Заметил, что люди, аргументируя ту или иную позицию, неосознанно ошибаются (как минимум не точны) по одной простой причине: они путают, смешивают или не до конца понимают понятия Веры, религии и Церкви.
Но для любого разговора важно определиться в понятиях.
Эта статья как раз об этом.
Вера.
С понятием Веры обычно проблем не возникает. Это "самое простое".
Вера возникает там, где появляется предмет Веры - явление, событие, идея, в которые люди верят по тем или иным причинам (для них достаточным и/или убедительным).
Но очень часто слова "Вера" и "религия" не правильно используются - как синонимы. На самом деле они близки друг другу, но не тождествены. Я бы даже сказал, что отличия подчас кардинальны.
Например, пары словосочетаний "Христианская Вера" / "Христианская религия" или "Православная Вера" / "Православная религия" - говорят о разных явлениях. И употреблять их нужно в правильном контексте.
Нашумевший закон об "Оскорблении чувств верующих" не случайно так называется. Он не сформулирован как "Оскорбление религиозных чувств". И это не просто так. Потому что это разные понятия.
Для того, чтобы окончательно понять, что такое Вера - нужно внимательно прочитать Символ веры (не символ религии!) - краткое изложение основ христианской Веры.
Прочитав этот текст, можно понять во что христиане верят. Если сократить (несколько вольно, т.к. на самом деле там больше нюансов и важно каждое слово): Бога, вочеловечевшегося ради нас, распятого и воскресшего Сына Божьего Иисуса Христа, второе пришествие, святого Духа, Церковь, Крещение, воскрешение мертвых и жизнь после воскрешения.
А если вдумчиво его проанализировать, то можно увидеть чего нет в Вере.
Но есть в религии. Думаю, все уже догадались, что речь о внешней стороне.
Религия.
Вера без дел мертва - говорит апостол Иаков.
Обычно, это высказывание трактуется, как необходимость помогать ближнему. Но в ней можно увидеть и другой подтекст, а именно - необходимость религии.
Для этого нужно обратить внимание на предложение из послания апостола Иакова, предшествующее фразе "Вера без дела мертва":
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Из нее буквально вытекает необходимость религии. Ведь если и бесы, и человек веруют в Бога, то в чем разница? В добрых делах людей и злых делах бесов? Нет, ведь добрые дела можно свершать и без Веры или не из-за Веры.
Разница в том, что бесы не хотят соединиться с Богом. Они не идут ему навстречу.
Само слово религия происходит от латинского Ligare, т.е. связывать, и Re - обратно, опять, снова. Дословно Religare можно перевести как "снова связать", "вновь связать", т.е. заново установить связь с Богом.
В этом смысле в христианстве есть два таинства, напрямую нацеленные на соединение с Богом - это крещение и причастие (причащение - становление частью, воссоединение, приобщение).
Таким образом, необходимость религии для верующего человека очевидна: ведь мало верить в некую высшую реальность и благо, нужно прилагать усилия, чтобы соединиться с ней. И в этом состоит смысл и вся суть религии.
Другими словами религия - это теория и практика соединения с Богом.
К религии относятся: вероучение и его толкование, богослужения (служба, свершаемая священнослужителями), таинства, обряды, молитвы и т.д.
Недаром существует такое понятие, как религиозный опыт - опыт встречи, общения, касания высшей реальности, ощущение божественной силы, божественного участия в судьбе. Это именно религиозный опыт (не "опыт Веры"), т.е. опыт, получаемый путем деятельных попыток прикаснуться к другой реальности.
Церковь.
На первый взгляд, из вышесказанного ясно вытекает, что Церковь нужна для претворения религии в жизнь. Если религия - это "транспорт" к Богу, то Церковь - "водитель". Ведь должен же кто-то свершать таинства и обряды и направлять верующих на их пути к Богу?
И это несомненно так. Но этого недостаточно, для полного осознания смысла Церкви, как его понимают христиане.
Давайте немного отмотаем историю.
Христос однажды сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20).
Но, уже здесь есть важное отличие, Церковь не появляется там, где просто собрались некоторые люди, которые верят во Христа. Такие собрания известны, как секты.
Нет, Церковь создана Христом. И он об этом прямо сказал:
Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
То есть, не люди создали Церковь, куда призывают Бога и где пытаются с ним соединиться, а Бог создал Церковь, в которую призывает людей.
И войти в нее можно только через таинство Крещения - "второго", духовного рождения, и оставаться там - соединяясь, причащаясь со Христом.
Таким образом, Церковь - это собрание, возглавляемое Иисусом Христом, соединенное между собою верою и любовью к нему.
Первый импульс создания иерархии в Церкви также дал Иисус Христос, выделив 12 апостолов из числа своих учеников и наказав им:
Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15).
Именно от апостолов, первых церковных иерархов, ведет свою традицию Церковь.
Известно, что посвящение в епископы и священники происходит через таинство рукоположения. Именно так апостолы рукополагали первых епископов на местах. И современные епископы и священнослужители могут отследить передачу благодати от апостолов к ним, отматывая назад десятки тысяч рукоположений.
Потому Церковь - это, в первую очередь, не земная организация, а двухтысячелетний сверхъестественный организм, пронизанный духовной традицией.
Посудите сами, земная организация ограничена живущими ныне людьми. Христианская Церковь мало того, что признает Иисуса Христа главой Церкви, но и включает в ее состав всех ветхозаветных праведников, живущих и умерших православных христиан и даже ангелов.
Но у Церкви есть и третий смысл, кроме таинств и сохранения учения, хотя именно эти два важнейших аспекта создают церковную иерархию.
Дело в том, что вертикального измерения недостаточно, чтобы встретить Бога. Одному конкретному человеку недостаточно приходить к священнослужителю, свершать таинства и читать Библию.
Церковь создана в том числе из необходимости горизонтального измерения - "столкновения", общения верующих между собой.
Если первая заповедь - это Любовь к Богу, то вторая - Любовь к ближнему. И первая заповедь неотделима от второй. Невозможно любить Бога, не любя ближнего.
Это удивительно, но, чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг друга: вертикального общения не случится без горизонтального.
И для этого, в том числе, нужна Церковь, чтобы люди возрастали в своей любви, помогая друг другу.
Вместо эпилога.
В этой статье я постарался объяснить разницу между Верой, религией и Церковью, как я ее понимаю.
Конечно, я не богослов и не религиовед. Поэтому буду рад комментариям и аргументированным уточнениям.
Также я описывал именно Православную Веру, религию и Церковь. Буду рад увидеть комментарии представителей других религий и конфессий - верна ли разница понятий с вашей точки зрения?
- - - - - - - - -
⬇️Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайк 👍 и пишите с чем (не)согласны💬.
Читайте также:
1. Самая популярная статья канала.
2. Статья, комментарии к которой, натолкнули на мысль объяснить разницу между Верой, религией и Церковью.
3. Недавняя публикация, набирающая популярность.