Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Сюзор: от простой эклектики до самого известного здания Петербурга в стиле модерн!

Оглавление

В последнее время в своих статьях, посвящённых биографиям и творчеству архитекторов, я рассказывал о малоизвестных петербургских зодчих, стараясь привлечь ваше внимание к их незаслуженно забытым персонам. Но сегодня, в своей первой статье на эту тему в 2021 году, я решил пойти иным путём и рассказать вам о едва ли не самом известном и выдающемся архитекторе Петербурга конца 19 века - Павле Сюзоре (и пускай с его фамилией знакомы не все, но плоды его труда известны любому жителю России)!

Павел Юльевич Сюзор - очень значимая для Санкт-Петербурга личность. Помимо своей богатой архитектурной деятельности, он занимался государственной службой, преподавал в университете и многими другими важными для истории нашего города делами. Сегодня я постараюсь рассказать вам о богатом творческом пути этого выдающегося архитектора, а также поведать вам о других сферах его деятельности, пускай и вкратце.

Ну что ж, приступим!

Биография

Павел Юльевич Сюзор родился 18 апреля 1844 года в семье графа де Сюзора - французского эмигранта, переехавшего в Россию из-за политических гонений в родной стране (он был монархистом, что не очень приветствовалось во Франции после Великой французской революции). Позднее Жанн Сюзор (да, отца Павла Юльевича, как ни странно, звали Жанн - путаница с отчеством связана с иностранным происхождением отца будущего архитектора) преподавал французский язык и уроки французской литературы в элитных учебных заведениях Петербурга. В общем, Павел Юльевич рос в интеллигентной семье, что в значительной степени предопределило его будущее.

Портрет Павла Сюзора. Фото взято из открытых источников сети интернет
Портрет Павла Сюзора. Фото взято из открытых источников сети интернет

С 1860 по 1866 годы Павел Сюзор обучался в Академии Художеств - самом престижном учебном заведении России, основным профилем которого была архитектура. Впрочем, в дальнейшем Сюзор ещё несколько раз повышал свою квалификацию: в Императорском училище правоведения (оттуда он вынес знания, пригодившиеся ему на гос. службе) и в Институте гражданских инженеров.

К архитектурной практике Сюзор приступил почти сразу - в 1870 году в Петербурге появился первый дом по проекту Павла Юльевича. С тех пор он не прекращал своей активной архитектурной деятельности: за 40 лет работы в Петербурге по проектам Павла Юльевича было возведено более 70 зданий и сооружений! При этом Сюзор строил дома совершенно разного назначения: от гостиниц и доходных домов до заводских корпусов и общественных бань (за последнее Сюзора в своё время прозвали "санитарным архитектором" - Павел Юльевич был популяризатором строительство бань с целью исправления плачевной санитарной ситуации в Северной столице).

Но об архитектурных работах Сюзора мы поговорим чуть позднее, а пока что вернёмся к его биографии. А ведь здесь есть о чём рассказать! Дело в том, что при жизни Павел Сюзор отличался активной общественной и социальной деятельностью: помимо упомянутой борьбы за чистоту в Петербурге, Сюзор был известен в качестве благотворителя - по его проектам в городе было построено несколько больниц и иных лечебных учреждений, причём некоторые из этих проектов были разработаны им бесплатно!

Кроме того, Павел Юльевич прославился как выдающийся государственный служащий и финансист: Сюзор прекрасно разбирался в экономике, а потому его часто назначали главой тех или иных государственных управ, в которых он заведовал финансовыми вопросами. Талантливый человек талантлив во всём - эти слова прекрасно подходят Павлу Сюзору!

А ещё Сюзор занимался активной преподавательской деятельностью. На его лекциях выросли многие выдающиеся архитекторы будущего поколения: Гавриил Барановский, Дмитрий Крыжановский, Александр фон Гоген и многие другие зодчие, чьи творения начала 20 века известны практически каждому петербуржцу!

Я немного затянул с регалиями Павла Сюзора, но что я могу сделать - этот человек действительно успевал всегда и во всём! Даже удивительно, как он мог совмещать столь разные сферы деятельности и достигать успехов в каждой из них. И при этом у Сюзора оставалось время и на личную жизнь: Павел Юльевич был женат на дочери русского архитектора Александра Брюллова (брат знаменитого художника Карла Брюллова), Софье Сюзор. У них было двое детей, так что род Сюзоров продолжается и в наши дни (правда уже во Франции).

Павел Сюзор прожил долгую и очень насыщенную жизнь, и умер в 1919 году. Его похоронили на Смоленском Лютеранском кладбище. Крест на его могиле установили, мягко говоря, скромный (такое было время - Гражданская война), но благо, что место семейного захоронения архитектора не было тронуто и дошло до наших дней в целости и сохранности!

Удивительно, но создатели надгробия Павла Сюзора умудрились допустить две серьёзные ошибки: неверное отчество (Юрьевич вместо Юльевича) и ошибочная дата рождения (1848 год вместо 1844). Остаётся надеяться, что в будущем эти ошибки будут исправлены, а на могиле Павла Сюзора будет установлено другое, более подобающее столь выдающемуся человеку, надгробие
Удивительно, но создатели надгробия Павла Сюзора умудрились допустить две серьёзные ошибки: неверное отчество (Юрьевич вместо Юльевича) и ошибочная дата рождения (1848 год вместо 1844). Остаётся надеяться, что в будущем эти ошибки будут исправлены, а на могиле Павла Сюзора будет установлено другое, более подобающее столь выдающемуся человеку, надгробие

Полагаю, что этой "короткой" биографической справкой я уже сильно утомил вас, но что поделать - про жизненный путь такого человека, как Павел Сюзор, нельзя рассказать в краткой форме! Ну а сейчас я предлагаю приступить к основной части моей статьи - к разбору творческого пути Сюзора!

Доходный дом Мальцева / Дом Фролова

Дата постройки: 1870 год
Адрес: Итальянская улица, 37, Караванная улица, 18

Дом Фролова я беру во внимание лишь по одной причине - это первая самостоятельная работа архитектора Сюзора, а значит она очень важна при рассмотрении его творческого пути. В дальнейшем я буду выделять исключительно самые выдающиеся его постройки, ну а пока что стоит оценить то, с чего начинал Сюзор.

-3

Этот дом был построен на рубеже 18-19 веков и до наших дней не дошло информации о том, как он выглядел изначально. В 1870 году молодой и неопытный архитектор Сюзор получил заказ на перестройку этого здания. Современный внешний вид дома был полностью создан Павлом Юльевичем (от старой постройки сохранились лишь сами стены).

Но в целом назвать этот дом особо выдающимся сложно - обычная эклектика, коей в центре Петербурга огромное количество. Впрочем, даже в этой работе проявляется мастерство Сюзора: довольно "скучное" и простое по своим формам здание он сумел обогатить пышным, но не вычурным декором. Прекрасная работа мастера!

-4

Доходный дом Петрова

Дата постройки: 1878-1879
Адрес: Площадь Ленина, 6, Финский переулок, 9

Из раннего творчества Сюзора я решил выделить ещё одно здание, которое выглядит как и многие другие его постройки того времени (впрочем, от этого оно не становится менее красивым), однако оно отличается необычной историей, произошедшей с домом задолго после его постройки.

-5

Если вы когда-нибудь бывали в этих местах (этот дом располагается прямо напротив выхода с пригородных поездов Финляндского вокзала) и проходили мимо дома Петрова, вам точно могло показаться, что у него будто бы чего-то не хватает - как будто от него внезапно оторвали кусок, оставив дом в некотором роде "калекой". И это действительно так.

-6

Дело в том, что изначально здание выглядело иначе: Сюзор придал ему форму сектора, выведя закруглённую сторону прямо к главному входу на Финляндский вокзал (в те времена вокзал был обращён к Боткинской улице, следовательно и вокзальной площадью являлось место, на котором в наши дни располагается трамвайное кольцо). Но вот незадача - в наше время дом немного укоротили, так что фасад здания получился несимметричным, что немыслимо для архитектуры того времени. Так куда делась южная часть здания, на месте которой в наши дни расположена автомобильная стоянка?

Из-за сноса корпуса здания теперь на улицу выходит бывший "двор-колодец", полностью заставленный машинами
Из-за сноса корпуса здания теперь на улицу выходит бывший "двор-колодец", полностью заставленный машинами

Многие могли подумать, что дом Петрова пострадал в дни блокады и его решили не восстанавливать в первозданном виде. Но нет, всё куда более странно: эту часть здания просто напросто снесли в конце 1970х годов. Насколько мне известно, снос был связан с трещиной в доме, которая пошла то ли после строительства нового корпуса Финляндского вокзала, то ли по каким то другим, неизвестным мне причинам.

Бани Овчинникова / Пушкарские бани

Дата постройки: 1876-1880
Адрес: улица Большая Пушкарская, 22

В качестве примера утилитарной постройки я выбрал симпатичное здание бань Овчинникова, расположенных на Большой Пушкарской. При этом стоит заметить, что Сюзор построил порядка 10 бань в разных частях Петербурга: в какой-то момент бани стали одним из главных направлений его деятельности (если не брать во внимание сферу строительства жилых домов).

-8

На самом деле, Сюзор занимался очень важным для Санкт-Петербурга делом - к концу 19 века в нашем городе остро стояла проблема водоснабжения: в доходных домах практически не было ванн, а потому город остро нуждался в санитарных постройках вроде банных комплексов. Кстати, не стоит думать, что бани по проектам Сюзора предназначались для обычных людей - нет, в них мылись обеспеченные квартиросъёмщики и даже владельцы доходных домов! А потому и бани были роскошными: паровое отопление, бассейны и прочие черты, присущие современным элитным баням и саунам!

Что касается архитектуры здания, то тут можно отметить лишь один факт: Сюзор был мастером не только эклектики, но и кирпичного стиля. Здание Пушкарских бань получилось очень стильным не смотря на отсутствие декора. В этом и выражается талант архитектора - сделать красивой даже утилитарную постройку из кирпича!

-9

В наше время от Пушкарских бань остался лишь главный фасад: за кирпичной стеной 19 века располагается современное здание бизнес-центра, умело замаскированное под памятник архитектуры (с первого взгляда и не скажешь, что от бань осталась только "обёртка", а содержание безвозвратно утеряно).

Доходный дом Егорова

Дата постройки: 1883-1884
Адрес: улица Восстания, 35а, улица Некрасова, 40а, Басков переулок, 33а

Пожалуй, именно этой постройкой Сюзор положил начало новому "витку" своей творческой деятельности: строительству роскошных зданий с обилием разного рода статуй и прочих и барочных декоративных украшений (до этого постройки Павла Юльевича выглядели гораздо скромнее).

Вид на дом Егорова со стороны улицы Некрасова
Вид на дом Егорова со стороны улицы Некрасова

Доходный дом Егорова поражает своими объёмами: он занимает огромный участок между улицей Некрасова и Басковым переулком, а его лицевой фасад выходит на улицу Восстания. При этом все фасады здания украшены в равной степени, так что с какой бы стороны вы не подошли к этому доходному дому, он в любом случае поразит вас своей роскошью!

-11

Кроме того, доходный дом Егорова играет роль основной доминанты улицы Восстания: крупные башни-эркеры, расположенные на обоих углах здания, привлекают внимание любого прохожего, идущего по этой улице. И при этом неважно - в какую сторону он идёт!

Любопытно, что основанием эркера служит крупный балкон - довольно необычный приём (особенно для архитектуры времён эклектики)
Любопытно, что основанием эркера служит крупный балкон - довольно необычный приём (особенно для архитектуры времён эклектики)

Кстати, особую выразительность угловым эркерам придают расположенные по обе стороны от них кариатиды, стоящие парами и поддерживающие закруглённые фронтоны.

Дом Егорова со стороны Баскова переулка
Дом Егорова со стороны Баскова переулка

Нельзя не обратить внимания и на общий облик фасадов здания - он прекрасен! Особенно мне нравится то, как Сюзор исполнил сандрики: на одном этаже оконные проёмы обрамляют горельефы грифонов, на другом - маскароны симпатичных девушек, а порой здесь встречаются и гербы с изображением инициалов хозяина дома - купца первой гильдии Ефима Егорова.

-14

В общем, дом купца Егорова - знаковая постройка как для Сюзора (эта работа стала одной из самых ярких в творческой карьере архитектора), так и для всего Петербурга в целом (подобных доходных домов с необычным пространственным положением и шикарно декорированными фасадами в Северной столице не так уж и много)!

Дом Первого Общества взаимного кредита

Дата постройки: 1888-1890
Адрес: набережная канала Грибоедова, 13

Как известно, самые роскошные здания Петербурга 19 века были построены либо на деньги государства, либо на средства банков и обществ взаимного кредита. Но это и не удивительно - и тем, и другим нужно было демонстрировать своё богатство, свою презентабельность.

-15

Дом первого общества взаимного кредита на канале Грибоедова совсем не похож на банк - больше это здание напоминает ратушу в каком-нибудь европейском городке: во многом такой эффект создаётся из-за характерного пирамидального купола, а также из-за обилия различных скульптур на фасаде. В общем, не здание банка, а настоящий дворец!

Павел Сюзор был не просто талантливым архитектором, но ещё и гениальным инженером! Вот могли бы вы подумать, что такой необычный и красивый купол в этом здании играет роль... воздуховода? Вот таким хитрым образом Сюзор превратил чисто утилитарную деталь в произведение искусства!
Павел Сюзор был не просто талантливым архитектором, но ещё и гениальным инженером! Вот могли бы вы подумать, что такой необычный и красивый купол в этом здании играет роль... воздуховода? Вот таким хитрым образом Сюзор превратил чисто утилитарную деталь в произведение искусства!

Кстати, к декоративному оформлению здания Сюзор привлёк лучших мастеров своего дела: скульптурные композиции были созданы
Александром Опекушиным (пожалуй, главным скульптором Петербурга того времени) и Давидом Йенсеном (с ним Сюзор сотрудничал регулярно - многие другие скульптуры на домах, построенных Павлом Юльевичем, были созданы Йенсеном). Ну а мозаичную надпись в верхней части здания создал Александр Фролов - представитель знаменитой династии мозаичистов Фроловых!

-17

Доходный дом Ратькова-Рожнова

Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Кирочная улица, 32-34

Павел Сюзор неоднократно сотрудничал с семейством Ратьковых-Рожновых: в Санкт-Петербурге есть три доходных дома этой семьи, возведённых по его проекту (на канале Грибоедова, на улице Пестеля и на Кирочной улице). Я рассмотрю лишь один из них, самый роскошный и выдающийся, построенный по заказу Анания Владимировича Ратькова-Рожнова (сына тогдашнего городского главы Петербурга).

-18

Всем своим видом доходный дом как бы говорит прохожим: "меня построили по заказу влиятельного и богатого человека"! И это правда - Ананий Ратьков-Рожнов в своё время считался одним из влиятельнейших людей Петербурга: он занимал должность предводителя Петербургского дворянства! Разумеется, амбиций у такого человека было много, а потому его доходный дом выглядит как дворец!

-19

Самой известной чертой доходного дома Ратькова-Рожнова можно назвать уникальные по своему виду высокие арки в 4 этажа высотой - с помощью них Сюзор связывает внутренний двор здания с улицей, так что двор перестаёт казаться колодцем и сливается с ней в одно целое!

Позднее эту задумку Сюзора разовьёт другой выдающийся зодчий Петербурга - Фёдор Лидваль: его "Толстовский дом" занимает целый квартал между улицей Рубинштейна и рекой Фонтанкой, но при этом его дворы больше напоминают полноценную улицу, нежели типичные питерские дворы-колодцы. Такой эффект достигается с помощью точно таких-же высоких арок (вот только у Лидваля их несколько, а у Сюзора лишь одна).

-20

Нельзя не обратить внимания и на фасад дома Ратькова-Рожнова - он прекрасен! Стены здания обильно украшены различными архитектурными деталями: атлантами, статуями, пилястрами и полуколоннами, замковыми камнями и т.д.

Кроме того, в украшении дома Ратькова-Рожнова Сюзор использует свой излюбленный приём - нижние этажи здания он облицовывает "рустовкой": речь идёт о рельефной каменной кладке, разделяющей стены здания на характерные горизонтальные полоски.

-21

Кстати, хочется отметить и прекрасный внешний вид здания в наши дни - его фасады выглядят так, будто бы дом построили несколько лет назад. Поэтому раньше мне всегда казалось, что этот дом - очень удачная новостройка. Ан нет - просто это работа действительно талантливого архитектора из прошлого!

Дом компании "Зингер"

Дата постройки: 1902-1904
Адрес: Невский проспект, 28А, канал Грибоедова, 21А


Ну а истинным "магнум опусом" Павла Сюзора стала работа в нехарактерном для него стиле модерн - речь идёт о знаменитом доме компании "Зингер", который так сильно критиковали современники, и который стал едва ли не самым главным украшением Невского проспекта в наши дни!

-22

На рубеже 19 и 20 веков американская компания "Зингер" была крупнейшим поставщиком бытовой техники в мире! Особенно сильно компания прославилась в качестве производителя швейных машинок - они были распространены по всей Европе, и Россия не стала исключением!

В какой-то момент популярность техники "Зингер" в России достигла таких масштабов, что компания решила устроить в столице империи собственный офис, и не где нибудь, а в самом сердце Петербурга - на Невском проспекте! Более того, изначально компания планировала возвести на Невском многоэтажный небоскрёб (аналогичный небоскрёбу компании в Нью-Йорке), но от этих идей им пришлось отказаться - в Петербурге на тот момент существовал строгий градостроительный регламент. Впрочем, компании всё равно удалось обойти его: согласно закону того времени, здание не должно было превышать определённой высоты, но в расчёт шёл лишь последний этаж, тогда как башни и шпили под это правило не подпадали. Потому то архитектор Сюзор и увенчал дом компании "Зингер" крупным стеклянным куполом, завершённым скульптурами, держащими на своих руках шар, символизирующий весь мир (этот символ означает то, что компания "Зингер" распространяет свою продукцию по всему земному шару)!

Ещё один очень интересный факт заключается в том, что изначально американцы хотели сделать своё здание в форме швейной машинки. Но против этого выступил сам Павел Сюзор - строить такую откровенную пошлость на главном проспекте России было бы настоящим преступлением!

Но, дабы удовлетворить желания заказчиков, Сюзору всё же пришлось поместить на фасад здания изображение главной продукции компании - швейную машинку. Но сделал он это достаточно элегантно - он вложил её в руки одной из скульптур на фасаде, тогда как другая обзавелась копьём (по задумке архитектора, скульптура с копьём символизировала тяжёлую промышленность, тогда как скульптура с машинкой демонстрировала основное направление деятельности владельца здания).

-24

Ну а если говорить о здании в общих чертах, то здесь стоит отметить, что дом компании "Зингер" стал одной из самых удачных и известных работ Петербурга в стиле модерн: невероятно роскошное здание, фасад которого украшен, пожалуй, даже слишком богато для модерна (причиной этому служит и барочные предпочтения архитектора Сюзора, и желание компании "Зингер" выделиться и продемонстрировать свою мощь и богатство петербуржцам).

-25

Кстати, с советских времён и по наши дни в бывшем доме компании "Зингер" размещается Дом книги - крупнейший книжный магазин Санкт-Петербурга. Ну а на верхних этажах всё ещё находятся офисы - только теперь они принадлежат не швейной компании, а владельцам социальной сети "Вконтакте" (забавно, что теперь под стеклянным куполом располагается компания, связанная с интернетом - таким образом, земной шар на вершине купола становится ещё более ярким символом)!

Заключение

Павла Юльевича Сюзора можно безо всяких сомнений называть главным архитектором Санкт-Петербурга последней четверти 19 века. Этот человек подарил нашему городу огромное количество различных построек: начиная с обычных бань и заканчивая прекрасными доходными домами и крупнейшими банковскими зданиями.

Как мне кажется, фамилия Павла Сюзора должна закрепиться в памяти жителей Петербурга (а, быть может, и всей России) на ряду с другими знаменитыми петербуржцами, прославлявшими наш город своими прекрасными трудами. Да и в самом деле - почему все знают имена великих писателей или композиторов, но при этом многие забывают о людях, работавших в той сфере культуры, которая окружает нас каждый день!

Сегодня я постарался напомнить вам об одном из творцов Северной столицы - о человеке, который не только создавал облик нашего города, но и ратовал за его развитие (всё-таки Сюзор был одним из первых архитекторов, поднявших вопрос о санитарных проблемах тогдашней столицы России). Очень надеюсь, что из моей статьи вы узнали для себя что-то новое! Ну а если вы хотите почитать о других выдающихся русских архитекторах, тогда могу рекомендовать следующие мои статьи на эту тему: