское кладбище (старое, очевидно было на Иерусалимской горе - там просто сейчас памятный знак, конечно, почти ничего не сохранилось после тех лет, когда там был ЦПКиО, а на месте иудейской стоит театр кукол, который в советское время был кинотеатр "Мир") занимает северо-восточную часть Амурского кладбища, но отгорожено от него стеной из песчанника:
Основано оно в начале ХХ века, а ограду (на деньги Файнберга) сооружена в 1907-ом году. Напомню, что у него там покоятся двое сыновей, - стелы их обелисков видны издалека:
Вход увенчан шестиконечной звездой и надписью: «Покоющиеся в могиле восстанут для жизни вечной»... большинство памятников каменные - выполнены в форме обелисков разных форм, есть и более скромные памятники в виде табличек. В конце сороковых (тогда кладбище закрыли для массовых захоронений) здесь было примерно 2700 могил.
В настоящее время еврейский участок находится на Ново-Ленинском кладбище, а здесь уже мемориал... то есть никого не хоронят.
Посмотрите, как высоко поднимается асфальтовый слой нашей жизни:
В общем, мы с вами сюда непременно сходим отдельным образом, ибо здесь очень много известных людей Иркутска лежат, много интересных, изящных и красивых памятников. Можно сказать, что это единственно сохранившееся дореволюционное кладбище в нашем городе:
Вспомнилось стихотворение Есенина из моей школьной хрестоматии по литературе: Сестре Шуре оно было посвящено:
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда...
Помню, что с первыми учениками разбирала его, спрашивала: - Где здесь метафоры?
Мне юноша показывает пальчиком в строчки:
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
-Это, - говорит, - метафора.
-Нет, друг мой, это проза жизни, - вздохнула я и подумала, что между мной и этими детьми уже пропасть лежит, хотя разница в возрасте всего восемь-девять лет...
В общем, будем обязательно здесь гулять, читать надписи, рассматривать памятники и вспоминать!..