В школу Тим пошел в пять лет. В подготовительный класс.
Мы живем в Канаде.
В школах инклюзивное образование.
Дети в школу идут по возрасту.
Ребенок не остается на второй учебный год. Учится по той программе, которую может освоить.
Сейчас Тиму 8 лет.
У него аутизм.
Учится в третьем классе.
И это наш четвертый год в школе. Почему наш? Потому что oперaция под названием «Школа», так или иначе, затрагивала всю семью.
Пережили многое. От полного неприятия, ору, криков, матов, пинков и прочего, прочего… до сегодняшнего благодатного дня.
В прошлом году Тим учился в библиотеке. У него там был свой оборудованный закуток. Он сидел в тишине. Никто его не нервировал и не раздражал. Его окружала любимая среда, которая помогает успокоиться - книги.
Переодически Тима водили в класс, но, когда он уставал, ему давали возможность вернуться в свой маленький закуток в библиотеке.
В этом году в сентябре Тим начал ходить в школу на полдня. С утра уезжал на школьном автобусе вместе с сестрами, а в обед я его забирала на машине.
Всем очень быстро стало очевидно, что Тим может остаться в школе на весь день. И он остался. Более того, октябрь месяц, он все еще учится в классе. Не уходит в свою библиотеку. Но и это, оказывается, не придел. Тим начал ходить на уроки музыки. И это впервые за все годы пребывания в школе. Раньше он даже не заходил в класс.
Что тут говорить, учительница музыки счастлива. Такое достижение! Тим пришел к ней на урок!
На физкультуре Тим тоже выдерживает от звонка до звонка. Раньше ему позволительно было выходить из спортзала. Позволительно и сейчас, но он не выходит.
Старшая сестра часто играет на уроке физкультуры в подвижные игры с младшими классами. В том числе и с Тиминым. Говорит, он понимает правила игры. Следует им. Участвует с удовольствием.
Каждый день после школы, я спрашиваю Тима, плакал ли он сегодня. Отвечает, что нет.
Ах, да! Еще Тим начал ходить гулять на улицу во время переменки. В Канадских школах такое правило, все младшие классы идут гулять практически в любую погоду. Ходили все. Тим оставался в школе.
И вот, в этом году, он начал мне рассказывать, что ходит гулять с друзьями.
Учительница непрестанно шлет мне смс от том, какой Тим молодец и как справляется.
Уточню, что задача номер один в школе была не академические знания для Тима, а социально-приемлемое поведение. И вот, кажется, мы этого добились.
Недавно мне написала наш поведенческий специалист, которая занималась с нами весь прошлый учебный год, не хотим ли мы снова организовать с ней встречу? И что я ответила? Нет. Не хотим. Спасибо, конечно. Но темы исчерпаны. Кажется, мы пришли к моменту, когда у нас не стало проблем, которые можно было бы обсудить с поведенческим психологом.
И, казалось бы, самое время радоваться!
Но тут на сцену выходит Эля.
Эле пять лет.
Она наш шестой, младший ребенок в семье.
У нее тоже аутизм.
Да. Исполняется Эле пять лет. И она тоже, по законам Канады, отправляется в школу. В подготовительный класс.
В первый учебный день я проводила ее утром и в обед забрала домой. Но было все так прекрасно, что ее тоже решили оставлять на весь день.
Очень быстро, кажется, Эля поняла, что эта тягомотина на 13 лет. И перестала желать идти в школу.
Всеми фибрами своей души перестала желать. Настолько сильно, что уже третий день не ходит вообще.
У меня не хватает ресурса ее утром одеть и запихать в автобус.
Да, с Тимом мы и такое проходили. Когда в автобус его в буквальном смысле слова, просто запихивали.
Но Эля оказалась более крепким орешком. Ее так просто не возьмешь.
На сегодняшний день мы сделали Эле календарь с днями посещения школы и ее выходными.
Школа с нами на связи. Пишут и спрашивают, чем они могут нам помочь. Предлагают приводить Элю не с утра, а чуть позже.
Учительница говорит, что в течении дня у Эли хорошее поведение и настроение.
Мне же Эля объясняет ее нежелание идти в школу тем, что ей страшно.
Думаю, она на столько сильно стесняется, что ею овладевает страх перед незнакомыми людьми.
Маша каждое утро идет вместе с ней в класс и находится там какое-то время. Потом Эля ее отпускает и Маша уходит на свои уроки.
По расписанию школа у нас завтра. И пока мне самой страшно, что ждет меня утром.
Остается только набраться терпения и ждать, что мы это одолеем. Ведь с Тимом смогли)