На моём канале начала формироваться новая традиция - в декабре, под конец года, я выкладываю статью, посвящённую прогулке по одной из улиц центрального района Санкт-Петербурга. В прошлом году я рассказывал об улице Жуковского, сегодня же речь пойдёт о параллельной ей улице Некрасова.
И, надо сказать, по красоте улица Некрасова не уступает своей южной соседке - большая часть застройки здесь сформировалась во второй половине 19 - начале 20 века, и практически каждый дом на этой улице является памятником архитектуры. А с недавних пор улица Некрасова, как и улица Жуковского, получила статус одной из главных ресторанных и барных улиц Северной столицы: так что теперь по Некрасова можно не только интересно гулять - на ней можно ещё и вкусно поесть!
Но сегодня мы с вами будем говорить исключительно об истории и архитектуре. И начать я предлагаю с первой.
История улицы Некрасова
История этой улицы берёт своё начало с первой трети 18 века - практически с самого основания города на Неве. Изначальным её названием было "улица 9 Рота": и не подумайте - никакой связи с уже почти забытым фильмом Бондарчука тут нет, просто в 18 веке в этом районе квартировался Преображенский полк, и квартал был поделён "ротами" - то есть, казармами. И современная улица Некрасова проходила как раз вдоль девятой роты Преображенского полка.
Чуть позднее за улицей закрепилось ещё одно название - "Бассейная". Связано оно было с располагавшимся в конце улицы бассейном, созданным для накопления и перераспределения воды, поступавшей сюда из Лиговского канала, и идущей дальше к фонтанам Летнего сада (по подземным трубам). В наши дни поверить в это сложно: не осталось ни Лиговского канала (его засыпали в конце 19 века, а на его месте заложили проспект), ни пруда-бассейна (на его месте в наши дни Некрасовский сад). Да и вода в Летний сад давно уже подаётся другими, более простыми путями.
Таким образом, на целых полтора века героиня нашей сегодняшней статьи именовалась Бассейной улицей. С таким названием улица была увековечена даже в классической литературе - вспомним знаменитое стихотворение Самуила Маршака "Вот какой рассеянный", главный герой которой был "с улицы Бассейной"!
Однако в 1922 году по Петрограду прошла первая волна переименований. Многие старые улицы получили новые названия - в основном, новые названия носили идеологический характер, однако были и исключения, одним из которых стала Бассейная улица: она получила своё новое название в честь писателя и поэта Николая Некрасова. Название было дано улице не случайно - Николай Алексеевич долгое время жил в доме, расположенном на этой улице.
Это литературное название сохранилось за улицей до наших дней. И, надо сказать, оно удачно вписалось в ряд других литературных названий этого района (к Маяковской, Жуковского, Рылеева и т.д.)
Об истории улицы мы поговорили, давайте же перейдём к самой прогулке!
Экскурсия по улице Некрасова: поэзия и проза, архитектура и история
Улица Некрасова берёт своё начало от Литейного проспекта: в самом начале улицы находится тот самый дом, в котором жил Некрасов: выдающийся писатель прожил в доме Норова с августа 1857 и до самой смерти, настигшей писателя 22 декабря 1877 года. Двадцать лет - немалый срок, так что не удивительно, что по итогу Бассейную улицу переименовали в улицу Некрасова: эта улица не просто застала писателя - она стала для него родной!
С архитектурной точки зрения здание, облик которого был окончательно сформирован в 1859 году, особо не выделяется среди окружающей застройки: типичная петербургская эклектика серединцы 19 века. Картину немного разбавляет скульптурный фриз, составленный из пегасов, соединённых между собой витиеватой гирляндой.
Стена к стене к дому, в котором жил Некрасов, располагается другой, более выразительный памятник архитектуры, возведённый в 1860 году по проекту архитектора Петцольда в стилистике, близкой даже не к барокко, а скорее к рококо - об этом свидетельствуют роскошно оформленные фасады с обилием лепнины. Речь идёт о доходном доме Краевского (№2).
Удивительный факт: по изначальной задумке архитектора доходный дом должен был стать куда более крупным: Петцольд планировал снести расположенный по соседству дом Норова и возвести на нём крупный угловой дом, фасады которого были бы обращены и на Бассейную, и на Литейный.
Но по итогу планы Петцольда так и не воплотились в жизнь, и была построена только часть из задуманного - фрагмент фасада по Бассейной улице. О несбывшихся планах красноречиво свидетельствует асимметрия фасада, нехарактерная для архитектуры тех лет: изначально Петцольд планировал поместить ризалит с крупным арочным обрамлением на два этажа в центр композиции - в середину фасада. Однако угловую часть он в итоге не перестроил, а потому и центральный акцент сместился вбок. Такие вот отголоски несбывшихся замыслов.
Следующий дом на нашем пути находится на всё той же, чётной стороне - доходный дом Н.В. Чайковского (№4) обращён своим угловым эркером к перекрёстку улиц Некрасова и Короленко. И вот что интересно: данный дом имеет отношение к музыке - и это никак не связано с фамилией домовладельца: отношения к Петру Ильичу отставной капитан Н.В. Чайковский не имел (они были однофамильцы). А связь здания с искусством заключается в том, что в 1919 году именно в этом здании была открыта народная школа, которая позднее трансформировалась в музыкальную школу имени Римского-Корсакова - одну из старейших музыкальных школ Петербурга!
Что касается архитектуры, то в данном случае перед нами яркий представитель стиля необарокко, получившего вторую жизнь в начале 20 века (пик развития стиля приходится на середину 19 века). Автором здания стал архитектор Кац-Капелинский - выдающийся, но малоизвестный мастер, которому я планирую уделить отдельную статью в наступающем году!
Доходный дом Чайковского интересен с разных ракурсов: им можно любоваться как издалека, рассматривая его в перспективе улицы Некрасова, а можно изучить поближе, заглянув под его угловой эркер - там можно обнаружить интересную деталь, внимание на которую обращают лишь самые внимательные прохожие, в числе которых, конечно же, будем и мы!
Предлагаю обратить ваше внимание на противоположную сторону улицы - здесь располагается Некрасовский телефонный узел, построенный архитектором Никольским в 1930 году. Это здание - прообраз более поздних советских АТС: в 1930-х годах их возводили по уникальным проектам, тогда как более поздние телефонные станции были серийными.
В наши дни эта телефонная станция, как и многие другие в Петербурге, уже не используется по назначению: некоторое время назад здесь открылось современное общественное пространство "АТС". Лично я в нём не бывал, так что дать оценку этому месту я не смогу.
Ну а мы с вами снова возвращаемся на чётную сторону улицы, где нас ожидает одно из самых красивых зданий на Некрасова - доходный дом Бурцева (№10), более известный в наши дни в качестве кукольного театра. Этот прекрасный памятник архитектуры модерна был возведён по проекту архитектора Ивана Володихина в 1912-1913 годах.
Заказчиком выступил Александр Бурцев - коллекционер книг и живописи, издатель и этнограф. Крупная коллекция редких книг Бурцева с 1913 года размещалась именно здесь - в доходном доме на улице Некрасова, а после революции оно было передано государственному литературному архиву, где хранится по сей день.
Что же касается архитектуры, то здесь перед нами образец зрелого, как его принято называть "классицизирующего" модерна - некой смеси постепенно уходящего с подмостков архитектуры стиля модерн и набиравшего на тот момент популярность стиля неоклассицизм. От модерна у дома Бурцева обилие плавных линий и пластичных элементов, от классики - композиционный строй и декоративное убранство фасадов, а в особенности скульптуры атлантов.
Дом Бурцева - яркий пример самобытного творчества архитектора Володихина, работы которого можно легко узнать по определённому набору черт: в данном случае это выразительный фигурный щипец и расположенный под ним характерный, едва выступающий из плоскости стены эркер (подобные эркеры мы встречаем в некоторых других работал Ивана Петровича - например, в доме Латониных на улице Белинского).
В общем, дом Бурцева - это интересный памятник архитектуры и одно из главных (но далеко не единственное) украшений улицы Некрасова!
Бок о бок с домом Бурцева располагается Доходный дом Киселёва (№12) - полный антипод своего соседа: рядовой, казалось бы, ничем не выделяющийся доходный дом, лишённый всякого убранства. Однако первое впечатление обманчиво - с этим домом просто нужно познакомиться поближе, заглянув под его эркер.
И тут нас снова встречает сюрприз (как и в случае с домом Чайковского) - под основанием эркера снова спрятана любопытная деталь, а именно... сова! Эта хищная птица спряталась от глаз любопытных прохожих под эркером, и большая часть людей проходит мимо неё, не обращая внимания на этого уникального обитателя улицы Некрасова!
Далее по курсу мы можем увидеть более старое здание, постройка которого датируется 1881 годом - речь идёт о банях Целибеева, построенных знаменитым архитектором Павлом Сюзором (автор дома компании Зингер на Невском, дома Первого Общества взаимного кредита на канале Грибоедова).
И данное здание - свидетельство попыток архитектора Сюзора разрешить тяжёлую санитарную ситуацию в Северной столице: в 19 веке в городе отсутствовало централизованное водоснабжение, из-за чего бани становились главным средством по борьбе с грязью и эпидемиями. Павел Сюзор был экспертом в вопросе строительства бань - так что не удивительно, что именно он возвёл баню на Бассейной улице.
Баня была общественная, однако строилась она на деньги частного лица - купчихи Анны Целибеевой, особняк которой находится по-соседству. Впрочем, сам особняк был построен сильно позже бань - лишь в 1900 году, и по проекту другого архитектора Валентина Демяновского.
Примечательно, что оба здания дошли до наших дней со значительными функциональными изменениями: бани Целибеевых перестроили в бизнес-центр, сохранив лишь лицевой фасад, особняк же реконструировали под музей небылиц (современный аттракцион для детей).
Ну а мы продолжаем нашу прогулку. И совсем скоро мы попадаем на перекрёсток улиц Некрасова и Маяковского - здесь мы можем обнаружить сразу несколько памятников архитектуры. Первым служит очередной доходный дом Бурцева (№18), построенный в 1903-1905 годах (на несколько лет раньше своего соседа, о котором мы уже поговорили ранее) по проекту архитектора Михаила Кварта. И в данном случае перед нами образец петербургской эклектики - красивое здание, но без особых запоминающихся элементов и черт.
По другую сторону перекрёстка находится доходный дом Страхового общества "Россия" (№20), занимающий обширный участок между тремя улицами: Некрасова, Маяковской и Басковым переулком. Это массивное здание в классической стилистике было построено по проекту штатного архитектора общества - Александра Гимпеля. Примечательно, что здание считалось престижным и до, и после революции: так, в советское время в нём проживал знаменитый певец Леонид Утёсов (с 1928 по 1937 годы).
Далее на нашем пути находится памятник, можно сказать, рационального модерна - доходный дом Киреевых (№26), построенный в 1909-1910 годах по проекту архитектора Погонкина. Это, казалось бы, простое по своей сути здание очень импонирует мне своим композиционным строем: одновременно аскетичный и при этом обладающий яркими отличительными чертами доходный дом с голыми фасадами, которые, несмотря на отсутствие декора, всё равно привлекают к себе внимание!
Немаловажную роль в данном случае играют эркеры: три трёхгранных эркера архитектор разместил в центре и по бокам фасада. При этом центральный эркер отличается от боковых: он больше на один этаж по размерам, за счёт чего он доходит до карниза, плавно перетекая в щипец, оформленный красивой черепичной крышей. Приятно видеть здесь и очень скромный "шахматный" узор, вносящий разнообразие в облик фасада.
И даже входная группа оформлена здесь по особенному: увы, оригинальная дверь до наших дней не дошла, однако обрамление входного проёма историческое - прямоугольная рама, оформляющая дверь, вложена архитектором в полуциркульный проём. И в таких малых деталях и кроется вся прелесть дома Киреевых - потому-то я и решил уделить ему столько внимания!
С другой стороны улицы находится ещё одно интересное здание - доходный дом Голенищева (№23), построенный в 1904 году архитектором Рейнбольдтом. Здание слегка анахронично: его архитектура характерна для второй половины 19 века, нежели для начала 20 - перед нами эклектика, которая хоть и вышла из моды в 1900-х годах, однако всё равно фигурировала в некоторых работах зодчих тех лет.
Хочется отметить, что этот дом также дошёл до наших дней с утратами: изначально эркер, размещённый архитектором в центральной части фасада, завершался башней с остроконечным куполом. Однако в советское время башня была бесследно утрачена, а сам дом Голенищева утратил важную деталь. Любопытно, что если не знать о том, что когда-то у этого дома была башня, то и недостатка в облике дома обнаружить едва ли выйдет. А вот узнав этот факт, дом в дальнейшем воспринимается как обрубленный, лишённый чего-то важного.
А мы с вами тем временем выходим на, пожалуй, самый крупный перекрёсток улицы Некрасова - в этом месте она пересекается с улицей Восстания (до революции - Знаменская). И здесь же находится один из красивейших домов Петербурга - прекрасный доходный дом Егорова (№40а), построенный в 1883-1884 году архитектором Сюзором.
Великолепный доходный дом воспринимается скорее не как жилое здание, а как полноценный дворец - уж слишком много здесь украшений, выполненных в классической стилистике: начиная с руста, охватывающего почти весь фасад дома, и заканчивая обилием фигур кариатид, держащих на своих плечах карниз здания. При этом дом Егорова обращён на три улицы и имеет два равнозначных угла, оформленных одинаковыми эркерами-башнями, играющими важную градостроительную роль (они формируют перспективу улицы Восстания).
Ну а прямо напротив дома Егорова располагается его полная противоположность: удивительно скромное, да ещё и находящееся в ужасном состоянии здание, мимо которого я бы точно прошёл, если бы не знал его истории.
Доходный дом Кабатов (№27) был построен в 1859 году архитектором фон Виттом. Крупный четырёхэтажный доходный дом, расположенный в таком хорошем месте, пользовался большой популярностью у квартиросъёмщиков. Именно поэтому в разные годы в нём успели пожить выдающиеся люди из совершенно разных сфер деятельности: с 1862 по 1863 год в доме жил композитор Модест Мусоргский, с 1874 по 1879 год в здании жил живописец Николай Ярошенко (автор картин "Всюду жизнь", "Курсистка", "Студент"), а с 1908 года и до самой революции в доме жила семья Врангелей - в том числе и Пётр Врангель (главнокомандующий белой армией в годы Гражданской войны). Так что пройти мимо такого дома было бы просто неправильно - это буквально памятник истории!
Ну а мы с вами пересекаем улицу Восстания и идём дальше Достаточно скоро перед нашим взором откроется прекрасный Иоанно-Богословский храм, построенный в 1894 году епархиальным архитектором Николаем Никоновым в русско-византийском стиле.
Данный храм уникален по своему расположению: перед нами редкий случай церкви, "встроенной" в плотную застройку Петербурга стена к стене с соседними домами. Обычно храмы прерывали жилую застройку, однако в данном случае архитектор Никонов решил органично вплести своё творение в уже существующий ансамбль.
Впрочем, визуально здание всё равно выбивается из окружения за счёт своего богато украшенного фасада: ярких наличников, аркатур, кубышек.
От византийской архитектуры у Иоанно-Богословского храма, в первую очередь, оформление купола: Никонов сделал его традиционно византийским, разместив пологий купол на широком барабане с оконными проёмами - подобный приём встречается только в византийском зодчестве.
Увидеть на улице Некрасова что-то византийское - удивительно, ведь застройка улицы представлена, в основном, архитектурой в европейской стилистике. Вот и следующее здание на нашем пути можно отнести туда же - доходный дом Баркона (№42) относится к раннему этапу творчества архитектора Петра Батуева: он построен в 1900 году, а потому не удивительно снова видеть перед собой эклектику.
Пилястры композитного ордера, скульптуры-кариатиды, руст - типичная архитектура для конца 19 века. Сюда же можно отнести и массивные эркеры, расположенные по бокам фасада - ещё одна отличительная черта зодчества тех лет. Впрочем, назвать здание типичным всё же нельзя: видно, что архитектор проделал большую работу, украсив фасады своей постройки и придав им уникальный (в той или иной степени) вид.
Чего не скажешь про следующую постройку: доходный дом Хренова (№37) был возведён в 1896 году (и надстроен на два этажа в 1899) на средства и по проекту архитектора Александра Хренова - видного мастера петербургского модерна, подарившего нашему городу несколько выдающихся памятников в этом стиле (дом Муяки на улице Восстания, комплекс зданий на Таврической улице).
А потому сложно поверить в то, что эта утилитарная постройка на улице Некрасова тоже создана Хреновым - просто она относится к раннему периоду его творчества, что явно сказалось на качестве проработки деталей.
Сюда же можно добавить и очевидную необходимость экономить средства при строительстве - данный дом стал первым доходным домом во владении Александра Хренова, и на момент строительства зодчий ещё не обладал большим капиталом для того, чтобы строить шедевры.
Однако интересная деталь у дома всё же присутствует: при практически полном отсутствии декора не ожидаешь увидеть над входом в парадную такой вот барельеф. Казалось бы, мелочь, но именно она делает эту постройку Хренова запоминающейся.
На перекрёстке с улицей Радищева находится не только дом Хренова, но и ещё один памятник архитектуры - причём куда более выдающийся, чем его сосед: я говорю о доходном доме Кумовича (№46), построенном в 1902 году архитектором Шильцовым. Здание явно проектировалось с размахом: пять этажей, декорированный фасад, а главное - массивная башня-эркер с завершением в виде луковичного купола: сразу видно, что заказчик не жалел средств, а архитектор изо всех сил старался сделать дом наиболее заметным и узнаваемым.
Надо признать, что Шильцов постарался над оформлением фасадов - это выражено, в том числе, и в визуальном зонировании этажей: оформление каждого из этажей отличается какой-то деталью от предыдущего: где-то идут другие сандрики, где-то колонны сменяются пилястрами, где-то меняется рисунок руста. Особенно хорошо это видно на примере эркера, которому архитектор уделил наибольшее внимание.
Ну и, надо признать, ремонт сильно влияет на восприятие архитектуры: взгляните на то, как дом Кумовича выглядел до ремонта (фото 2019 года ниже) и посмотрите выше - как он выглядит сейчас. Разница ощутима.
Но не будем отвлекаться - продолжим нашу прогулку. Тем более, что мы уже близки к её завершению. Следующим зданием на нашем пути станет учебное заведение, расположенное на улице Некрасова, но имеющее адрес только по Лиговскому проспекту (дом №1). Я говорю о гимназии и реальном училище Гуревича - одном из лучших средних учебных заведений дореволюционного Петербурга, учениками которого были будущие композитор Игорь Стравинский, поэт Николай Гумилёв.
Само же здание с точки зрения архитектуры не особо примечательно, так что не будем терять времени и пойдём дальше.
Следующий на очереди - Мальцевский рынок (№52). Рынок на данном месте существовал давно, однако полноценное крытое помещение появилось здесь лишь в 1914 году. Однако и оно до наших дней не сохранилось: в 1960 году рынок реконструировали, фактически построив новое, современное здание - удобное с точки зрения эксплуатации, и совершенно отвратительное с точки зрения фасадов. И сейчас здание рынка смотрится как бельмо на глазу в историческом центре Петербурга - облицованное дешёвой стеклянной плиткой, оно явно выбивается из окружения!
Тем более, что по соседству с рынком находится настоящий шедевр архитектуры - жилой комплекс Бассейного товарищества жилых квартир (№58-60), возведённый в 1912-1914 годах целой группой именитых зодчих: Эрнстом Виррихом, Алексеем Зазерским, Николаем Васильевым и Алексеем Бубырём. Этот творческий квартет (редкое явление для архитектуры тех лет) создал прекрасный жилой комплекс, обладающий уникальной архитектурой и построенный с учётом всех инноваций того времени (начиная с планировки и заканчивая техническими особенностями здания).
Причём инновации здесь начинались ещё до нулевого этапа строительства - даже само Бассейное товарищество было новым для России явлением: фактически, это был кооператив, в котором каждый из жильцов вкладывался в строительство дома, а позднее имел в нём собственность. Подобная система (фактически, покупка квартиры в новостройке) была на тот момент очень нова - в те времена подавляющее большинство домов были доходные, и почти все петербуржцы снимали жильё, не имея собственной недвижимости.
Однако и с точки зрения архитектуры здание уникально: начиная с его планировки (не "фасадный" дом с двором-колодцем, а полноценный жилой комплекс с внутридворовым проездом-переулком и озеленением) и заканчивая оформлением фасадов в ассирийской стилистике, что также не особо характерно для зодчества Северной столицы.
В общем, дом Бассейного товарищества - интереснейшая постройка, и завершить ею мой рассказ было бы очень неплохо. Да, этим зданием заканчивается улица Некрасова - дальше она плавно перетекает в 8-ю Советскую улицу, постепенно уходя в исторический район Пески.
Осталось лишь уделить внимание Некрасовскому саду - тому самому месту, где в своё время находились пруды (бассейны), которые я упоминал в начале статьи. Да, именно сюда шла вода по Лиговскому каналу, и отсюда же она подавалась в Летний сад. Однако сейчас от этого всего не осталось и следа: пруды засыпали ещё до революции, как и сам Лиговский канал, а позднее на их месте разбили сквер. Сейчас он называется Некрасовским - потому-то здесь и стоит памятник писателю.
Забавно, что мы начинали прогулку с некрасовского места, им же её и закончим! Очень символично для улицы, названной в честь писателя - редкий случай, когда название улицы тесно связано и с историей места, и с его современностью.
На этом наша прогулка подходит к концу. Спасибо всем тем, кто "дошёл" со мной до конца. Очень надеюсь, что эта виртуальная экскурсия была вам интересна. Буду ждать ваших комментариев, а если вам захочется отблагодарить меня рублём, то вот ССЫЛКА НА ДОНАТ. Я очень благодарен каждому, кто поддерживает мои старания таким образом.
Спасибо ещё раз вам за ваше внимание и до новых встреч на страницах моего канала. Надеюсь, что они будут случаться у нас с вами почаще!