Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Хренов: автор самых красивых эркеров Петербурга!

Оглавление

Приветствую всех зрителей моего канала! Сегодня я снова возвращаюсь к теме творческого пути архитекторов Петербурга, и на этот раз героем моего рассказа станет архитектор с довольно неблагозвучной фамилией, но очень интересной жизненной историей и прекрасным творческим наследием - Александр Сергеевич Хренов!

Архитектор Хренов подарил Петербургу более 40 построек, из которых я выбрал для вас 9 самых интересных - с их помощью я постараюсь подробно раскрыть творческий путь Хренова!

Предупрежу вас сразу: эта статья будет достаточно длинной, в ней будет много фактов и фотографий, прошу меня за это извинить - всё-таки такой выдающийся архитектор достоин подробного изучения! Тем более что готовил я её на протяжении нескольких лет (первая фотография была сделана в январе 2021 года, последняя - в апреле 2023).

Ну не буду затягивать, приступим!

Биография

Александр Сергеевич Хренов родился в 1860 году в селе Ветошкино (нынешняя Нижегородская область), в семье землемера, служившего в имении Василия Пашкова. Однако, несмотря на "народное" происхождение, Александр Сергеевич получил хорошее образование: в юном возрасте Хренов поступил в Петербургскую Академию Художеств, которую он закончил с отличием в 1884 году. По всей видимости, родители не жалели средств на обучение своих талантливых детей - брат Александра, Михаил Хренов, тоже получил художественное образование.

Начинал Александр Хренов с административной работы: сразу после завершения учёбы, он поступил на службу главным архитектором Исаакиевского собора. Параллельно с этим, Александр Сергеевич постепенно начинал самостоятельную архитектурную деятельность, однако его первые постройки в стиле эклектики были достаточно простыми и малоинтересными. Но нужно понимать, что этими работами Хренов нарабатывал опыт, который в дальнейшем он использовал при строительстве великолепных доходных домов!

Расцвет творческой деятельности Александра Сергеевича пришёлся на период 1901-1913 годов: за эти 12 лет Хренов возвёл в Петербурге порядка двадцати самостоятельных построек, каждая из которых является выдающимся памятником архитектуры (и именно этот период творческого пути зодчего мы рассмотрим с вами сегодня).

Помимо архитектурной деятельности, Хренов также увлекался живописью. Александр Сергеевич не только писал картины (хотя он преуспел и в этом: так, по заказу Николая II, Александр Хренов создал серию акварелей "Царская охота"), но и преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств, располагавшейся на Большой Морской улице, д. 38.

Уделю также пару слов личной жизни творца - обычно я так не делаю, потому что предпочитаю не лезть в любовные взаимоотношения незнакомых мне людей. Вот и сейчас я хочу уделить внимание лишь детям Александра Сергеевича. Старший сын Александра Сергеевича, Дмитрий, был военным, после революции он принял сторону белых и стал управляющим Чукотским уездом. После поражения армии Колчака он бежал в США через Аляску, где и прожил всю свою оставшуюся жизнь - вплоть до 1952 года.

Другой сын Хренова, Борис, стал художником - после революции он эмигрировал сначала в Китай, а позднее в Сан-Франциско, где и умер в 1972 году в возрасте 78 лет.

Что же касается судьбы самого Александра Хренова, то она сложилась следующим образом: после Октябрьской революции Александр Сергеевич вместе с сыном Дмитрием переехал на Дальний Восток. Вот только он, в отличии от сына, не был связан с военным делом, а продолжал заниматься живописью. В 1919 году Хренов покинул Россию и перебрался в Шанхай, где по его проектам было построено несколько зданий.

Александр Сергеевич так и не смог закрепиться на одном месте: последние годы своей жизни он провёл в разъездах, успев пожить и в США, и во Франции. Жизнь Александра Хренова оборвалась на 56 году жизни - он скончался 13 января 1926, в Париже, где его и похоронили.

Ну а теперь поговорим о творческом наследии зодчего!

Доходный дом Савина

Дата постройки: 1901-1902

Адрес: Невский проспект, 140, Дегтярная улица, 2

Ранее я уже говорил о том, что творческий путь Александра Хренова начинался с эклектики. В этом стиле Александр Сергеевич возвёл более десяти самостоятельных построек, но я решил выбрать для вас самую интересную -доходный дом Савина, расположенный на пересечении главной улицы Петербурга - Невского проспекта, и отходящей от него Дегтярной улицы.

-2

Самая интересная часть этого дома - угловой эркер, выполненный в виде небольшой башенки с фигурным куполом, увенчанным небольшим шпилем. Эта интересная композиция вносит разнообразие в облик Староневского проспекта.

-3

Отмечу также, что в этой постройке выражены любые приёмы архитектора Хренова: выдающийся эркер, играющий роль визуальной доминанты фасада здания, основанию которого уделено особое внимание (оно декорировано лепниной с маскароном). Я обращаю ваше внимание на это из-за того, что эта черта встречается практически в каждой постройке Александра Сергеевича, и является отличительной деталью его построек!

Доходный дом Хренова на Таврической (до Кирочной)

Дата постройки: 1901-1902

Адрес: Таврическая улица, 17

На Таврической улице Александр Сергеевич возвёл целый комплекс сооружений, состоящий из пяти доходных домов: трёх собственных зданий (принадлежавших самому зодчему и его семье) и двух доходных домов, построенных на заказ. Я расскажу о всех них по порядку. И начнём мы с, так скажем, первого доходного дома Хренова.

-4

Наибольшей творческой свободой при проектировании архитекторы того времени обладали в том случае, если строили дом на свои средства: будучи одновременно заказчиками и зодчими, они не боялись экспериментировать и отрабатывать на своих домах новые приёмы, но при этом старались сделать это качественно и органично, дабы не отпугнуть потенциальных квартиросъёмщиков. Так поступил и Александр Хренов, спроектировав свой первый доходный дом в новом на тот момент для России стиле модерн!

-5

Отличительной чертой дома Хренова служат массивные симметричные эркеры квадратной формы - они сильно выбиваются из общего модернового облика здания и выдают в его авторе приверженца стиля эклектики. Да и в целом здание выполнено в этаком переходном стиле: от поздней эклектики к раннему модерну.

-6

Кроме того, интересно и само исполнение этих эркеров: массивный параллелепипед, вырвавшийся из основного массива здания самостоятельной ячейкой, и оформленный при этом изящными оконными проёмами с арочным завершением, ажурной решёткой и двумя маскаронами, изображающими не милые женские личики (как это было принято в модерне), а напротив - суровых бородатых дедушек с резной бородой, напоминающей своими узорами дубовый лист.

-7

В общем, к оформлению фасадов здания Хренов подошёл с присущей ему щепетильностью - Александр Сергеевич проработал каждую мелочь во внешнем виде своей постройки!

Доходный дом Муяки

Дата постройки: 1902-1903

Адрес: улица Восстания, 18, Ковенский переулок, 17

Но самой известной и, можно сказать, программной работой Александра Хренова стал доходный дом Муяки, возведённый им на углу улицы Восстания (старое название улицы - Знаменская) и Ковенского переулка.

-8

У этого доходного дома есть всё то, за что мы любим постройки Александра Сергеевича: начиная с выразительного углового эркера прямоугольной формы, и заканчивая невероятно проработанным декором фасада - у доходного дома Муяки каждый замковый камень - произведение искусства!

И я ничего не преувеличиваю - взгляните на оформление оконного проёма на фото ниже: здесь мы видим маску девушки, выражение лица которой передаёт что-то среднее между страхом и недовольством. И её можно понять - ведь к ней на голову приземлилась сова! Эта крайне необычная композиция стала одним из самых узнаваемых символов петербургского модерна!

-9

При этом сама композиция доходного дома незамысловата: к обеим улицам обращены симметричные друг другу фасады, а на перекрёсток выходит угловой эркер - абсолютно типичный для творчества Александра Сергеевича.

-10

Отдельного внимания заслуживает расстекловка оконных проёмов дома Муяки - окна здесь различаются от этажа к этажу: на первом этаже мы можем видеть простые оконные проёмы, но чем выше будет подниматься наш взор, тем изящнее будет становиться их оформление (и рам, и декоративного окружения самих окон).

-11

Дополняет картину одинокий балкончик со стороны Ковенского переулка: вернее не сам балкон, а его ажурное ограждение, выполненное в виде причудливого растительного рисунка - извивающейся лозы с бутонами.

-12

Кстати, стоит сказать пару слов и об истории дома Муяки. Изначально дом на Знаменской, построенный по заказу Сергея Васильевича Муяки (штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка), должен был стать просто доходным, однако уже в 1905 году часть здания была сдана в аренду Женским чертежным курсам - первому учебному заведению такого профиля для женщин в Петербурге!

-13

Не могу также не отметить одну очень забавную и необычную деталь: на фасаде дома Муяки находится табличка (шрифт и изображение на ней стилизованы под модерн), на которой подробно указано - кто и когда построил этот прекрасный дом!

-14

В этом плане Александр Хренов обошёл всех своих конкурентов по цеху, потому что обычно зодчие не решались увековечивать память о себе в своих постройках настолько открыто. Что ж, Александр Хренов был не самым скромным творцом, и не стесняясь "подписывал" свои творения. Ну а что, художникам так можно, а архитекторам нет?

Доходный дом Бернштейна

Дата постройки: 1904-1905

Адрес: 2-ая Советская улица, 10, 3-я Советская улица, 9

Ещё одна выдающаяся постройка, из-за реставрации которой я неоднократно откладывал выход данной статьи. Но всё же ожидание стоило того, ведь после ремонта доходный дом Бернштейна стал выглядеть так, каким его и построил Хренов в 1905 году!

-15

В доходном доме Бернштейна легко узнается почерк Александра Хренова: всё те же прямоугольные эркеры, тот же балкон с ажурным ограждением, фасад, облицованный "кабанчиком". Да и узоры на фасаде всё такие же интересные!

-16

Однако есть и отличия от привычных нам построек Хренова. Во-первых, фасад дома Бернштейна больше обычного насыщен декором, который вырастает от первого этажа к последнему, и особенно ярко раскрывается под самым карнизом дома.

Во-вторых, мансардный этаж, выполненный в арочных формах - с одной стороны довольно скромный, но с другой - очень красивый и очень изящный!

-17

Ну и "вишенка на торте", на которую редко обращают внимания прохожие: удивительно красивое основание эркера, декорированное лепной композицией, на которой изображены морские мотивы: сказочная рыба, выныривающая из пучин покрытого растительностью водоёма.

-18

Любопытный факт: несмотря на то, что главный фасад здания обращён ко 2-ой Советской улице, здание занимает буквально целый квартал, так что у него есть и ещё один, чуть менее парадный фасад, выходящий на соседнюю 3-ю Советскую.

Фасад по 3-й Советской улице. Фото сделано ещё до реставрации, так что тут вы можете наглядно сравнить: каким был фасад этого доходного дома, и каким он стал после реставрации в 2022 году
Фасад по 3-й Советской улице. Фото сделано ещё до реставрации, так что тут вы можете наглядно сравнить: каким был фасад этого доходного дома, и каким он стал после реставрации в 2022 году

Причём украшен фасад тоже вполне неплохо: пускай наличники здесь и менее роскошные, а также отсутствуют выразительные эркеры, дом Бернштейна всё равно смотрится выгодно на фоне окружающей застройки.

-20

Доходные дома А.С. Хренова и И. Ф. Хреновой на Таврической улице

Дата постройки: 1908-1909

Адрес: Таврическая улица 3-7

Как я уже говорил ранее, Хренов построил несколько собственных доходных домов на Таврической улице. В 1903 году он возвёл первый, более скромный дом, но спустя пять лет, накопив необходимый капитал, он возвёл ещё два здания на Таврической (одно он оформил на себя, второе на жену). Эти доходные дома получились более роскошными и интересными с точки зрения архитектуры - в них отчётливо выделяются те самые черты модерна, которых так не хватало первому доходному дому Хренова!

Стоит отметить, что эти два дома Хренов возвёл в одной стилистике - фасад первого здания как бы плавно перетекает в фасад второго. По большей мере такой эффект достигается путём схожего оформления отделки (белый облицовочный кирпич и керамические вставки зелёных оттенков).

С левой стороны находится доходный дом Хреновой, с правой - дом Хренова
С левой стороны находится доходный дом Хреновой, с правой - дом Хренова

В этих доходных домах Хренов предпочёл лепным узорам и маскаронам грубый гранит - именно этим материалом облицованы наличники и сандрики обоих доходных домов.

Теперь перейдём от общего к частному и поговорим об уникальных деталях каждого из домов. Начну с доходного дома Хреновой, а именно - с её входных групп. С левой стороны расположен въезд во двор, расположенный в арочной нише: сам проезд квадратной формы, зато над ним находится циркулярный оконный проём. А по соседству находится парадный вход в здание, имеющий мало общего с модерном: тут мы видим чисто классическую композицию с двумя колоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Такая вот смесь классицизма и модерна!

А вот дом Хренова примечателен по другим причинам. Его фасад составлен их трёх частей: двух боковых выступов фасада с симметричными эркерами, и центральной части, основа которой отходит от красной линии вглубь участка, но из которой вырывается массивный центральный объём, в котором расположен парадный подъезд дома.

Фасад доходного дома Хренова
Фасад доходного дома Хренова

Ну и отдельное внимание заслуживают эркеры: они тут всё ещё характерны для творчества Александра Сергеевича, однако в этот раз он сделал их ещё более модерновыми за счёт округлых, текучих форм, которые являются одной из главных отличительных черт построек на Таврической.

-25

Доходный дом Щегловитовой

Дата постройки: 1909

Адрес: Таврическая улица, 3

Ну а завершить свой рассказ о работах Хренова на Таврической стоит доходным домом Щегловитовой - единственным зданием, построенным на этой улице не на собственные средства Александра Сергеевича, а по заказу. Стать соседом именитого архитектора, да ещё и иметь дом, построенный им же, захотела Мария Фёдоровна Щегловитова - жена тайного советника и министерства юстиции Ивана Григрьевича Щегловитого.

-26

Александр Хренов спроектировал здание в такой же стилистике, что и предыдущие свои работы, и это было вполне логично - дом Щегловитовой примыкает стена к стене к доходному дому Хреновой, довершая тем самым прекрасный ансамбль зданий в стиле модерн, построенных по проектам Александра Сергеевича. Много ли архитекторов Петербурга могут похвастаться такими целостными ансамблями? Честно говоря, в пору было бы назвать Таврическую улицу - улицей Хренова (по аналогии с той же улицей зодчего Росси), вот только фамилия архитектора слегка неблагозвучна, так что вряд ли это когда-нибудь случится...

-27

Ну и нельзя не отметить, что доходный дом Щегловитовой имеет очень много общих черт с построенными ранее домами самого Хренова: по всей видимости, Александр Сергеевич использовал старые наработки при проектировании новой постройки. Особенно отчётливо это видно в оформлении въезда во двор.

Даже не хочу комментировать убогие пластиковые окна первого этажа (особенно "шедеврален" квадратный стеклопакет в круглом оконном проёме). Просто возникает вопрос - самим людям, живущим в этой квартире, не стыдно было ставить такое убожество?
Даже не хочу комментировать убогие пластиковые окна первого этажа (особенно "шедеврален" квадратный стеклопакет в круглом оконном проёме). Просто возникает вопрос - самим людям, живущим в этой квартире, не стыдно было ставить такое убожество?

Отмечу также, что я упустил из виду пятый дом Хренова на Таврической улице. Сделал я это потому, что если бы я рассматривал ещё и его, то моя статья стала бы совсем уж бесконечной, и мало бы кто дочитал её до конца. Просто скажу вам, что последний дом Хренова выполнен в классических формах, и его внешний облик малоинтересен для ценителей архитектуры (во всяком случае меньше, чем остальные работы Александра Сергеевича на Таврической улице).

Дома Вяземского

Дата постройки: 1910-1911

Адрес: Московский проспект, 4-6

Дома Вяземского - это след от нереализованного градостроительного проекта. Изначально эти постройки Хренова должны были стать пропилеями, которые оформили бы въезд на Вяземскую улицу - с помощью неё хотели облагородить криминогенные "Вяземские трущобы". Однако саму улицу в итоге так и не проложили - помешала Первая Мировая война, зато дома успели построить.

-29

По итогу два массивных доходных дома-близнеца, которые должны были оформлять начало крупной улицы, в наши дни оформляют единственное, что успели реализовать их того проекта: скромный пешеходный переулок, ведущий к главному входу на Сенной рынок (кстати, именно здесь снимали одну из сцен фильма "Брат", в которой данный район тоже показан достаточно криминальным, однако с трущобами 19 века это не идёт ни в какое сравнение).

Не очень то достойная роль для столь масштабных зданий, но что поделать. Благо с Вяземскими трущобами всё равно было покончено и без новой улицы - их снесли в 1920-х годах.

-30

Впрочем, это не умаляет ценности домов Вяземского: они прекрасны и без этой улицы - в конце концов они и так обращены своими массивными башнями к Московскому проспекту!

-31

В этом здании Александр Сергеевич отдалился от привычного для него стиля - скорее всего, таковым было указание заказчиков. Всё таки дома должны были быть триумфальными, контрастирующими с некогда бедствующим районом, располагавшимся на этом месте. Поэтому Хренов и сделал эти здания стилистически близкими к классической архитектуре (но всё ещё с элементами модерна).

-32

Впрочем, облицовка здания плиткой-кабанчиком, а также интересное оформление угловых башен выдаёт в этих постройках руку Александра Сергеевича!

-33

Доходный дом Мартыновых

Дата постройки: 1910-1912

Адрес: Каменноостровский проспект, 22, Большая Монетная улица, 11

Ещё одна интересная работа Александра Хренова, возведённая им на одном из самых красивых проспектов Санкт-Петербурга - на Каменноостровском!

-34

Дом Мартыновых - яркий пример переходного этапа: новым трендом в русской архитектуре становился неоклассицизм, но и модерн ещё не окончательно ушёл с улиц города. А потому многие архитекторы создавали нечто среднее между модерном и неоклассикой - и дом Мартыновых явный тому пример. Общая композиция дома и его облицовка - типичная для архитектуры Александра Сергеевича (то есть, типичная для модерна), однако некоторые детали (такие как пилястры как на фото ниже) выдают в этом здании очевидные классические черты!

-35

Ну и, само собой, здесь Хренов тоже не изменил собственным традициям - самой выразительной частью здания стал его угол, который хоть и не оформлен ни башней, ни эркером, но всё равно выглядит очень интересно!

-36

Дворец Великого князя Николая Николаевича

Дата постройки: 1910-1913

Адрес: Петровская набережная, 2

Одно из последних работ Хренова стало строительство дворца для Великого князя Николая Николаевича Романова. И тут встаёт закономерный вопрос - с чего это Александру Сергеевичу доверили строительство дворца для верховного главнокомандующего Российской Империи - ведь до этого он работал лишь по заказам петербургских домовладельцев средней руки!

Чёткого ответа на этот вопрос нет - возможно, Николай Николаевич познакомился с Александром Хреновым через своего племянника, Николая II, по заказу которого Александр Сергеевич выполнял уже упомянутую мною ранее серию акварелей.

-37

Удивительно, но Хренов стал автором последнего дворца Санкт-Петербурга! Само собой, возводил его он в классическом строгом стиле - как и подобает резиденции высокого государственного деятеля!

-38

При этом само здание не идёт ни в какое сравнение с другими княжескими дворцами Петербурга: сравните его хотя бы с дворцом отца Николая Николаевича, расположенным на площади Труда!

Однако скромные размеры не говорят о том, что дворец хуже своих монументальных собратьев - отнюдь, архитектура этого здания прекрасна!

-39

Впрочем, даже здесь Александр Сергеевич использовал свой излюбленный приём - Хренов скруглил угол, выделив его невысоким, но массивным куполом, в основании которого он нанёс герб Российской империи, придерживаемый двумя орлами!

-40

Заключение

Если вы дочитали статью до этого момента, то я могу восхититься вашим терпением и порадоваться за то, что смог увлечь вас своим рассказом! Просто про такого архитектора, как Александр Хренов, можно написать целую книгу - так что уместить его творческий путь в рамках статьи на дзене трудновато!

Я надеюсь, что сегодня я смог раскрыть для вас личность Александра Хренова и познакомить вас с его самыми выдающимися постройками.

Спасибо за ваше внимание!