Найти в Дзене

Вера, религия, Церковь - в чем разница?

Заметил, что люди, аргументируя ту или иную позицию, неосознанно ошибаются (как минимум не точны) по одной простой причине: они путают, смешивают или не до конца понимают понятия Веры, религии и Церкви. Но для любого разговора важно определиться в понятиях. Эта статья как раз об этом. С понятием Веры обычно проблем не возникает. Это "самое простое". Вера возникает там, где появляется предмет Веры - явление, событие, идея, в которые люди верят по тем или иным причинам (для них достаточным и/или убедительным). Но очень часто слова "Вера" и "религия" не правильно используются - как синонимы. На самом деле они близки друг другу, но не тождествены. Я бы даже сказал, что отличия подчас кардинальны. Например, пары словосочетаний "Христианская Вера" / "Христианская религия" или "Православная Вера" / "Православная религия" - говорят о разных явлениях. И употреблять их нужно в правильном контексте. Нашумевший закон об "Оскорблении чувств верующих" не случайно так называется. Он не сформулирован
Оглавление

Заметил, что люди, аргументируя ту или иную позицию, неосознанно ошибаются (как минимум не точны) по одной простой причине: они путают, смешивают или не до конца понимают понятия Веры, религии и Церкви.

Но для любого разговора важно определиться в понятиях.

Эта статья как раз об этом.

Вера.

С понятием Веры обычно проблем не возникает. Это "самое простое".

Вера возникает там, где появляется предмет Веры - явление, событие, идея, в которые люди верят по тем или иным причинам (для них достаточным и/или убедительным).

Но очень часто слова "Вера" и "религия" не правильно используются - как синонимы. На самом деле они близки друг другу, но не тождествены. Я бы даже сказал, что отличия подчас кардинальны.

Например, пары словосочетаний "Христианская Вера" / "Христианская религия" или "Православная Вера" / "Православная религия" - говорят о разных явлениях. И употреблять их нужно в правильном контексте.

Нашумевший закон об "Оскорблении чувств верующих" не случайно так называется. Он не сформулирован как "Оскорбление религиозных чувств". И это не просто так. Потому что это разные понятия.

Для того, чтобы окончательно понять, что такое Вера - нужно внимательно прочитать Символ веры (не символ религии!) - краткое изложение основ христианской Веры.

Прочитав этот текст, можно понять во что христиане верят. Если сократить (несколько вольно, т.к. на самом деле там больше нюансов и важно каждое слово): Бога, вочеловечевшегося ради нас, распятого и воскресшего Сына Божьего Иисуса Христа, второе пришествие, святого Духа, Церковь, Крещение, воскрешение мертвых и жизнь после воскрешения.

А если вдумчиво его проанализировать, то можно увидеть чего нет в Вере.

Но есть в религии. Думаю, все уже догадались, что речь о внешней стороне.

Религия.

Вера без дел мертва - говорит апостол Иаков.

Обычно, это высказывание трактуется, как необходимость помогать ближнему. Но в ней можно увидеть и другой подтекст, а именно - необходимость религии.

Для этого нужно обратить внимание на предложение из послания апостола Иакова, предшествующее фразе "Вера без дела мертва":

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Из нее буквально вытекает необходимость религии. Ведь если и бесы, и человек веруют в Бога, то в чем разница? В добрых делах людей и злых делах бесов? Нет, ведь добрые дела можно свершать и без Веры или не из-за Веры.

Разница в том, что бесы не хотят соединиться с Богом. Они не идут ему навстречу.

Само слово религия происходит от латинского Ligare, т.е. связывать, и Re - обратно, опять, снова. Дословно Religare можно перевести как "снова связать", "вновь связать", т.е. заново установить связь с Богом.

В этом смысле в христианстве есть два таинства, напрямую нацеленные на соединение с Богом - это крещение и причастие (причащение - становление частью, воссоединение, приобщение).

Таким образом, необходимость религии для верующего человека очевидна: ведь мало верить в некую высшую реальность и благо, нужно прилагать усилия, чтобы соединиться с ней. И в этом состоит смысл и вся суть религии.

Другими словами религия - это теория и практика соединения с Богом.

К религии относятся: вероучение и его толкование, богослужения (служба, свершаемая священнослужителями), таинства, обряды, молитвы и т.д.

Недаром существует такое понятие, как религиозный опыт - опыт встречи, общения, касания высшей реальности, ощущение божественной силы, божественного участия в судьбе. Это именно религиозный опыт (не "опыт Веры"), т.е. опыт, получаемый путем деятельных попыток прикаснуться к другой реальности.

Церковь.

На первый взгляд, из вышесказанного ясно вытекает, что Церковь нужна для претворения религии в жизнь. Если религия - это "транспорт" к Богу, то Церковь - "водитель". Ведь должен же кто-то свершать таинства и обряды и направлять верующих на их пути к Богу?

И это несомненно так. Но этого недостаточно, для полного осознания смысла Церкви, как его понимают христиане.

Давайте немного отмотаем историю.

Христос однажды сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20).

Но, уже здесь есть важное отличие, Церковь не появляется там, где просто собрались некоторые люди, которые верят во Христа. Такие собрания известны, как секты.

Нет, Церковь создана Христом. И он об этом прямо сказал:

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).

То есть, не люди создали Церковь, куда призывают Бога и где пытаются с ним соединиться, а Бог создал Церковь, в которую призывает людей.

И войти в нее можно только через таинство Крещения - "второго", духовного рождения, и оставаться там - соединяясь, причащаясь со Христом.

Таким образом, Церковь - это собрание, возглавляемое Иисусом Христом, соединенное между собою верою и любовью к нему.

Первый импульс создания иерархии в Церкви также дал Иисус Христос, выделив 12 апостолов из числа своих учеников и наказав им:

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15).

Именно от апостолов, первых церковных иерархов, ведет свою традицию Церковь.

Известно, что посвящение в епископы и священники происходит через таинство рукоположения. Именно так апостолы рукополагали первых епископов на местах. И современные епископы и священнослужители могут отследить передачу благодати от апостолов к ним, отматывая назад десятки тысяч рукоположений.

Потому Церковь - это, в первую очередь, не земная организация, а двухтысячелетний сверхъестественный организм, пронизанный духовной традицией.

Посудите сами, земная организация ограничена живущими ныне людьми. Христианская Церковь мало того, что признает Иисуса Христа главой Церкви, но и включает в ее состав всех ветхозаветных праведников, живущих и умерших православных христиан и даже ангелов.

Но у Церкви есть и третий смысл, кроме таинств и сохранения учения, хотя именно эти два важнейших аспекта создают церковную иерархию.

Дело в том, что вертикального измерения недостаточно, чтобы встретить Бога. Одному конкретному человеку недостаточно приходить к священнослужителю, свершать таинства и читать Библию.

Церковь создана в том числе из необходимости горизонтального измерения - "столкновения", общения верующих между собой.

Если первая заповедь - это Любовь к Богу, то вторая - Любовь к ближнему. И первая заповедь неотделима от второй. Невозможно любить Бога, не любя ближнего.

Это удивительно, но, чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг друга: вертикального общения не случится без горизонтального.

И для этого, в том числе, нужна Церковь, чтобы люди возрастали в своей любви, помогая друг другу.

Вместо эпилога.

В этой статье я постарался объяснить разницу между Верой, религией и Церковью, как я ее понимаю.

Конечно, я не богослов и не религиовед. Поэтому буду рад комментариям и аргументированным уточнениям.

Также я описывал именно Православную Веру, религию и Церковь. Буду рад увидеть комментарии представителей других религий и конфессий - верна ли разница понятий с вашей точки зрения?

- - - - - - - - -

⬇️Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайк 👍 и пишите с чем (не)согласны💬.

Читайте также:

1. Самая популярная статья канала.

2. Статья, комментарии к которой, натолкнули на мысль объяснить разницу между Верой, религией и Церковью.

3. Недавняя публикация, набирающая популярность.