Найти в Дзене
Индустриальный турист

Экскурсия по улице Некрасова: прогулка по новому "центру притяжения" молодёжи Петербурга

На моём канале начала формироваться новая традиция - в декабре, под конец года, я выкладываю статью, посвящённую прогулке по одной из улиц центрального района Санкт-Петербурга. В прошлом году я рассказывал об улице Жуковского, сегодня же речь пойдёт о параллельной ей улице Некрасова. И, надо сказать, по красоте улица Некрасова не уступает своей южной соседке - большая часть застройки здесь сформировалась во второй половине 19 - начале 20 века, и практически каждый дом на этой улице является памятником архитектуры. А с недавних пор улица Некрасова, как и улица Жуковского, получила статус одной из главных ресторанных и барных улиц Северной столицы: так что теперь по Некрасова можно не только интересно гулять - на ней можно ещё и вкусно поесть! Но сегодня мы с вами будем говорить исключительно об истории и архитектуре. И начать я предлагаю с первой. История этой улицы берёт своё начало с первой трети 18 века - практически с самого основания города на Неве. Изначальным её названием было "у
Оглавление

На моём канале начала формироваться новая традиция - в декабре, под конец года, я выкладываю статью, посвящённую прогулке по одной из улиц центрального района Санкт-Петербурга. В прошлом году я рассказывал об улице Жуковского, сегодня же речь пойдёт о параллельной ей улице Некрасова.

И, надо сказать, по красоте улица Некрасова не уступает своей южной соседке - большая часть застройки здесь сформировалась во второй половине 19 - начале 20 века, и практически каждый дом на этой улице является памятником архитектуры. А с недавних пор улица Некрасова, как и улица Жуковского, получила статус одной из главных ресторанных и барных улиц Северной столицы: так что теперь по Некрасова можно не только интересно гулять - на ней можно ещё и вкусно поесть!

Но сегодня мы с вами будем говорить исключительно об истории и архитектуре. И начать я предлагаю с первой.

История улицы Некрасова

История этой улицы берёт своё начало с первой трети 18 века - практически с самого основания города на Неве. Изначальным её названием было "улица 9 Рота": и не подумайте - никакой связи с уже почти забытым фильмом Бондарчука тут нет, просто в 18 веке в этом районе квартировался Преображенский полк, и квартал был поделён "ротами" - то есть, казармами. И современная улица Некрасова проходила как раз вдоль девятой роты Преображенского полка.

Чуть позднее за улицей закрепилось ещё одно название - "Бассейная". Связано оно было с располагавшимся в конце улицы бассейном, созданным для накопления и перераспределения воды, поступавшей сюда из Лиговского канала, и идущей дальше к фонтанам Летнего сада (по подземным трубам). В наши дни поверить в это сложно: не осталось ни Лиговского канала (его засыпали в конце 19 века, а на его месте заложили проспект), ни пруда-бассейна (на его месте в наши дни Некрасовский сад). Да и вода в Летний сад давно уже подаётся другими, более простыми путями.

Некрасовский сад, вид на здание Бассейного товарищества
Некрасовский сад, вид на здание Бассейного товарищества

Таким образом, на целых полтора века героиня нашей сегодняшней статьи именовалась Бассейной улицей. С таким названием улица была увековечена даже в классической литературе - вспомним знаменитое стихотворение Самуила Маршака "Вот какой рассеянный", главный герой которой был "с улицы Бассейной"!

Однако в 1922 году по Петрограду прошла первая волна переименований. Многие старые улицы получили новые названия - в основном, новые названия носили идеологический характер, однако были и исключения, одним из которых стала Бассейная улица: она получила своё новое название в честь писателя и поэта Николая Некрасова. Название было дано улице не случайно - Николай Алексеевич долгое время жил в доме, расположенном на этой улице.

Дом, в котором жил Некрасов
Дом, в котором жил Некрасов

Это литературное название сохранилось за улицей до наших дней. И, надо сказать, оно удачно вписалось в ряд других литературных названий этого района (к Маяковской, Жуковского, Рылеева и т.д.)

Об истории улицы мы поговорили, давайте же перейдём к самой прогулке!

Экскурсия по улице Некрасова: поэзия и проза, архитектура и история

Улица Некрасова берёт своё начало от Литейного проспекта: в самом начале улицы находится тот самый дом, в котором жил Некрасов: выдающийся писатель прожил в доме Норова с августа 1857 и до самой смерти, настигшей писателя 22 декабря 1877 года. Двадцать лет - немалый срок, так что не удивительно, что по итогу Бассейную улицу переименовали в улицу Некрасова: эта улица не просто застала писателя - она стала для него родной!

-3

С архитектурной точки зрения здание, облик которого был окончательно сформирован в 1859 году, особо не выделяется среди окружающей застройки: типичная петербургская эклектика серединцы 19 века. Картину немного разбавляет скульптурный фриз, составленный из пегасов, соединённых между собой витиеватой гирляндой.

-4

Стена к стене к дому, в котором жил Некрасов, располагается другой, более выразительный памятник архитектуры, возведённый в 1860 году по проекту архитектора Петцольда в стилистике, близкой даже не к барокко, а скорее к рококо - об этом свидетельствуют роскошно оформленные фасады с обилием лепнины. Речь идёт о доходном доме Краевского (№2).

Удивительный факт: по изначальной задумке архитектора доходный дом должен был стать куда более крупным: Петцольд планировал снести расположенный по соседству дом Норова и возвести на нём крупный угловой дом, фасады которого были бы обращены и на Бассейную, и на Литейный.

-5

Но по итогу планы Петцольда так и не воплотились в жизнь, и была построена только часть из задуманного - фрагмент фасада по Бассейной улице. О несбывшихся планах красноречиво свидетельствует асимметрия фасада, нехарактерная для архитектуры тех лет: изначально Петцольд планировал поместить ризалит с крупным арочным обрамлением на два этажа в центр композиции - в середину фасада. Однако угловую часть он в итоге не перестроил, а потому и центральный акцент сместился вбок. Такие вот отголоски несбывшихся замыслов.

-6

Следующий дом на нашем пути находится на всё той же, чётной стороне - доходный дом Н.В. Чайковского (№4) обращён своим угловым эркером к перекрёстку улиц Некрасова и Короленко. И вот что интересно: данный дом имеет отношение к музыке - и это никак не связано с фамилией домовладельца: отношения к Петру Ильичу отставной капитан Н.В. Чайковский не имел (они были однофамильцы). А связь здания с искусством заключается в том, что в 1919 году именно в этом здании была открыта народная школа, которая позднее трансформировалась в музыкальную школу имени Римского-Корсакова - одну из старейших музыкальных школ Петербурга!

-7

Что касается архитектуры, то в данном случае перед нами яркий представитель стиля необарокко, получившего вторую жизнь в начале 20 века (пик развития стиля приходится на середину 19 века). Автором здания стал архитектор Кац-Капелинский - выдающийся, но малоизвестный мастер, которому я планирую уделить отдельную статью в наступающем году!

-8

Доходный дом Чайковского интересен с разных ракурсов: им можно любоваться как издалека, рассматривая его в перспективе улицы Некрасова, а можно изучить поближе, заглянув под его угловой эркер - там можно обнаружить интересную деталь, внимание на которую обращают лишь самые внимательные прохожие, в числе которых, конечно же, будем и мы!

-9

Предлагаю обратить ваше внимание на противоположную сторону улицы - здесь располагается Некрасовский телефонный узел, построенный архитектором Никольским в 1930 году. Это здание - прообраз более поздних советских АТС: в 1930-х годах их возводили по уникальным проектам, тогда как более поздние телефонные станции были серийными.

В наши дни эта телефонная станция, как и многие другие в Петербурге, уже не используется по назначению: некоторое время назад здесь открылось современное общественное пространство "АТС". Лично я в нём не бывал, так что дать оценку этому месту я не смогу.

-10

Ну а мы с вами снова возвращаемся на чётную сторону улицы, где нас ожидает одно из самых красивых зданий на Некрасова - доходный дом Бурцева (№10), более известный в наши дни в качестве кукольного театра. Этот прекрасный памятник архитектуры модерна был возведён по проекту архитектора Ивана Володихина в 1912-1913 годах.

Заказчиком выступил Александр Бурцев - коллекционер книг и живописи, издатель и этнограф. Крупная коллекция редких книг Бурцева с 1913 года размещалась именно здесь - в доходном доме на улице Некрасова, а после революции оно было передано государственному литературному архиву, где хранится по сей день.

-11

Что же касается архитектуры, то здесь перед нами образец зрелого, как его принято называть "классицизирующего" модерна - некой смеси постепенно уходящего с подмостков архитектуры стиля модерн и набиравшего на тот момент популярность стиля неоклассицизм. От модерна у дома Бурцева обилие плавных линий и пластичных элементов, от классики - композиционный строй и декоративное убранство фасадов, а в особенности скульптуры атлантов.

-12

Дом Бурцева - яркий пример самобытного творчества архитектора Володихина, работы которого можно легко узнать по определённому набору черт: в данном случае это выразительный фигурный щипец и расположенный под ним характерный, едва выступающий из плоскости стены эркер (подобные эркеры мы встречаем в некоторых других работал Ивана Петровича - например, в доме Латониных на улице Белинского).

В общем, дом Бурцева - это интересный памятник архитектуры и одно из главных (но далеко не единственное) украшений улицы Некрасова!

-13

Бок о бок с домом Бурцева располагается Доходный дом Киселёва (№12) - полный антипод своего соседа: рядовой, казалось бы, ничем не выделяющийся доходный дом, лишённый всякого убранства. Однако первое впечатление обманчиво - с этим домом просто нужно познакомиться поближе, заглянув под его эркер.

-14

И тут нас снова встречает сюрприз (как и в случае с домом Чайковского) - под основанием эркера снова спрятана любопытная деталь, а именно... сова! Эта хищная птица спряталась от глаз любопытных прохожих под эркером, и большая часть людей проходит мимо неё, не обращая внимания на этого уникального обитателя улицы Некрасова!

-15

Далее по курсу мы можем увидеть более старое здание, постройка которого датируется 1881 годом - речь идёт о банях Целибеева, построенных знаменитым архитектором Павлом Сюзором (автор дома компании Зингер на Невском, дома Первого Общества взаимного кредита на канале Грибоедова).

И данное здание - свидетельство попыток архитектора Сюзора разрешить тяжёлую санитарную ситуацию в Северной столице: в 19 веке в городе отсутствовало централизованное водоснабжение, из-за чего бани становились главным средством по борьбе с грязью и эпидемиями. Павел Сюзор был экспертом в вопросе строительства бань - так что не удивительно, что именно он возвёл баню на Бассейной улице.

-16

Баня была общественная, однако строилась она на деньги частного лица - купчихи Анны Целибеевой, особняк которой находится по-соседству. Впрочем, сам особняк был построен сильно позже бань - лишь в 1900 году, и по проекту другого архитектора Валентина Демяновского.

-17

Примечательно, что оба здания дошли до наших дней со значительными функциональными изменениями: бани Целибеевых перестроили в бизнес-центр, сохранив лишь лицевой фасад, особняк же реконструировали под музей небылиц (современный аттракцион для детей).

-18

Ну а мы продолжаем нашу прогулку. И совсем скоро мы попадаем на перекрёсток улиц Некрасова и Маяковского - здесь мы можем обнаружить сразу несколько памятников архитектуры. Первым служит очередной доходный дом Бурцева (№18), построенный в 1903-1905 годах (на несколько лет раньше своего соседа, о котором мы уже поговорили ранее) по проекту архитектора Михаила Кварта. И в данном случае перед нами образец петербургской эклектики - красивое здание, но без особых запоминающихся элементов и черт.

-19

По другую сторону перекрёстка находится доходный дом Страхового общества "Россия" (№20), занимающий обширный участок между тремя улицами: Некрасова, Маяковской и Басковым переулком. Это массивное здание в классической стилистике было построено по проекту штатного архитектора общества - Александра Гимпеля. Примечательно, что здание считалось престижным и до, и после революции: так, в советское время в нём проживал знаменитый певец Леонид Утёсов (с 1928 по 1937 годы).

-20

Далее на нашем пути находится памятник, можно сказать, рационального модерна - доходный дом Киреевых (№26), построенный в 1909-1910 годах по проекту архитектора Погонкина. Это, казалось бы, простое по своей сути здание очень импонирует мне своим композиционным строем: одновременно аскетичный и при этом обладающий яркими отличительными чертами доходный дом с голыми фасадами, которые, несмотря на отсутствие декора, всё равно привлекают к себе внимание!

-21

Немаловажную роль в данном случае играют эркеры: три трёхгранных эркера архитектор разместил в центре и по бокам фасада. При этом центральный эркер отличается от боковых: он больше на один этаж по размерам, за счёт чего он доходит до карниза, плавно перетекая в щипец, оформленный красивой черепичной крышей. Приятно видеть здесь и очень скромный "шахматный" узор, вносящий разнообразие в облик фасада.

-22

И даже входная группа оформлена здесь по особенному: увы, оригинальная дверь до наших дней не дошла, однако обрамление входного проёма историческое - прямоугольная рама, оформляющая дверь, вложена архитектором в полуциркульный проём. И в таких малых деталях и кроется вся прелесть дома Киреевых - потому-то я и решил уделить ему столько внимания!

-23

С другой стороны улицы находится ещё одно интересное здание - доходный дом Голенищева (№23), построенный в 1904 году архитектором Рейнбольдтом. Здание слегка анахронично: его архитектура характерна для второй половины 19 века, нежели для начала 20 - перед нами эклектика, которая хоть и вышла из моды в 1900-х годах, однако всё равно фигурировала в некоторых работах зодчих тех лет.

-24

Хочется отметить, что этот дом также дошёл до наших дней с утратами: изначально эркер, размещённый архитектором в центральной части фасада, завершался башней с остроконечным куполом. Однако в советское время башня была бесследно утрачена, а сам дом Голенищева утратил важную деталь. Любопытно, что если не знать о том, что когда-то у этого дома была башня, то и недостатка в облике дома обнаружить едва ли выйдет. А вот узнав этот факт, дом в дальнейшем воспринимается как обрубленный, лишённый чего-то важного.

-25

А мы с вами тем временем выходим на, пожалуй, самый крупный перекрёсток улицы Некрасова - в этом месте она пересекается с улицей Восстания (до революции - Знаменская). И здесь же находится один из красивейших домов Петербурга - прекрасный доходный дом Егорова (№40а), построенный в 1883-1884 году архитектором Сюзором.

-26

Великолепный доходный дом воспринимается скорее не как жилое здание, а как полноценный дворец - уж слишком много здесь украшений, выполненных в классической стилистике: начиная с руста, охватывающего почти весь фасад дома, и заканчивая обилием фигур кариатид, держащих на своих плечах карниз здания. При этом дом Егорова обращён на три улицы и имеет два равнозначных угла, оформленных одинаковыми эркерами-башнями, играющими важную градостроительную роль (они формируют перспективу улицы Восстания).

-27

Ну а прямо напротив дома Егорова располагается его полная противоположность: удивительно скромное, да ещё и находящееся в ужасном состоянии здание, мимо которого я бы точно прошёл, если бы не знал его истории.

Доходный дом Кабатов (№27) был построен в 1859 году архитектором фон Виттом. Крупный четырёхэтажный доходный дом, расположенный в таком хорошем месте, пользовался большой популярностью у квартиросъёмщиков. Именно поэтому в разные годы в нём успели пожить выдающиеся люди из совершенно разных сфер деятельности: с 1862 по 1863 год в доме жил композитор Модест Мусоргский, с 1874 по 1879 год в здании жил живописец Николай Ярошенко (автор картин "Всюду жизнь", "Курсистка", "Студент"), а с 1908 года и до самой революции в доме жила семья Врангелей - в том числе и Пётр Врангель (главнокомандующий белой армией в годы Гражданской войны). Так что пройти мимо такого дома было бы просто неправильно - это буквально памятник истории!

-28

Ну а мы с вами пересекаем улицу Восстания и идём дальше Достаточно скоро перед нашим взором откроется прекрасный Иоанно-Богословский храм, построенный в 1894 году епархиальным архитектором Николаем Никоновым в русско-византийском стиле.

-29

Данный храм уникален по своему расположению: перед нами редкий случай церкви, "встроенной" в плотную застройку Петербурга стена к стене с соседними домами. Обычно храмы прерывали жилую застройку, однако в данном случае архитектор Никонов решил органично вплести своё творение в уже существующий ансамбль.

Впрочем, визуально здание всё равно выбивается из окружения за счёт своего богато украшенного фасада: ярких наличников, аркатур, кубышек.

-30

От византийской архитектуры у Иоанно-Богословского храма, в первую очередь, оформление купола: Никонов сделал его традиционно византийским, разместив пологий купол на широком барабане с оконными проёмами - подобный приём встречается только в византийском зодчестве.

-31

Увидеть на улице Некрасова что-то византийское - удивительно, ведь застройка улицы представлена, в основном, архитектурой в европейской стилистике. Вот и следующее здание на нашем пути можно отнести туда же - доходный дом Баркона (№42) относится к раннему этапу творчества архитектора Петра Батуева: он построен в 1900 году, а потому не удивительно снова видеть перед собой эклектику.

-32

Пилястры композитного ордера, скульптуры-кариатиды, руст - типичная архитектура для конца 19 века. Сюда же можно отнести и массивные эркеры, расположенные по бокам фасада - ещё одна отличительная черта зодчества тех лет. Впрочем, назвать здание типичным всё же нельзя: видно, что архитектор проделал большую работу, украсив фасады своей постройки и придав им уникальный (в той или иной степени) вид.

-33

Чего не скажешь про следующую постройку: доходный дом Хренова (№37) был возведён в 1896 году (и надстроен на два этажа в 1899) на средства и по проекту архитектора Александра Хренова - видного мастера петербургского модерна, подарившего нашему городу несколько выдающихся памятников в этом стиле (дом Муяки на улице Восстания, комплекс зданий на Таврической улице).

А потому сложно поверить в то, что эта утилитарная постройка на улице Некрасова тоже создана Хреновым - просто она относится к раннему периоду его творчества, что явно сказалось на качестве проработки деталей.

Сюда же можно добавить и очевидную необходимость экономить средства при строительстве - данный дом стал первым доходным домом во владении Александра Хренова, и на момент строительства зодчий ещё не обладал большим капиталом для того, чтобы строить шедевры.

Кстати, надстройка дома двумя этажами тоже получилась несколько грубоватой - разницу между двумя частями здания видно невооружённым взглядом.
Кстати, надстройка дома двумя этажами тоже получилась несколько грубоватой - разницу между двумя частями здания видно невооружённым взглядом.

Однако интересная деталь у дома всё же присутствует: при практически полном отсутствии декора не ожидаешь увидеть над входом в парадную такой вот барельеф. Казалось бы, мелочь, но именно она делает эту постройку Хренова запоминающейся.

-35

На перекрёстке с улицей Радищева находится не только дом Хренова, но и ещё один памятник архитектуры - причём куда более выдающийся, чем его сосед: я говорю о доходном доме Кумовича (№46), построенном в 1902 году архитектором Шильцовым. Здание явно проектировалось с размахом: пять этажей, декорированный фасад, а главное - массивная башня-эркер с завершением в виде луковичного купола: сразу видно, что заказчик не жалел средств, а архитектор изо всех сил старался сделать дом наиболее заметным и узнаваемым.

-36

Надо признать, что Шильцов постарался над оформлением фасадов - это выражено, в том числе, и в визуальном зонировании этажей: оформление каждого из этажей отличается какой-то деталью от предыдущего: где-то идут другие сандрики, где-то колонны сменяются пилястрами, где-то меняется рисунок руста. Особенно хорошо это видно на примере эркера, которому архитектор уделил наибольшее внимание.

-37

Ну и, надо признать, ремонт сильно влияет на восприятие архитектуры: взгляните на то, как дом Кумовича выглядел до ремонта (фото 2019 года ниже) и посмотрите выше - как он выглядит сейчас. Разница ощутима.

-38

Но не будем отвлекаться - продолжим нашу прогулку. Тем более, что мы уже близки к её завершению. Следующим зданием на нашем пути станет учебное заведение, расположенное на улице Некрасова, но имеющее адрес только по Лиговскому проспекту (дом №1). Я говорю о гимназии и реальном училище Гуревича - одном из лучших средних учебных заведений дореволюционного Петербурга, учениками которого были будущие композитор Игорь Стравинский, поэт Николай Гумилёв.

Само же здание с точки зрения архитектуры не особо примечательно, так что не будем терять времени и пойдём дальше.

-39

Следующий на очереди - Мальцевский рынок (№52). Рынок на данном месте существовал давно, однако полноценное крытое помещение появилось здесь лишь в 1914 году. Однако и оно до наших дней не сохранилось: в 1960 году рынок реконструировали, фактически построив новое, современное здание - удобное с точки зрения эксплуатации, и совершенно отвратительное с точки зрения фасадов. И сейчас здание рынка смотрится как бельмо на глазу в историческом центре Петербурга - облицованное дешёвой стеклянной плиткой, оно явно выбивается из окружения!

-40

Тем более, что по соседству с рынком находится настоящий шедевр архитектуры - жилой комплекс Бассейного товарищества жилых квартир (№58-60), возведённый в 1912-1914 годах целой группой именитых зодчих: Эрнстом Виррихом, Алексеем Зазерским, Николаем Васильевым и Алексеем Бубырём. Этот творческий квартет (редкое явление для архитектуры тех лет) создал прекрасный жилой комплекс, обладающий уникальной архитектурой и построенный с учётом всех инноваций того времени (начиная с планировки и заканчивая техническими особенностями здания).

-41

Причём инновации здесь начинались ещё до нулевого этапа строительства - даже само Бассейное товарищество было новым для России явлением: фактически, это был кооператив, в котором каждый из жильцов вкладывался в строительство дома, а позднее имел в нём собственность. Подобная система (фактически, покупка квартиры в новостройке) была на тот момент очень нова - в те времена подавляющее большинство домов были доходные, и почти все петербуржцы снимали жильё, не имея собственной недвижимости.

Однако и с точки зрения архитектуры здание уникально: начиная с его планировки (не "фасадный" дом с двором-колодцем, а полноценный жилой комплекс с внутридворовым проездом-переулком и озеленением) и заканчивая оформлением фасадов в ассирийской стилистике, что также не особо характерно для зодчества Северной столицы.

-42

В общем, дом Бассейного товарищества - интереснейшая постройка, и завершить ею мой рассказ было бы очень неплохо. Да, этим зданием заканчивается улица Некрасова - дальше она плавно перетекает в 8-ю Советскую улицу, постепенно уходя в исторический район Пески.

-43

Осталось лишь уделить внимание Некрасовскому саду - тому самому месту, где в своё время находились пруды (бассейны), которые я упоминал в начале статьи. Да, именно сюда шла вода по Лиговскому каналу, и отсюда же она подавалась в Летний сад. Однако сейчас от этого всего не осталось и следа: пруды засыпали ещё до революции, как и сам Лиговский канал, а позднее на их месте разбили сквер. Сейчас он называется Некрасовским - потому-то здесь и стоит памятник писателю.

Забавно, что мы начинали прогулку с некрасовского места, им же её и закончим! Очень символично для улицы, названной в честь писателя - редкий случай, когда название улицы тесно связано и с историей места, и с его современностью.

-44

На этом наша прогулка подходит к концу. Спасибо всем тем, кто "дошёл" со мной до конца. Очень надеюсь, что эта виртуальная экскурсия была вам интересна. Буду ждать ваших комментариев, а если вам захочется отблагодарить меня рублём, то вот ССЫЛКА НА ДОНАТ. Я очень благодарен каждому, кто поддерживает мои старания таким образом.

Спасибо ещё раз вам за ваше внимание и до новых встреч на страницах моего канала. Надеюсь, что они будут случаться у нас с вами почаще!