В этой статье речь пойдёт про кладбище. Центральное кладбище Милана, о котором и без меня так невероятно много написано... уверена, что искусствоведы, историки, любители уже просто каждый склеп и памятник описали, задокументировали, запротоколировали и запечатлели... более того! - прежде, чем ехать в Милан я, разумеется, тоже читала обзоры на это кладбище. Всё-таки в Милане... не так много туристических достопримечательностей (напоминаю, что этот город был разбомблен союзниками во Вторую Мировую).
Поэтому я просто выложу фотографии надгробий, которые мне показались очень красивыми - раз! Передам общее ощущение - два! И процитирую одну из любимейших своих писательниц - три!
"Приска ходила на кладбище только второго ноября с Габриеле, родителями и дедушкой, все в парадных костюмах. Мама в этот день, даже если осень запаздывала и было тепло, обязательно надевала элегантное черное пальто с воротником из лисы и черную шляпку с вуалью.
В машине взрослые разговаривали и смеялись, но стоило им зайти за железную кладбищенскую ограду, как они принимали подобающий случаю вид: грустный, чинный и полный достоинства.
Им надо было навестить не так уж много усопших. Только бабушку по папиной линии, которую тоже звали Приска Пунтони.
Бабушка Приска умерла больше сорока лет назад, когда папа только родился. Тогда дедушка тут же принялся искать другую жену, которая бы позаботилась о его сынишке, и нашел бабушку Терезу (она с ними на кладбище не ездила, утверждая, что эта покойница — не ее ума дело).
Приска считала, что, видимо, дедушка не так уж сильно любил первую жену, иначе бы он остался верен ее памяти (пусть не навсегда, но хотя бы на несколько лет), а для воспитания новорожденного нанял бы няню.
Дедушка и правда, похоже, забыл эту первую Приску Пунтони. Он никогда не упоминал о ней, и в тот единственный день в году, когда приносил ей букетик цветов, с интересом рассматривал фотографию на могильной плите, как будто говоря: «Неужели я действительно знал это лицо? Неужели я когда-то был на ней женат?»
Зато он заказал для нее очень красивую статую или даже, как хвасталась его невестка перед подругами, «скульптурную группу» у лучшего скульптора города.
Приске ужасно нравилась эта скульптура, и каждый год она подолгу ее рассматривала. Это была мраморная колыбелька с подушкой, одеяльцем, покрывалом и всем остальным, а в ней пухленький голый младенец, который пытался удержать за подол ночной рубашки красивую девушку, улетающую в небо, но без крыльев, будто ее засосало вихрем. На постаменте были выгравированы такие слова:
ПРИСКА ПУНТОНИ
ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ ДЕВОЧКА.
ПРЕДАННАЯ И НЕЖНЕЙШАЯ ЖЕНА,
ОСТАВИЛА ЭТУ ЮДОЛЬ СЛЕЗ,
ЕДВА ВКУСИВ РАДОСТЬ МАТЕРИНСТВА.
ПРОЖИЛА 22 ГОДА
И ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ ЛИШЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ
БЕЗУТЕШНОЙ СЕМЬИ.
В этом году, как обычно, Приска была поражена видом собственного имени, высеченного на мраморе. Но еще больше ее поразило, что буквы немного выцвели по сравнению с прошлым годом: через сколько лет они сотрутся совсем?
«От меня тоже останется только это? Всего несколько лет, и все, кто меня любил, про меня забудут?»
Она стала в уме составлять список: даже родители, Габриеле, Инес, Элиза, даже дядя Леопольдо, даже ее семнадцать детей? Эта мысль была невыносима. Для чего тогда она родилась, если от ее пребывания здесь не останется и следа?
Потом ей пришла в голову неожиданная мысль. А вот и нет! Кое-кто будет помнить ее во веки веков. Ее читатели!"
Бьянка Пицорно
Правда, Бьянка Пицорно прелесть?! Это одна из моих любимых итальянских книг "Послушай моё сердце":
Некоторые склепы на Центральном кладбище города Милана поражают размерами и величием, конечно:
В таких местах я осознаю свои ничтожность и необразованность, разумеется... по всем фронтам. Ну, кроме красивых поз, конечно же (не тех, которых едят, а просто):
А ещё я люблю восковые магнолии на этом кладбище... они наиболее уместные цветы здесь:
Помню, что из всего изобилия колумбария на входе... почему-то я порадовалась лишь туалету, фонтанчикам, лейкам:
этой девушке с ребёнком (хотя там стены не менее причудливы, чем в сиенском соборе):
Иногда я чувствовала себя несколько сбитой с толку: это прекрасно и величественно? или пафосно и пошло? - у меня постоянно приключался когнитивный диссонанс, словом... да, надгробия в виде тортов, машин и компаний мафиозного вида я не фотографировала, но этого добра с лихвой хватает в Интернете. Кто захочет - найдёт. Есть, разумеется, влоги и прогулки по кладбищу...
Нет, вроде, как на любом европейском кладбище с католическим уклоном (лютеранский поскромнее!), но... иногда всё, конечно, доходит до гротеска. Не стала фотографировать склепы в виде пасхи (кулича-кекса), до "тайной вечери" (тоже скульптурная группа!) не дошли, но... нас извиняет, что было жарко.
Папе-то норм, а у меня впервые за последние несколько лет... так противненько заболело сердце, и я всё присаживалась на каменные скамейки. Да, я из тех людей, которым периодически советовали всё детство вшить кардиостимулятор в грудную клетку и... обеспечить себе безбедные десять лет. Но я упрямо отказывалась и... уже тридцать лет безбедных себе обеспечила в целом. Без ограничений, что важно.
Но всё же жара в Милане далась мне тяжело, потому что этот самый вид зноя, который размазывает тебя по асфальту с семи утра до семи утра, ибо даже ночью нет покоя от влажной сауны, которая кладёт тебе каменную плиту на горло и грудь - не даёт дышать. Если есть море - никакая жара не страшна, а вот если нет... то мне сразу можно дать лет шестьдесят, ибо ноги мои опухают, мысли становятся медленными и мрачными... нам с Италией тяжеловато бывает, но мы справляемся:
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!.. Желаю вам мира и покоя в душе и... не печалиться сильно, ибо смерть - это тоже часть жизни.