Как-то гуляя по посёлку Соцгород в моём городе Тольятти я наткнулся на дуб, посаженный Иваном Комзиным в октябре 1954 года. За 70 лет дуб вырос крепким и высоким. По сути, он ровесник современного Тольятти, города, перенесённого на новое место в 1953-1955-е годы в связи с постройкой Жигулёвской ГЭС.
Дуб находится на ул. Гидростроевской, напротив дома №17, где ныне расположен Поволжский гос. университет сервиса. В 1950-е годы в доме №17 располагалось управление Куйбышевгидростроя (КГС), организации, которая строила Жигулёвскую (тогда Куйбышевскую) ГЭС во главе с Иваном Васильевичем Комзиным.
По какому случаю был посажен дуб точно не известно, но наиболее вероятно, что к очередной годовщине Октябрьской революции 1917 года, которая по старому стилю отмечалась 25 октября. К сожалению найти какие-то исторические фотографии посадки дуба мне не удалось.
Думаю, для общего развития, моим читателям хотя бы в общих чертах будет полезно знать, кем же был Иван Васильевич Комзин (1905-1983)
Всю биографию этого интересного человека я описывать не буду, напомню лишь период жизни Ивана Комзина в Ставрополе (Тольятти) в 1950-е годы.
Руководить строительством самой крупной ГЭС в мире (на тот момент) в 1950-м году Ивана Васильевича Комзина назначил лично Сталин. Сразу после назначения Иван Комзин прибыл в г. Ставрополь (так назывался Тольятти до 1964 года) и приступил к своим обязанностям.
Иван Васильевич уже имел большой опыт в строительстве - в годы войны он руководил стройкой военно-морских баз на Балтике, строил порт Таллина, после войны восстанавливал Севастополь и многое другое. Иван Комзин имел звание генерал-майора инженерных войск, но в военной форме ходил не часто. На месте небольшого села Отважное в Жигулёвских горах началась всесоюзная стройка.
На строительство ГЭС нужно было подвозить огромное количество разных материалов. При содействии Комзина, в 1951 году была построена железная дорога Сызрань-Жигулёвск.
Необходимо было построить земляную плотину длиной 2,8 км (высота 40 м), водосливную плотину длиной около 1 км (высота 40 м) и машинный зал с 20 турбинами длиной около 700 м, шириной 100 м и высотой 81 м, а также верхние и нижние шлюзы.
Иван Комзин работал не только в своём кабинете на ул. Гидростроевской, но и часто выезжал непосредственно на стройку. Личный водитель Комзина - Николай Пантелеевич Бурцев - вспоминал, что у Ивана Васильевича постоянно рвалась обувь, так как он всегда старался быть гуще событий, а обувь для 2-х метрового Комзина с 46-м размером ноги найти было не просто и её часто приходилось ремонтировать.
В своей книге воспоминаний о строительстве ГЭС "Это и есть счастье", выпущенной в 1959 году, Иван Комзин писал: "Меня жизнь не баловала. И мёрз, и недоедал, и тяжело переживал ошибки... но я мёрз добывая тепло, недоедал, производя изобилие..." Кстати, кому интересно, всю книгу можно прочитать здесь http://tltmuseum.ru/images/brknig/Komzin.pdf
На строительство Жигулёвской ГЭС было затрачено около 100 тысяч тонн металла, более 7 миллионов кубометров бетона, проведено 185 миллионов кубометров земляных работ. Заслуженный энергетик России - Игорь Александрович Никулин - вспоминал, что вечерние совещания штаба стройки часто длились до 2-х часов ночи. Иногда, во время таких совещаний, звонил Сталин и интересовался ходом строительства. "Любая просьба И.В. Комзина, переданная лично Сталину, исполнялась мгновенно, разумеется, такими просьбами он не злоупотреблял" - вспоминал И.А. Никулин
Одновременно со строительством ГЭС, в 1953-1955 годы, шёл перенос города Ставрополя (Тольятти), так как он попадал в будущую зону затопления. Так, в начале 1950-х годов появились посёлки Портгород, Соцгород, Химпосёлок, ВСО-5, Комсомольский и Шлюзовой. При содействии Комзина был открыт филиал Куйбышевского индустриального института (ныне ТГУ). На первых порах Комзин даже сам там преподавал строительство. Там обучалась не только молодёжь, но и многие строители ГЭС приходили на вечерние занятия после работы.
Местные власти критиковали Комзина, за то, что он снял с себя полномочия по переносу города, но я думаю, его можно понять, так как строительство ГЭС было первоочередной задачей. Переносом города занимался трест "Ставропольстрой".
До 1952 года Иван Комзин также совмещал должность начальника Кунеевлага. Это был очень крупный лагерь заключённых, располагавшийся на месте современного Комсомольского района Тольятти и г. Жигулёвска. В 1952 году в Кунеевском ИТЛ было около 25 тысяч заключённых (в 1955 году - до 50 тысяч). Использовать заключённых на всех крупных стройках страны в те времена было общепринятой практикой. По воспоминаниям, Комзин нередко лично разбирал конфликтные ситуации между заключёнными. Благодаря его огромному авторитету, конфликты быстро получалось уладить. Комзин доверял инженерам-заключённым работу на важных участках, постоянно содействовал улучшению труда заключённых.
Летом 1955 года через шлюзы ГЭС прошёл первый пароход. На борту с Комзиным были заслуженные строители, инженеры и руководство стройки.
Осенью 1955 года была перекрыта Волга и началось наполнение Куйбышевского водохранилища
На стройку постоянно приезжали разные государственные комиссии
На торжественное открытие ГЭС в августе 1958 года приехал Никита Хрущёв
После успешного завершения строительства Жигулёвской ГЭС (Волжской ГЭС им. Ленина) Иван Комзин был отправлен на строительство Асуанской плотины в Египте в качестве главного советского эксперта.
В память о Комзине в Портпосёлке Тольятти в честь него названа улица
А также в 2005 году установлена скульптура около школы в Портпосёлке
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и напишите что-нибудь. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014 Предоставляю услуги экскурсовода, гида и фотографа с личным автомобилем (Тольятти, Самара, область), подробнее https://dzen.ru/a/Zkzy_MI9u3irBFcN Мой канал в телеграмм https://t.me/tltbloger
Посмотрите также: