Найти тему
Добро.Медиа

Борец за мир, пророк и «антихрист»: что значат картины Николая Рериха

   Борец за мир, пророк и «антихрист»: что значат картины Николая Рериха
Борец за мир, пророк и «антихрист»: что значат картины Николая Рериха

Шаманы, воины, повелительницы мира, мрачные сюжеты русской старины и горы: ультрамариновые, кислотно-розовые, флуоресцентные… Почему картины Николая Рериха – такие? Зачем он использовал такие неестественно-яркие цвета? Что хотел сказать своими картинами? Разбираемся с экспертами в пятиминутном гайде Добро.Медиа.

   Николай Рерих, "Автопортрет", фото: Рериховское наследие
Николай Рерих, "Автопортрет", фото: Рериховское наследие

150 лет назад родился Николай Рерих – художник-пророк, который основал университет в Гималаях и стал идеологом «Пакта Мира». Чем был знаменит этот таинственный человек, за что его считали «антихристом» и как понять его творчество, читайте в Добро.Медиа.

Первая подсказка про картины Николая Рериха: синтез противоположностей

«Многослойность – яркая черта картин Рериха, – рассказывает основатель консалтингового агентства в сфере искусства «Knower Create» и куратор студии мультимедиа «CATS Digital» Кристина Олешкевич. – В её основе – синтез различных, где-то полностью противоположных, культурных, философских и художественных влияний. Русская, восточная культура, модерн и вызовы XX века – всё это можно найти на его картинах».

Первый «слой» творчества Рериха – русская культура. Сын известного нотариуса, Николай проводил каникулы в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь он познакомился с археологом Львом Ивановским и помогал ему в раскопках местных курганов. Местные жители рассказывали мальчику былины, предания и народные сказы. Истории старины так впечатлили Рериха, что он стал их записывать и зарисовывать.

   Николай Рерих, "Гонец", 1897 год. Дипломная работа художника в Академии
Николай Рерих, "Гонец", 1897 год. Дипломная работа художника в Академии

Способности Николая заметил друг семьи, скульптор Михаил Микешин. Он стал его учить, но отец был против: хотел, чтобы сын был нотариусом. Выбирать Николай Рерих не стал: поступил и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, и в Императорскую Академию художеств.

Студентом Рерих продолжил ездить на раскопки, а в 1903 году отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины. По тем временам – серьёзный подвиг.

«В 1905-1907 годах Рерих совершает путешествие по Италии, Швейцарии и Финляндии. Вдохновение от созерцания работ итальянских мастеров Раннего Возрождения – Дуччо, Джотто и Фра-Анджелико – привнесло в живопись Рериха фресковую ясность и чистоту», – считает искусствовед Наталья Леванова.

Сам Рерих говорил, что всегда стремился познать истину, но за страсть к оккультизму его в молодости отлучили от церкви, а в народе даже называли «антихристом».

Первые картины Николая Рериха – «в русском стиле», классической манере письма и мрачноватой цветовой гамме. Но вскоре это изменилось. И повлияли на это художественные направления и стили, которые тогда господствовали.

Вторая подсказка про картины Николая Рериха: яркие цвета и свечение

«Рерих творил в эпоху, когда символизм и ар-нуво активно влияли на искусство. Художники искали новые способы выражения чувств, идей, философии. Так поступил и Николай Рерих», – замечает Кристина Олешкевич.

Искусствовед Наталья Леванова подчёркивает: картины Николая Рериха относят к направлению символизма, стилю модерн. О том, что это за стиль, мы уже писали в Добро.Медиа. Но сам Рерих определял своё творчество как «героический реализм».

   Николай Рерих, "Илья Муромец", 1910 год. Фото: gallerix
Николай Рерих, "Илья Муромец", 1910 год. Фото: gallerix

Рерих прибегал к ярким цветам, чтобы передать эмоциональность и глубину сюжетов. Цвет – важный элемент символизма как направления, объяснила Добро.Медиа художница Бетельгейзе.

«Эпичность, аллегоричность сюжета и символичность цвета – черты, по которым узнаете картины Николая Рериха, – говорит Леванова. – Его творчество разнообразно и по технике, и по сюжету, и по композиции. Но все его работы отличает лаконизм и ясность линий, чистота цвета и музыкальность, простота выражения и правдивость. Они будто светятся изнутри».

По словам искусствоведа, контрасты и чистые яркие пигменты темперы помогали Рериху создавать ощущение света. В необходимости более ярких красок художника убедила его жена, Елена Ивановна. В 1900 году Николай писал ей из Парижа, что некоторые критики упрекают его за тёмный тон ранних картин, и благодарил за влияние на его работу.

   Николай Рерих, «Заморские гости», 1901
Николай Рерих, «Заморские гости», 1901

Полотно «Заморские гости» откроет цветовую гамму, которую позже назовут «рериховским колоритом». В 1908 году в статье «Радость искусству» художник пишет о «декоративности как единственном пути и начале настоящего искусства» и о «единственном назначении искусства – украшать».

Правда, скоро жизнь подбросит такие вызовы, что Николай Рерих сам же опровергнет этот тезис.

Третья подсказка про картины Николая Рериха: путь к миру

Большинство работ художника начинается со второго плана, замечает Наталья Леванова. При этом первый план словно остаётся за нижней рамой картины. Это позволяет избежать лишних подробностей и передать «взгляд Вечности с неземной высоты, когда становятся ненужными мимолётные впечатления и подробности и сиюминутные переживания», подчёркивает искусствовед.

   Николай Рерих, "Песнь о Шамбале", 1943
Николай Рерих, "Песнь о Шамбале", 1943

«На творчество Рериха сильно повлияли Первая мировая и Вторая мировая войны, – говорит художница Бетельгейзе. – Впечатления от этих событий находят отражение в его работах через темы мира и борьбы».

В 1914 году художник осознаёт хрупкость мира и обращается к духовным поискам. На мировую трагедию накладывается и личная: в 1916 году из-за тяжёлой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию. После революции 1917 года «земля охотников» закрыла границу с Россией.

Несмотря на успех за границей, Рерих начал новые духовные поиски. В 1920 году он встретился с философом Мориа, которого назвал Великим Учителем, и погрузился в мир Востока. Пять лет художник с женой странствовал по Центральной Азии, искал в Тибете мифическую страну Шамбалу. С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. За 12 лет он написал более тысячи картин и даже основал университет в Гималаях.

   Николай Рерих, «Гималаи», 1933
Николай Рерих, «Гималаи», 1933

«Многие гималайские пейзажи написаны Рерихом с натуры и практически в один приём. Именно в природе художник находил и улавливал великолепную игру и сочетание красок, удивительные эффекты свечения», – объясняет Кристина Олешкевич.

Искусство призвано преображать мир и открывать сущность действительности – к такому выводу пришёл Николай Рерих. Современники и последователи называют его пророкам. Накануне мировых войн Николай создавал работы о баталиях русского Средневековья, перед переломными сражениями писал картины, которые предвещали исход битвы. Например, накануне обороны Сталинграда появилось его полотно «Победа».

   Николай Рерих, "Победа", 1942
Николай Рерих, "Победа", 1942

С конца 1920-х годов Николай Рерих работал над «Пактом Мира». Философ мечтал, что международный документ поможет сохранить исторические памятники, учреждения искусства и науки во время войн.

Символом «Пакта Рериха» стало «Знамя мира» – белое полотно с тремя красными кругами, заключёнными в окружности. По замыслу художника, это – олицетворение прошлого, настоящего и будущего, которые сливаются в вечность. Документ подписали представители 39 стран, среди которых – СССР и США. Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира.

«Как бы ни ссорились, как бы ни озверели люди, они всё же объединённо замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери», – считал творец.

   Николай Рерих, "Матерь Мира", 1924, "Мадонна Орифламма", 1932
Николай Рерих, "Матерь Мира", 1924, "Мадонна Орифламма", 1932

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор, но его влияние ощущается в живописи, театре, музыке и других формах искусства. Галерист Кристина Олешкевич считает, что сейчас появилось много последователей идей Рериха.

Картины Рериха знамениты не только благодаря эстетике, но и благодаря глубинной философии. Поэтому они продолжают вдохновлять людей по всему миру спустя десятилетия.

Ранее редакция Добро.Медиа писала, чем отличаются ар-нуво и ар-деко и рассказывала о секретах мастерства архитектора Гауди.