Найти тему
Анна, города и годы

Центральное кладбище Милана. Часть вторая

Итак... вернёмся на территорию Чиметерио Чентрале, которое мне кажется одним из красивейших мест Милана: вы только посмотрите на эти магнолии! Они же просто... само совершенство:

Для новоприбывших и тех, кто зашёл сюда случайно, вот ссылка на начало:

-2

Позволю себе в очередной раз процитировать обожаемую Бьянку Питцорно:

-3

"У выхода Приска заметила в толпе Реповик Иоланду.
— Привет! Я пришла навестить бабушку Приску. А ты?
Иоланда начала перечислять, загибая пальцы:
— Моего брата Адриано, сестер Луизу и Винченцину…
— У тебя умер брат и две сестры? — в ужасе спросила Приска. — Сколько им было лет?
— Ну, не знаю… — ответила Иоланда, — три или четыре месяца… Или нет; Луиза уже умела ходить… Может быть, три года…
— И отчего они умерли?
— Не знаю! Мама говорит, что Бог ей помог… — и она стала равнодушно перечислять дальше: — Еще тетя Кармела, дядя Торе… А вот дедушку мы больше не нашли.
— Как это больше не нашли?
— Его вырыли из могилы и положили туда кого-то другого. Мама говорит, что он теперь в братской могиле.
Приска ничего не понимала.
— В братской могиле?
— Хочешь посмотреть? — спросила Иоланда заговорщицким шепотом. — Это совсем близко. Побежали!
И не дожидаясь ответа, она схватила Приску за руку, втащила ее обратно на кладбище и повела в дальний конец главной аллеи, где Приска никогда не была.

-4

Здесь не было ни тенистых аллей, ни статуй. Могилы были просто земляными холмиками с деревянными крестами, как в вестернах. А в центре стояло невысокое беленое строение, смахивающее на большую цистерну, с крестом наверху.

— Иди сюда! — сказала Иоланда. Потом остановилась и пристально посмотрела ей в глаза. — Клянись, что никому не расскажешь!
— Клянусь, — сказала Приска.
— Пусть у меня рука отсохнет.
— Пусть у меня рука отсохнет.
Они огляделись, нет ли кого вокруг, и подошли к строению. На деревянной двери была надпись:

БРАТСКАЯ МОГИЛА

БУДЬТЕ ПОЧТИТЕЛЬНЫ!
МЫ БЫЛИ ТАМ ЖЕ, ГДЕ ВЫ.
ВЫ БУДЕТЕ ТАМ ЖЕ, ГДЕ МЫ.

Высоко в двери было окошечко с железной решеткой. Девочки по очереди приподняли друг друга и заглянули внутрь.
«Мне все равно никто не поверит, если я расскажу, что видела такую кучу человеческих костей, сваленных как попало, — подумала Приска, — решат, что я это выдумала».
— Мой дедушка там, внутри, — с важным видом заявила Иоланда.
— Который из них? — спросила Приска.
— Черт его знает! Не видишь что ли, какой тут бардак? На площади перед кладбищем Приску отчитала мама.
— Где тебя носило? Посмотри! Ты испачкала пальто в чем-то белом!
— Давайте скорее в машину! — позвал дедушка.

Перед самым домом Приска, которая всю дорогу задумчиво молчала, спросила:

— А когда кости бабушки Приски перенесут в братскую могилу?
Дедушка резко затормозил.
— Что за вздор ты несешь? Почему вдруг их куда-то перенесут?
— Дедушку одной моей подруги уже перенесли.
— Твоей подруги? — удивилась мама. — Какой еще подруги?
— Реповик Иоланды.
— А! Ну, она не твоя подруга. Она твоя одноклассница, а дружить с ней не надо.
— Почему?
— Потому что. Не хватало еще, чтоб она заразила тебя вшами или научила ругаться.
— Не бойся, бабушку Приску из могилы не унесут, — примирительно сказал папа, — это наша могила, уже много поколений. Мы заплатили за эту землю и можем в ней оставаться до скончания веков. Дедушка твоей одноклассницы, видимо, был гостем в могиле на участке для бедных. Гостеприимство по закону длится только девять лет, после чего нужно освободить место для другого покойника и перебраться в братскую могилу.

— Все равно, если ты мертв, ты ничего даже не заметишь, — утешал сестру Габриеле.
— Но не так же! Все вперемешку! А если кто-то в день Страшного суда возьмет по ошибке чужую ногу? — возразила Приска, вспомнив беспорядок в этих бедных костях.
— Фу, какая гадость! Прекратите немедленно! — велела мама. — Я больше не хочу слышать ни слова об этих костях. Вы мне весь аппетит испортите.

Действительно, уже подошло время обеда, и Антония по случаю Дня поминовения наверняка приготовила традиционные сласти".

"Послушай моё сердце" - повесть замечательной итальянской писательницы Бьянки Питцорно:

-5

Хоть я и снимала старину, но но не могу не отметить некоторые современные склепы: здесь хоть витраж есть, но много коробок железобетонных, из бетона и стекла, из каких-то бетонных блоков и стальных вставок... короче, современные уж и совсем порой похожи на лифт, лофт, прости Господи... ну да на всё есть мода.

-6

Мне очень нравятся такие... "девы Марии" вне времени: олицетворение скорби на всех языках, правда?

-7

Помню, что в младших и средних классах наша учительница музыки безуспешно всё нам пыталась объяснить выражение "красота горя", играя Реквием Моцарта... кстати, может, я и запомнила это хорошо, т.к. тогда тяготела к некой театральщине. Но... класс, наполненный золотистым светом заката, пыльную и шумную Чкалова (если быть точной, то перекрёсток Марата и Чкалова) за окнами и волны музыки, заполняющий и класс, и лёгкие и всё вокруг я запомнила навсегда, конечно же. Впрочем, как и многое другое. Вообще не знаю, дар ли, горе ли хорошая память. Ей-богу не знаю:

-8

Обычно ты всюду видишь юных восемнадцатилетних дев, простирающих руки в тоске (заламывающих, воздевающих, и т.д. - извините, но очень тяжело оставаться серьёзной долго, ибо "терновый венец страданий" после восемнадцати не так хорош, а уже после тридцати пяти и вовсе жмёт!), а потом читаешь годы жизни и понимаешь, что женщине, которая покоится под этой плитой и скульптурой... лет явно больше семидесяти порой...

-9

Хочется выложить ещё несколько кадров с кладбища, прежде, чем подвести какой-то итог (впрочем, его жизнь и без меня подведёт, да):

разумеется, размер склепа свидетельствует о знатности, богатстве и величие рода
разумеется, размер склепа свидетельствует о знатности, богатстве и величие рода

Тут, конечно, можно наблюдать и классицизм (см.фото выше) и готику:

-11

И смешанные стили (эклектику), и классику, которая всегда выигрышно смотрится... и какие-то совсем внезапные детали:

-12

Если абстрагироваться от эмоций, то любое кладбище - это наглядное пособие по архитектуре, истории, по искусствоведению.

Напоследок я процитирую мою любимую Агату Кристи (и её потрясающую автобиографию, которое является превосходным пособием по... жизни? можно так ведь сказать? руководство к жизни!):

"Особое удовольствие принесло мне написание рассказа ..., доход от которого пошел на изготовление витража для моей церкви в Черстон Феррерс. Это прелестная маленькая церквушка, но гладкое стекло в ее восточном окне зияло, как дырка от недостающего зуба. Каждое воскресенье, глядя на него, я представляла себе, как чудесно выглядел бы здесь витраж в пастельных тонах. Я ничего не понимала в витражах и ухлопала много времени, посещая студии и знакомясь c эскизами художников витражистов. В конце концов остановилась на работах одного из них, по фамилии Пэттерсон. Он жил в Байдфорде и прислал эскиз, который показался мне восхитительным, особенно подбор цветов: это не были обычные для витражей красный и синий, а преимущественно розовато лиловый и бледно зеленый – мои любимые. Я хотела, чтобы центральной фигурой в витраже был Добрый Пастырь. ... Мне хотелось, чтобы витраж выглядел радостным и доставлял удовольствие детям. Итак, в центре витража – Добрый Пастырь со своим ягненком, а вокруг изображены ясли. Непорочная Дева с младенцем, ангелы, являющиеся пастухам в степи, рыбаки в лодках, забрасывающие сети, и фигура Идущего по воде. ... Витраж мне очень нравится, и я с удовольствием каждое воскресенье его разглядываю. ... Я горда и смущена тем, что смогла заказать этот витраж на деньги, полученные за свою работу".

Это цитата из автобиографии Агаты Кристи, и... если вы захотите - то сами загуглите как выглядит витраж в той церкви близ Гринуэя... если, что:

Stained glass window at Churston Church donated by Agatha Christie - можно вбить в Яндекс, и он поймёт:)

Поверьте, что словами оно иногда сильнее, чем наяву... ну, а слова про Господа, который Добрый наш Пастырь мне вспомнились возле этого надгробия:

-13

После мы поехали к Дуомо, но внутрь в тот день не попали, а попали на какой-то религиозный праздник. Это шествие растянулось на пару кварталов, все тащили множество чёрных Иисусов, распятых на золотых крестах-деревьях, сильные мужчины несли его на поясе, куда втыкали древко этого креста, а пояс крепился кожаными ремнями к лямкам... короче, целое снаряжение было для того, чтобы "нести свой крест". Потом они менялись. Через каждые несколько минут, между прочим, ибо крест тяжёл настолько, что пот градом льёт с лица, руки и голова несущего дрожат...

платформы были ещё тяжелей, но их несли хотя бы командой
платформы были ещё тяжелей, но их несли хотя бы командой

У самого Дуомо радостно наяривал оркестр, а мне хотелось только укрыться где-нибудь, неважно, где, главное, чтобы уйти с жары. Можно прямиком в ад. Если он, вопреки обещаниям Данте, окажется ледяным, тёмным и прохладным!..

-15
-16

Хотя что-то библейское и возвышенное во всём этом действе безусловно было:

-17

Прощаюсь с вами, но не навсегда, а как... как получится! Не забывайте подписываться на канал!.. до новых встреч на этой Земле. Грешной, печальной, но воистину прекрасной...

Милан
5313 интересуются