Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я хотел бы "провести" для вас экскурсию в виртуальном формате. И посвящена моя "прогулка" будет одной из моих любимых улиц, рассказать о которой я хотел вам давно, но всё руки до этого не доходили - говорю я, конечно же, про улицу Жуковского!
Лично я бываю на Жуковского регулярно: здесь находятся мои любимые кафе и рестораны, но говорить о них в рамках данной статьи я не буду: всё-таки мой канал посвящён архитектуре и истории, а не гастрономическому туризму. Так что найти здесь заведения по душе вы сможете сами, а я же постараюсь рассказать - почему именно улица Жуковского заслуживает того, чтобы вы прошли её от начала до конца, внимательно изучив каждый её дом!
И прежде чем начать нашу прогулку по улице Жуковского, я скажу пару слов о её истории. Дорога на месте нынешней улицы была проложена в середине 18 века, и с тех пор её трассировка не претерпевала изменений - более того, и длина улицы никогда не менялась: просто раньше она упиралась не в Лиговский проспект, а в протекавший на его месте Лиговский канал!
Интересна и история названия улицы: дело в том, что Жуковского задала настроение всем улицам вокруг себя. Многие улицы, расположенные по соседству, названы в честь писателей и поэтов. Однако если другие улицы получили своё современное название в советское время (улица Чехова в 1923 году, улица Радищева в 1935, Маяковского - в 1936 году), то улица Жуковского приобрела своё нынешнее название ещё в далёком 1902 году. Ранее она именовалась Итальянской - по одноименному саду, который находится рядом с началом улицы Жуковского - на Литейном проспекте.
Правда в наши дни сад скрыт от глаз похожих за очень красивое и хорошо известное всем любителям архитектуры здание Нового Пассажа, построенное в 1913 году архитектором Николаем Васильевым.
Изначально Итальянский сад относился к Итальянскому дворцу, обращённому к реке Фонтанке, тогда как сад тянулся от него и до самого Литейного проспекта. В 1804 году дворец был снесён, а на его месте возвели Екатерининский институт, которому такой обширный сад был не очень-то и нужен. И вот спустя век институт решил получить выгоду от своего обширного участка и выделил узкую часть земли, обращённую к Литейному проспекту, для строительства собственных Торговых рядов, которые впоследствии стали именоваться Новым Пассажем.
Вот такой вопиющий пример уплотнительной застройки: ради торговых помещений (своего рода ТЦ тех лет) от городского сада отрезали кусок, в следствии чего сам сад ещё и оказался спрятан во дворах!
Но вернёмся к истории улицы Жуковского. Долгое время она именовалась Итальянской, однако в 1902 году, в связи в связи с 50-летием со дня смерти Василия Андреевича Жуковского улицу решили переименовать, увековечив в её названии великого поэта! Это достаточно редкая для тех времён практика - переименование улиц в центре города в честь того или иного деятеля, так что этот факт интересен сам по себе. И уже это название основательно закрепилось за улицей и дошло до наших дней в неизменном виде!
Ну а после этого "лирического отступления" предлагаю начать нашу прогулку.! Маршрут начинается от Литейного проспекта - с места, где улица Жуковского берёт свой начало. И первое здание на нашем пути - дом №2, построенный архитектором Винтергальтером в 1877 году.
Рассказать про этот дом что-то особенное сложно - обычная петербургская эклектика последней четверти 19 века. Хорошая и зрелая архитектура!
Куда интереснее следующее здание (№6), построенное примерно в то же время (в 1880 году) по проекту выдающегося петербургского архитектора Александра Иванова, подарившего нашему городу целый ряд интересных построек - мебелированный дом "Пале Рояль" на Пушкинской улице, доходные дома Манделя и Тузова на Марата и т.д.
Вот и доходный дом Струбинского, возведённый по проекту Иванова, получился очень интересным: симметричный фасад пестрит разного рода украшениями - от выразительных сандриков до массивных полуколонн и кариатид!
Особенно выразительна центральная часть здания, которую архитектор выделил в качестве цельного композиционного элемента, составленного из небольшого эркера, плавно перетекающего в балконы с полуколоннами, из которых "вырастают" фигуры кариатид, поддерживающих следующий ряд, на который зодчий поместил вазоны. А венчает всё это фронтон с парочкой путти - в общем, композиция очень богатая и, пожалуй, даже перенасыщенная деталями. Ну что поделать - петербургская эклектика!
А с другой стороны улицы мы с вами можем наблюдать здание совсем иного толка - доходный дом Брискорна (№7-9): здание куда более скромное в плане декора, и куда более строгое и геометризированное - чего только стоят стройные ряды треугольных сандриков, сочетающиеся со столь же плотно посаженными треугольными фронтончиками на карнизе (иначе этот элемент я назвать не могу).
От этого обилия треугольных форм даже немного рябит в глазах - пожалуй, и тут здание выполнено с лёгким "перебором". Хотя надо признать, что подобное обилие сандриков единой (и простой) формы - отличительная черта архитектора Алексея Веретенникова, образец его архитектурного "почерка", отличающий его работы от построек современников!
Интересно это здание и с точки зрения истории: в одной из его квартир первое время жило семейство Бриков вместе с поэтом Владимиром Маяковским - можно сказать, что их любовный треугольник зародился именно здесь, на улице Жуковского!
Не менее интересен и соседний доходный дом (№11), выстроенный по проекту архитектора Оттона Игнатовича - очень "плодовитого" зодчего, подарившего Северной столице более 30 доходных домов. Правда, фамилия архитектора Игнатовича совсем не на слуху у петербуржцев - а всё потому, что строил он здания малопримечательные, в каком-то смысле рядовые. Вот и доходный дом по адресу Жуковского, д. 11, тоже, казалось бы, не имеет примечательных черт - лишь два массивных прямоугольных эркера по бокам вносят разнообразие в его скромный облик!
Однако по архивным фотографиям можно определить, что раньше доходный дом авторства Игнатовича был украшен двумя шатровыми башенками, венчавшими эркеры. С такой деталью дом смотрелся куда интереснее, однако, по неустановленным причинам, фигурные башенки пропали с дома на Жуковской где то между 1970 и 1980-ми годами.
Продолжаем наш путь в сторону улицы Восстания, которая уже виднеется на горизонте!
Следующий дом в объективе фотоаппарата - доходный дом (№12), построенный по проекту архитектора Гребенка - ещё одного видного мастера эклектики и, возможно, самого продуктивного зодчего Петербурга: на его счету почти 90 самостоятельных построек, которые он умудрился возвести в период с 1844 по 1875 годы! Николая Павловича можно по праву называть одним из главных авторов того самого единого ансамбля жилых домов Северной столицы, того самого "Петербурга Достоевского" - неповторимой и колоритной застройки периода эклектики, ставшей "визитной карточкой" нашего города!
Дом, к слову, располагается на углу Жуковского и Чехова - ещё одной "литературной" улицы, которая, впрочем, получила своё название лишь в 1923 году, но не просто так - в своё время на ней действительно жил Антон Павлович, правда не на постоянной основе: он лишь гостил в доме у книгоиздателя Суворина.
Продолжая литературную тематику района, буквально через сто метров улицу Жуковского пересекает ещё одна улица, параллельная Чехова - улица Маяковского. Название у неё, само собой, советских времён - также как и примечательное здание, расположенное на углу: гимназия №171, построенная в 1950 году советскими зодчими Климентовым и Константиновым. Здание выдержано в стилистике сталинского неоклассицизма, а на его фасады помещены профили выдающихся писателей и учёных: Маяковского, Толстого, Пушкина, Ломоносова, Менделеева, Мичурина и внезапно... Маркса и Ленина!
Очень важно обратить внимание на здания, находившиеся на месте школы до 1950-х годов. Ранее этот участок занимали две постройки: небольшой двухэтажный жилой дом Путятина и не менее скромная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
10 сентября 1941 года, в ходе очередного авианалёта, немцами было сброшено огромное количество бомб, одна из которых угодила прямо в дом Путятина. Взрыв полностью уничтожил здание и расположенный близ него храм. Угол Жуковского и Маяковского опустел.
И лишь через пять лет после окончания войны на месте зияющей дыры было выстроено полностью новое здание школы. Вот такое страшное "эхо войны"...
Зданию, расположенному по диагонали от бывшего дома Путятина, повезло куда больше: оно не пострадало в войну и дошло до наших дней почти в первозданном виде - речь идёт о доходном доме Беккера (№25), построенном ещё в 1881 году по проекту зодчим Николаем Беккером на собственные средства.
Здание сильно отличается от своих соседей-ровесников благодаря оригинальной цветовой гамме и удачному композиционному строю: Беккер "срезал" угловую часть здания, тем самым удачно вписав её в облик перекрёстка и сделав свою постройку максимально органичной!
Однако пора переходить от эклектики к модерну - благо дальше нас ждут сразу два здания в этом стиле, расположенные стена к стене. Поговорим о каждом из них по очереди.
Первое здание (№29) было построено в 1904 году архитектором Игнатием Горленским для самого себя, однако принадлежало здание его жене - Евгении Михайловне Горленской. Что интересно, в данном случае причиной такой записи имущества на жену стали не бюрократические хитрости, а простая логика - данный участок принадлежал Евгении Михайловне ещё до свадьбы, и, вероятно, мог играть роль приданого.
Доходный дом Горленской - образец с одной стороны скромной, а с другой стороны изящной и милой глазу архитектуры модерна: здание, казалось бы, обделено декором, однако сама его композиция - ориентация вверх, нарочито подчёркнутая центральным эркером с плавными и пластичными закруглениями, мотив которых продолжает циркулярное окно и венчающий его изогнутый карниз, поддерживаемый едва видными ажурными кронштейнами. Ну разве не прелесть!?
Сюда же можно отнести и удачную работу с материалом: первые два этажа декорированы специальной кладкой под "камень", тогда как верхняя часть дома покрыта штукатуркой, за счёт чего здание кажется ещё более лёгким визуально!
Отмечу также, что в этом доме, помимо самих Горленских, долгое время (с 1908 по 1931 годы) жил знаменитый писатель Евгений Замятин, считающийся создателем жанра антиутопии! И, по всей видимости, над своим главным трудом - "Мы", Евгений Иванович трудился именно в этом доме!
Не менее интересен (во всяком случае, с точки зрения архитектуры) и соседний доходный дом Дейчмана (№31), построенный архитектором Николаем Каценеленбогеном в 1908 году. Это здание схоже со своим соседом по своему композиционному строю, однако фасад у него ещё более интересен!
Дом Дейчмана выдержан в стилистике северного модерна: на это нам намекает облицовка нижней части здания натуральным грубым камнем, а также характерный декор, выраженный в каменных сандриках (скромных, но выразительных по своей геометрии).
Но особенно радует глаз облицовка верхней части фасада: здесь белая плитка-кабанчик постепенно переходит в глазурованную плитку-квадратиками синего цвета. Подобная игра материала вызывает восторг у любителя архитектуры: казалось бы, не особо примечательное здание, но какая удивительная игра с материалами!
Радует и перекличка эркеров: если правый архитектор Каценеленбоген сделал в привычных для нас формах, то левый как будто специально спрятал от глаз зрителя - он едва выделяется на фасаде, являясь, по сути, небольшим выступом, выпуклостью из стены здания - тоже очень интересный и оригинальный приём!
В общем, дом Дейчмана - истинное украшение улицы Жуковского, которым можно было бы любоваться ещё очень долго, однако нам следует продолжать наш путь.
Следующий объект нашего интереса - доходный дом (№37), построенный по проекту архитектора Григория Карпова (епархиальный архитектор, автор храма у Киновеевского кладбища и целого ряда доходных домов при церквях) в 1878 году. Это здание - очередной пример застройки улицы Жуковского в так называемом стиле эклектика, царившем в архитектуре Петербурга во второй половине 19 века. Скромное, но не обделённое декором - классический пример хорошей петербургской архитектуры тех лет.
А по соседству, буквально в двух домах от работы Карпова, мы можем обнаружить ещё один образец архитектуры модерна - прекрасный доходный дом (№43), построенный по проекту выдающегося зодчего Ипполита Претро: автора доходного дома Путилова (знаменитый "дом с совами" на Петроградской стороне) и доходного дома Перцова на Лиговском проспекте.
Доходный дом на Жуковского куда скромнее вышеперечисленных построек Ипполита Александровича: по своей композиции он схож со многими другими постройками на Жуковского - тут вам и ориентированный по вертикали фасад, и главное визуальное звено фасада в виде центрального эркера. Даже забавно, что дома разных эпох на улице Жуковского имеют между собой столько общих черт!
Но работа Претро интересна для меня и в качестве наглядного примера того, что в Петербурге до сих пор существует выдающаяся школа реставрации, и что в последние годы в городе наблюдается тенденция к преображению исторической застройки.
Взгляните на фото снизу - так это здание выглядело ещё в 2022 году (фото взято с панорам Яндекс карт). А теперь вернитесь чуть выше и сравните с его современным обликом.
Ещё в 2022 году здание выглядело тоскливо и скучно, а эркер был единственной примечательной его деталью. А уже в 2023 году реставраторы провели огромную работу - они не только обновили фасады, они также вернули на них оригинальный декор, утраченный в советское время!
Я часто вижу в комментариях критику состояния исторической застройки Петербурга. К сожалению, в нашем городе действительно всё не идеально, но работа в этой сфере ведётся активная - и сегодня мы с вами увидим ещё один пример потрясающей реставрационной работы! Но не будем забегать вперёд.
Примечателен и ещё один дом, расположенный совсем рядом - речь идёт о работе ещё одного выдающегося архитектора Александра фон Гогена, перечислять работы которого можно очень долго - это и особняк Варгунина на Фурштатской (дворец бракосочетания №2), и дом офицеров на Литейном, и особняк Кшесинской на Кронверкском.
Несомненно, фон Гоген был мастером архитектуры, и умел работать в совершенно разных стилях, однако самые интересные его работы относятся к эпохе модерна. Тем интереснее становится доходный дом на улице Жуковского (№47), перестроенный зодчим в 1901 году. Фактически, это здание стало первым в практике Александра Ивановича в стиле модерн - и лишь затем им были созданы настоящие шедевры этого стиля вроде особняка Кшесинской!
В этой работе отчётливо видна "проба пера" архитектора: здание можно отнести к так называемому "декоративному модерну" - его композиция проста и незамысловата, а от модерна в ней только декор. Но зато какой - истинное буйство растительных мотивов!
Местами даже кажется, что фон Гоген слегка переборщил с "украшательством": помимо растений на фасаде встречаются и другие, ну совсем уж неожиданные персонажи вроде крокодилов с крылышками! Видно, что Александр Иванович пытался выделить свою работу среди соседних зданий - и надо признать, что это у него получилось!
Ну а мы продолжаем наш путь по улице Жуковского, и совсем скоро оказываемся на перекрёстке с улицей Восстания - именно здесь мы можем наблюдать забавный архитектурный ансамбль: друг напротив друга расположились два образцовых здания - справа образец безвкусицы времён брежневского застоя (который отразился, в том числе, и на зодчестве), а слева образец красоты и гармонии времён модерна!
Начнём с плохого. До 1977 года на перекрёстке Восстания и Жуковского располагался скромный двухэтажный домик, который всем своим видом контрастировал с окружающей застройкой. Сложно сказать, как этому домику удалось избежать сноса во время массовой застройки города сначала до революции, а потом в советское время, однако он смог просуществовать вплоть до 1970-х, когда на него обратили внимание городские власти.
Здание было снесено, а на драгоценном участке возвели нечто... Не знаю как вам, а мне данная постройка Ленжилпроекта в самом центре Петербурга кажется вопиющим примером вторжения в историческую застройку.
Здание само по себе выглядит странно: есть предположение, что трёхгранные эркеры, идущие "волной" по фасаду дома, сделаны для улучшения инсоляции внутренних помещений, так как окна здания обращены на север. Впрочем, художественный мотив тут тоже присутствует - вероятно, архитекторы хотели добавить своей постройке хоть какую-то оригинальность! Но странно при этом, что облицовочный материал был выбран такой неудачный - подобная дешёвая плитка даже в спальных районах Петербурга смотрится печально, что уж говорить про центр...
Забавный факт: несмотря на то, что здание построено по индивидуальному проекту, в Петербурге у него есть "брат-близнец" - очень похожий "зубчатый" дом есть ещё и на Тихорецком проспекте, д. 7к2. Конечно, он отличается пропорциями, но идея у этих двух зданий едина. И, надо признать, что в Сосновке подобное здание смотрится куда более удачно, чем на улице Жуковского!
Ну а теперь к красоте. С другой стороны перекрёстка находится один из красивейших доходных домов Петербурга в стиле модерн - доходный дом Бадаева (№53), построенный по проекту двух братьев Косяковых - Василия и Георгия, в 1906 году.
Василий Косяков - один из моих любимых архитекторов, подаривший нашему городу множество шедевров архитектуры: церковь Милующей Божией Матери на Большом проспекте В.О., Богоявленская церковь на Гутуевском острове, Успенский храм на набережной Лейтенанта Шмидта, и главная его работа - Никольский Морской собор в Кронштадте!
Его брат, Георгий Косяков, известен чуть в меньшей степени: помимо совместных работ с братом, я бы отметил также центральную библиотеку Кронштадта, построенную по его проекту. Но помимо архитектуры, Георгий Антонович занимался акварелью и графикой, а также росписью храмов.
Таким образом, можно предположить, что общую композицию здания предложил Василий Косяков, тогда как проработкой деталей декора на фасаде занимался его брат Георгий.
А декор, пожалуй, самая важная часть дома Бадаева! Хотя, конечно, умалять композиционные достоинства дома не стоит: он обращён сразу на две улицы (причём фасад по Восстания длиннее), но его главный акцент отнесён на угол и обращён к перекрёстку. Здесь мы видим интересный приём: от двух эркеров по бокам на угол тянется открытый балкон с ажурными ограждениями, тогда как на сам угол дома Косяковы поместили, скажем так, "плоский" эркер, почти не выступающий из плоскости фасада. Этот эркер явно вдохновлён зданием Московского купеческого банка на Невском проспекте, построенном несколькими годами ранее Леонтием Бенуа - аналогичная форма эркера была применена там впервые, после чего "разошлась" по другим зданиям Петербурга в стиле модерн - коснулась она и дома Бадаева!
Причём эркеры на фасаде разные: есть совсем плоский, есть аналогичный ему, но "заточённый" в квадратный объём (два таких эркера ограничивают угол дома). А есть скромный округлый эркер, сильно отличающийся от своих соседей и формой, и декором - в нём куда меньше стекла, но зато присутствуют украшения в виде майолики и лепнины (обратите внимание на венчающие его фигурные розы).
Говоря о декоре здания, хочется сразу обратиться и к уже поднятой мною ранее теме реставрации. Дело в том, что дом Бадаева прославился своей неудачной реставрацией в 2013 году. Во-первых, здание отремонтировали не полностью: фасад по улице Восстания и угловой объём обновили и покрасили в розовый, тогда как фрагмент дома по улице Жуковского оставили неотремонтированным. Выглядело это очень странно - в таком состоянии дом простоял вплоть до 2023 года.
Но это ещё меньшая из зол. После реставрации обнаружился ляп, на который раньше почему-то внимания никто не обращал: на горельефе, изображающим группу девушек, лицо одной из них было выполнено так, словно лепил его ребёнок! Искажённое нелепой реставрацией советского времени, это "творение" дошло до 2013 года, и в ходе очередной реставрации эту ошибку не исправили, так и оставив девушке на горельефе изуродованное лицо.
Благо эту ошибку исправили в ходе последней реставрации 2023 года, целью которой было исправление всех ошибок прошлого. И на фасад здания наконец-то вернулся адекватный горельеф!
Помимо этого, реставраторы исправили и ещё одну важную неточность из прошлого, всё же сделав здание одноцветным - его фасады окончательно лишились розового цвета, который появился на этом доме уже после развала СССР.
К сожалению, я не нашёл информации о том, каким Косяковы задумывали дом изначально. Но, вероятнее всего, розовых красок они не использовали. Но вообще возвращение старым зданиям исторического однотонного светлого вида - тенденция реставрации последних лет. Таким же образом свой исторический облик получил и особняк Бутурлиной на улице Чайковского. Многие это решение критиковали, но надо признать, что здание должно выглядеть так, как его задумал автор, а более поздние перекрашивания искажают его облик.
Сейчас продолжается реставрация дома Бадаева - обновляют фасад со стороны улицы Восстания. Надеюсь, что уже в следующем году мы сможем полюбоваться этим прекрасным шедевром стиля модерн, который долгие годы всё никак не могут привести в нормальный вид!
Ну а наш маршрут близится к концу: на оставшихся 200 метрах улицы Жуковского нет большого сосредоточения достопримечательностей - я бы хотел отметить лишь дом Хабловской (№59), построенный в 1909 году архитектором Александром Кенелем - сыном знаменитого зодчего Василия Кенеля (автор цирка Чинизелли на Фонтанке).
Дом Хабловского выстроен в стиле модерна, тяготеющего к неоклассицизму - на это указывают пилястры с выразительными капителями ионического ордера.
Интересна и история дома: с 1910 по 1915 годы в нём располагалось главное управление Ачинск-Минусинской железной дороги - частная ветка ж/д в Енисейской губернии. До революции достроить дорогу не успели - её строительство завершали уже в советское время. Данное ответвление ж/д эксплуатируется и по сей день!
Ну а от дома Хабловской до конца улицы Жуковского рукой подать - отсюда уже хорошо просматривается БКЗ Октябрьский, в который упирается улица. Конечно, раньше вид отсюда был куда приятнее - улица Жуковского упиралась в Греческую церковь, снесённую в 1960-х годах.
Сейчас облик этого места, на мой взгляд, значительно ухудшился, но, как говорится, "из песни слов не выкинешь". Так что фотографией БКЗ, сделанной с улицы Жуковского, я и завершаю свой рассказ.
Очень надеюсь, что он вам понравился - мне формат прогулок по отдельным улицам Петербурга приходится по душе. И в грядущем 2025 году я планирую рассказать вам ещё о нескольких улицах Санкт-Петербурга (и даже о двух улицах Москвы)!
Ну а пока лишь могу предложить парочку моих старых статей из этого же цикла: если не читали их - милости прошу!
Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!