Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Володихин: петербургский модерн, к которому мы не привыкли

Оглавление

Архитектурный стиль модерн невероятно разнообразен: помимо множества "национальных" подвидов стиля (югендстиль в Германии, сецессион в Австрии, северный модерн в Скандинавии и т.д.), модерн различается и в творчестве отдельных архитекторов.

Так, вы никогда не перепутаете постройку московского зодчего Льва Кекушева с творением москвича Франца Шехтеля, а здание, возведённое по проекту петербургского зодчего Фёдора Лидваля с работой петербуржца Алексея Бубыря - у них общая стилистика, но разный "архитектурный почерк". Собственно, поэтому я и люблю этот стиль: модерн просуществовал недолго, но за это время было создано столько разнообразных и интересных построек, что изучать их можно практически бесконечно!

Сегодня я хочу рассказать вам про малоизвестного петербургского архитектора Ивана Володихина, творения которого очень сильно отличаются от других работ его современников, ибо этот зодчий обладал уникальным и очень выразительным "архитектурным почерком". И этой статьей я хотел бы исправить абсолютно несправедливую непопулярность этого архитектора - работы Володихина точно заслуживают вашего внимания!

Биография

Обычно в своих статьях про архитекторов я подробно рассказываю вам об их жизненном пути, дабы вы имели представление о зодчем исходя не только из его творчества, но и из некоторых фактов его жизни. Однако, с Иваном Петровичем Володихиным в этом плане дело обстоит неважно. К сожалению, нам об этом прекрасном и очень талантливом архитекторе практически ничего не известно. Да что уж говорить, до наших дней не сохранилось ни одной фотографии Ивана Петровича!

Да и фактов из его жизни известно мало. Мы знаем, что Володихин родился в 1872 году, знаем, что он является выпускником Императорской Академии художеств. Имеется некоторая информация из личной жизни зодчего, но не думаю, что она вам будет особо интересна (Володихин был женат, у него была дочь Лидия, родившаяся в 1902 году).

До наших дней дошло несколько публикаций Ивана Петровича в научных журналах того времени, найти которые оказалось не так просто, но с парой из них я всё же ознакомился (спасибо тем, кто выложил в общий доступ архивы журналов "Зодчий" и "Архитектурный музей"). Помимо публикаций в журналах, Володихин выпускал собственную литературу на тему основного направления своей научной деятельности - истории архитектуры, а также переводил иностранные труды с немецкого на русский (например, в его переводе публиковались работы выдающегося немецкого искусствоведа Антона Шпрингера - информацию об этом я как раз таки и нашёл в одном из выпусков "Архитектурного музея").

Известно и то, что в 1907 году Володихин основал "Общественное собрание художников и архитекторов" - этакий "клуб по интересам", в котором коллеги живописцы и зодчие могли встречаться и проводить совместный досуг.

И всё. Больше никаких фактов об этом архитекторе неизвестно. После 1927 года каких-либо упоминаний о нём не сохранилось: то есть, мы даже не знаем, сколько лет он прожил, когда и где он умер и, тем более, где он был похоронен.

Увы, раскрыть какие-либо интересные факты из жизни Володихина у меня не получится, так что я сделаю особый упор на его творческую деятельность!

Доходный дом Николаевской единоверческой церкви

Дата постройки: 1901-1902
Адрес: Улица Марата, 22-24

Как ни странно, но первая по хронологии постройка Володихина стала первой и для меня: именно после того, как я увидел это здание, у меня появилось желание узнать - кто его архитектор, и что ещё он построил. С этого и началось моё знакомство с творчеством Ивана Петровича. Но вернёмся к самому доходному дому.

Несмотря на название, дом при Николаевской церкви был не в полной мере доходным: часть здания занимала богадельня, женская гимназия и квартиры служителей храма, тогда как в наём сдавалось лишь несколько квартир - таким образом владельцы здания старались возместить затраты на эксплуатацию дома.

-2

В доходном доме на улице Марата Володихин заложил основы того, что в итоге стало его уникальным стилем: симметричные фасады (довольно нехарактерная черта для стиля модерн), отделка стен кирпичом, ярко выделяющееся центральная часть здания, резко контрастирующая с боковыми осями главного фасада, арочные окна необычных форм, красочная лепнина (она не слишком обильно покрывает стены дома, а наоборот, задаёт чёткий ритм фасаду).

Почти всегда в постройках Володихина встречаются элементы, перечисленные мною выше. Впрочем, словами это описать сложно - думаю, что к концу статьи вы поймете, почему я считаю "почерк" Ивана Петровича особенным и легко отличимым от работ других зодчих модерна.

-3

Отмечу также, что доходный дом на улице Марата обладает немного нетипичными для построек Володихина чертами историзма (речь идёт, в основном, о колоннах в боковых частях здания) - в дальнейших работах архитектор уйдёт от этого в сторону более рационального оформления фасадов.

Дом меблированных комнат Теодориди

Дата постройки: 1903-1905
Адрес: Малый проспект В.О., 38-40, 14-я линия В.О., 73

Спустя год после строительства доходного дома Николаевской церкви, Володихин приступил к возведению многоэтажной гостиницы с кинотеатром на Васильевском острове по заказу промышленника и предпринимателя Феолога Теодориди.

-4

Прежде чем рассматривать архитектуру этого интереснейшего здания, я хотел бы уделить пару слов его названию. В наше время словосочетание "дом меблированных комнат" звучит как нечто совсем непонятное, тогда как в начале 20 века им характеризовали довольно популярное явление - гостиницу, номера в которой сдаются в наём на более длительный срок, нежели в обычных отелях. То есть, дом меблированных комнат - это нечто среднее между гостиницей и доходным домом. Ну а само выражение "мебелированные комнаты" означает, что внутри сдаваемых в наём помещений есть вся необходимая для жизни мебель (собственно, это тоже отличает такие дома от доходных).

Кстати, в наше время дом слегка изменил своё назначение, но его профиль остался похожим: теперь в нём располагаются общежития Горного университета.

Но вернёмся к архитектуре. На фотографиях выше я представил вам фасад здания: стены облицованы кирпичной кладкой "кабанчиком", окна оформлены лепными наличниками с растительным орнаментом (довольно популярный для модерна приём) и медальонами с инициалами владельца дома: "Ф" и "Т".

Но, как по мне, самой выразительной и запоминающейся чертой дома меблированных комнат Теодориди служит крупный шлемовидный купол - лично мне не особо понятно, с какой целью он был возведен, но выглядит он очень интересно!

-6

Ещё одна деталь, по которой вы легко можете отличить постройки Володихина от работ других архитекторов того времени - это крупные панорамные окна круглой или овальной формы, притягивающие к себе внимание зрителя.

В доме меблированных комнат Теодориди это окно арочной формы особенно яркое и выразительное: хоть оно и находится сбоку здания, но выходит оно на оживлённый Малый проспект Васильевского острова. Оформление окна само по себе заслуживает отдельного внимания: очень необычная изящная форма проёма и интересный узор оконных рам, который, слава богу, сохранился до наших дней.

На этой фотографии прекрасно видно то самое панорамное окно, а также растительные узоры над ним и замковый камень с инициалами владельца под ним!
На этой фотографии прекрасно видно то самое панорамное окно, а также растительные узоры над ним и замковый камень с инициалами владельца под ним!

Стоит также отметить, что в случае с домом Теодориди, панорамное окно в нём играет не только декоративную, но и важную функциональную роль: на последнем этаже дома была организована мастерская художников, для работы которых, само собой, было необходимо хорошее естественное освещение - крупное окно с лихвой удовлетворяло эту потребность!

-8

Собственный доходный дом и студия Володихина

Дата постройки: 1904-1905
Адрес: Средний проспект В.О., 9

Довольно скромный на первый взгляд, собственный доходный дом архитектора демонстрирует нам все излюбленные приёмы его хозяина: овальное окно, резко отличающееся от других оконных проёмов здания, ярко выраженная центральная ось дома, притягивающая к себе внимание, скромность отделки в угоду функциональным требованиям постройки.

-9

Собственный доходный дом Володихин строил на достаточно маленьком по площади участке, с этим и связан внешний вид здания - высокого, но узкого!

-10

В этой постройке Володихин достигает апогея рациональности в своей архитектуре: фасад здания лишён украшений, стены здания отделаны скромной кирпичной кладкой. Пожалуй, что этот доходный дом и не выделялся бы из окружающей его застройки, если бы не одна деталь: центральная часть здания, делающая постройку интересной и не дающая заскучать прохожему, изучающему фасад доходного дома Володихина.

Центральная ось обладает более широкими оконными проёмами, соответствующих ширине эркера
Центральная ось обладает более широкими оконными проёмами, соответствующих ширине эркера

Собственную квартиру и студию Володихин устроил на втором этаже, в помещении с эркером, а не на последнем, в квартире с овальным окном, как могли подумать многие. На самом деле, ничего особо удивительного в таком выборе нет - в собственном доходом доме архитектора не было лифта, а подниматься пешком на шестой этаж не так уж и комфортно!

Отмечу, что до повсеместного появления подъёмных машин в жилых домах, самыми удобными для жизни считались второй-третий этаж. Вот так изобретение лифта коренным образом повлияло на предпочтения людей в сфере недвижимости!

"Вишенкой на торте" дома Володихина служит щипец луковичной формы с одиноким арочным окном - изящная деталь, украшающая общий вид здания!
"Вишенкой на торте" дома Володихина служит щипец луковичной формы с одиноким арочным окном - изящная деталь, украшающая общий вид здания!

Доходный дом Латониных

Дата постройки: 1911
Адрес: Улица Белинского, 5

Пожалуй, самая необычная работа Володихина, привлекающая к себе внимание прохожих и буквально призывающая обратить на неё свой взор: такого эффекта архитектор достиг, по большей мере, с помощью эркеров необычайной формы - уверяю вас, вы не встретите в Петербурге ещё одного дома с подобными эркерами!

-13

Как я уже говорил ранее, Володихин предпочитал соблюдать симметрию при оформлении фасадов своих зданий. В доме Латониных он всё же отклонился от этого правила, но своеобразно: в общих чертах дом кажется симметричным, но при детальном рассмотрении раскрываются некоторые "выбивающиеся" из общей картины детали - это и асимметричный щипец, и по-разному ориентированные овальные окна на втором этаже (с одной стороны горизонтально, с другой вертикально).

-14

Зато свой любимый приём - визуально "выделять" центральную часть фасада, Володихин использовал в этом здании по полной: здесь вам и выразительный крупный эркер с уникальным по форме фронтоном, и интересный маскарон, оформленный в стилистике северного модерна, и очень любопытный вход в здание - с выразительной колонной посредине и панорамным остеклением на втором этаже.

Самая выразительная часть здания: центральный эркер с щипцом, напоминающим по форме очертания скатной крыши с дымовой трубой сбоку (во всяком случае, так этот силуэт интерпретирую лично я)
Самая выразительная часть здания: центральный эркер с щипцом, напоминающим по форме очертания скатной крыши с дымовой трубой сбоку (во всяком случае, так этот силуэт интерпретирую лично я)

Да и в целом дом Латониных - одно из самых интересных творений Володихина. Это здание очень сильно отличается от других построек того времени - в нём ощущается кропотливая работа талантливого зодчего! И, как мне кажется, она была выполнена не зря: думаю, что каждый прохожий, идущий по улице Белинского, уделяет своё внимание этому дому и тратит хотя бы минуту на изучение его фасада!

Крайне необычно оформлена и входная группа: под, казалось бы, одной аркой, замаскировано два разных прохода: один во внутренний двор здания, другой в парадную
Крайне необычно оформлена и входная группа: под, казалось бы, одной аркой, замаскировано два разных прохода: один во внутренний двор здания, другой в парадную

А вот история у этого дома менее интересная, нежели его внешний вид. Изначально здание было построено по заказу братьев Латониных - Николая и Сергея. Позже дом перешёл во владение куда более известной личности - нидерландского промышленника и управляющего легендарным заводом "Красный Треугольник" (до революции он назывался просто "Треугольник") Генриха Гильзе-фан-дер-Пальса.

Центральный эркер, вид сбоку. С этого ракурса хорошо видно небольшие балкончики, примыкающие к эркеру
Центральный эркер, вид сбоку. С этого ракурса хорошо видно небольшие балкончики, примыкающие к эркеру

Кстати, маскароны дома Латониных представляют собой некий синтез северного модерна (в этой же стилистике выполнена отделка первых двух этажей здания) и неоклассицизма (это и не удивительно - дом построен в 1911 году, в период расцвета популярности этого стиля). Впрочем, такие маски - явление не уникальное: у меня они ассоциируются с домом Бассейного товарищества на улице Некрасова (там весь фасад украшен подобными фигурами и маскаронами).

Ещё один гранитный маскарон и симпатичное деревянное окно
Ещё один гранитный маскарон и симпатичное деревянное окно

Доходный дом Бурцева / Большой театр кукол

Дата постройки: 1912-1913
Адрес: Улица Некрасова, 10

Самая элегантная постройка Ивана Петровича, ставшая одной из последних его работ в Санкт-Петербурге. Здесь Володихин отошёл от привычной ему строгости форм и придал зданию пластики. Кроме того, и оформление фасадов здесь сильно отличается от других построек зодчего: вместо привычной нам кирпичной кладки "кабанчиком" мы видим строгие стены, облицованные серым гранитом.

-19

Но не стоит думать, что это у Володихина так сильно изменились вкусы - нет, просто архитектор желал идти в ногу со временем, и таким образом подстраивался под набиравшую в то время популярность моду на неоклассицизм.

Последние два этажа центральной части здания своим членением очень сильно напоминает эркер дома Латониных - ещё одна отличительная черта архитектуры Володихина!
Последние два этажа центральной части здания своим членением очень сильно напоминает эркер дома Латониных - ещё одна отличительная черта архитектуры Володихина!

Помимо приятных глазу пластичных форм, доходный дом Бурцева интересен и своей скульптурной композицией: центральную ось здания держат на своих плечах два гранитных атланта.

Кроме атлантов, фасад здания декорирован каменными амфорами - сугубо античным элементом архитектуры. Впрочем, не удивительно, что Володихин использовал подобные приёмы - будучи историком архитектуры, в своих трудах он очень восторженно отзывался о зодчестве того времени и считал его основой всего того, что мы видим в наши дни!

-21

Но было бы неправильно рассказать об архитектуре здания, и не уделить внимания его истории! Заказчиком строительства дома стал известный в Петербурге банкир, коллекционер книг и живописи Александр Бурцев. Собственно, дом на улице Некрасова он строил не только для заработка денег, но и для своей коллекции: помимо жилых квартир в здании располагался также выставочный зал (в нём Бурцев экспонировал свою коллекцию) и театральное помещение.

После революции Бурцев добровольно отдал всё своё имущество, но из страны не уехал. Доходный дом был национализирован, а в 1931 году здание занял театр кукол - он существует здесь и по наши дни. Уверен, что многие из вас могли посещать его (лично я бывал в этом здании неоднократно)!

Ну и куда без овального окна - одной из самых характерных черт построек Ивана Петровича!
Ну и куда без овального окна - одной из самых характерных черт построек Ивана Петровича!

После доходного дома Бурцева Володихин ещё несколько лет занимался архитектурной деятельностью - вплоть до революции, но таких ярких построек он больше не возводил (не считая дачи Авенариуса в Тарховке).

Что стало с Володихиным после революции - неизвестно, но, судя по всему, страну он не покидал и оставался жить в Советском Союзе.

Заключение

Эта статья, пожалуй, стала первой на моём канале, в которой я рассматривал творческий путь зодчего, совершенно неизвестного не только в широких кругах, но и среди людей, в той или иной степени интересующихся архитектурой. Вы никогда не найдете Володихина в списках самых выдающихся зодчих модерна в Петербурге - но разве это справедливо?

Я считаю, что мы должны помнить не только архитекторов-знаменитостей вроде Бенуа, Лидваля или Косякова - нужно знать и чуть менее крупных зодчих, пускай и не так ярко блиставших в своё время, но подаривших нашему городу множество прекрасных зданий, которыми мы любуемся во время прогулок по улицам Санкт-Петербурга!

Надеюсь, что эта статья не показалась вам слишком скучной, потому что в дальнейшем я планирую время от времени выпускать публикации про таких архитекторов, как Володихин - не очень известных, но точно достойных вашего внимания!

Если вам понравилась моя статья, могу предложить вам ещё несколько публикаций на тему выдающихся архитекторов 19-20 веков: