Помните, в конце девяностых – начале нулевых на прилавках лежали пиратские сборники не самых новых игр в духе «10 в 1» по цене одного диска? Правда, половина игр часто не запускалась, а оставшиеся могли быть безбожно урезаны…
Пиратство на дисках осталось в прошлом, но издатели потихоньку возрождают подобные сборники. Только игры не урезанные, а зачастую даже дополненные.
Blizzard Arcade Collection – это сборник лучших игр девяностых указанной в заголовке компании. Не всех, но по крайней мере тех, что незаслуженно обделены вниманием играющей публики. Но это не помешало многим играм из сборника даже спустя годы обзаводиться явными подражателями, иногда даже от отечественных разработчиков!
The Lost Vikings: Три богатыря и машина времени
Завязка проста, но амбициозна: Троих боевых скандинавов похищают инопланетные пришельцы, чтобы сдать в зоопарк. Друзья вырываются на волю и путешествуют по временным эпохам в тщетных попытках вернуться домой.
Каждый викинг умеет что-то свое. Рыжеволосый Эрик носится как угорелый, ломает стены и единственный из троицы обучен полноценным прыжкам. Он почти копия Супер Марио – так же резво бегает и даже разбивает головой кирпичи. Управлять им удобнее и привычнее, а остальные викинги ощущаются чуть ли не танками на его фоне.
Упитанный Олаф в трудную минуту прикроет команду, а при необходимости использует щит как дельтаплан.
И, наконец, вечно сердитый Балеог. Свирепым выражением лица и длинными обвислыми усами он чем-то напоминает Василия Ивановича Чапаева. Только вместо шашки у него меч, а стреляет Балеог из лука, а не из нагана.
Каждым викингом приходится руководить попеременно, чтобы, преодолевая врагов и ловушки, добраться до конца уровня.
Между делом друзья беззубо подшучивают друг на другом, что, конечно, добавляет интереса, но юмор иногда в духе: «Я чувствую запах победы! Ой, это я, кажется, шоколаду переел…».
Уровни небольшие, но оно и хорошо. Потому что нужно запоминать различные участки, а если один из викингов погибнет – приходится начинать сначала.
К слову, в каждой эпохе меняются не только декорации, но и враги. Например, в доисторические времена нужно воевать с динозаврами и пещерными людьми. В Древнем Египте будут одолевать мумии и служители фараона, а на космическом корабле – роботы и автоматические турели.
В первую половину игры с интересом разгадываешь задачки и друг за другом, словно фигуры по шахматной доске, по отдельности передвигаешь персонажей. Начиная же со второй половины сложность заметно прибавляет – ловушки становятся все более смертоносными, а от игрока требуется ловкость пальцев и сноровка.
Например, не раз придется прыгать по падающим платформам. В других случаях можно сделать ошибку (допустим, дверь закрылась – а один из персонажей остался не по ту сторону), и уровень придется переигрывать.
Ремастер отчасти сглаживает сложность – дают сохраняться в любой момент или отматывать назад игру на 10 секунд. Честно говоря, в случае вышеуказанных ошибок на уровне не помешало бы отматывать время на несколько минут.
Долгое время лучшей версией «Потерянных викингов» считался вариант для Sega Mega Drive. Там мало того, что было доступно совместное прохождение, так еще и добавили целых пять уровней. В свою очередь, графика и звук вышли чем-то лучше на Super Nintendo.
Ремастер хоть и сочетает в себе достоинства разных версий, но в целом картины не портит и не улучшает.
У «Потерянных викингов» есть вторая часть, что тоже найдется в сборнике. Но не все так просто. Продолжение делали малость другие люди (хотя главный дизайнер не поменялся), и оно вышло сразу на платформах прошлого (Super Nintendo) и современного на тот момент поколениях (PlayStation 1, Sega Saturn и ПК).
Ну так вот, плохая новость, что в сборник вошла только версия Super Nintendo. Хорошая же в том, что кроме графики и звука версии мало чем отличаются.
В более продвинутых вариациях картинка стилизована под 3D-мультфильм, а голоса героев мастерски озвучены. У этой красоты есть и обратная сторона медали – иногда декорации будто бы сливаются в единый комок пластилина, и не совсем понятно куда идти. В версии же, что идет на сборнике, картинка простоватая, но четкая.
Нельзя сказать, что вторая часть по сути осталась без изменений – скандинавы от позаимствованных инопланетных технологий превратились в почти что терминаторов и стали чуть более прыткими.
Балеог вооружен лазерным мечом и перчаткой на цепи, которой он, будто Индиана Джонс хлыстом, хватается за крюки. Олаф может уменьшиться и пролезть в любую щель. Эрик же носит ботинки с ракетным ускорением, даруя возможность двойного прыжка. Ещё Эрик научился плавать, а обжора Олаф теперь способен пер… Кхм, портить под собой воздух, подлетая на невиданные для его тучного тела высоты.
К привычным «трем богатырям» также добавили дракончика и вервольфа, что частенько подменяют кого-то из викингов.
Можно предположить, серию сгубило то, что продолжение слишком дотошно следует формуле первой части и буквально цепляется за прошлое поколение (все-таки Super Nintendo в 97-м году доживала свои последние денечки).
В остальном, об игре хочется сказать много хорошего, но во второй половине она, как и первая часть, становится непомерно сложной. В некоторых местах помногу раз приходится провожать викингов по одним и тем же маршрутам, чтобы дернуть рычаг, открывающий дальнейший путь.
Вспоминается древний анекдот. Там мужик на суде рассказывает, как в автобусе ехала пассажирка и постоянно «открывала сумочку, доставала кошелочку, закрывала сумочку, открывала кошелочку, доставала кошелек, закрывала кошелочку…» и так далее. Такие вот самоповторы в Lost Vikings вызывают не меньшее раздражение!
В каждой из частей «викингов» всего один гигантский босс. И оба раза один и тот же. Экшеновый подход под конец конечно здорово добавляет разнообразия, динамики и дарит незабываемый финал, но битвы эти весьма нелегкие, как, впрочем, и последние уровни.
Я бы сказал, что концовка второй части отсылает к одному из эпизодов самого первого «Звездного пути», но в целом для местного сюжета она смотрится свежо и оригинально.
К слову, спустя годы Lost Vikings были полностью скопированы в отечественных «Братьях Пилотах: Загадка атлантической сельди». Тоже компания из трех коротышек-приколистов, которыми нужно управлять попеременно… Там даже слуга защищался канализационным люком и с его помощью летал!
Другая же отечественная игра «Храбрые гномы: Крадущиеся тени» и вовсе перевела формулу «викингов» в полноценное 3D.
Blackthorne: Принц Персии с дробовиком
По сюжету – это темное фэнтези а-ля «Темная башня». Было два брата-короля, каждый получил по государству, но один из них ударился в черную магию, и постепенно его поданные превратились в демонов.
Круто сваренный принц порабощенного королевства отстреливает из ружья врагов и спасает людей из рабства в разного рода шахтах. Разумеется, придется постоянно карабкаться и с разбега цепляться за выступы, но больше запоминается местная боевая система.
Это своего рода прообраз шутеров а-ля Gears of War – просто, но эффективно. Герой и враги способны «уходить в тень», то есть прятаться в выступах, чтобы потом резко выскочить и подстрелить незащищенного противника. Демоны после удачного попадания начинают мерзко хохотать, что дает время подняться с земли и отомстить.
В целом, игра в меру сложная, но не выбешивает.
Как и у второй части «викингов» доступны две версии Blackthorne. Одна рисованная, другая в 3D-стиле. К счастью, в сборнике найдется и та, и другая, причем можно сочетать графику и музыку от разных версий.
Rock N Roll Racing: Звездные гонки
Возможно, самая легендарная и эпичная из игр в подборке. Фантастические гонки во всей своей красе. Выигрываем заезды, улучшаем (или покупаем новый) автомобиль, и так до победы в чемпионате. Это позволяет отправиться на следующую планету, где все начнется заново, но уже в других условиях, и с новыми соперниками.
В ремастере, опять же, графику существенно не улучшили, но хотя бы добавили поддержку широкоформатных разрешений (то есть, зона видимости гоночных арен ощутимо возросла). Легендарные рок-композиции в качестве саундтрека тоже никуда не делись.
Интересно, что у Rock N Roll Racing до сих пор появляются откровенные подражатели. Среди них отечественный Motor Rock – самый настоящий 3D-ремейк. К сожалению, Blizzard быстро заметили неавторизованное копирование оригинальных дизайнов карт, автомобилей и прочих игровых механик, и запретили продажу ремейка.
К слову, на канале есть рассказ, отчасти вдохновленный фантастическими гонками (и посвященный им).
Что же до R.P.M. Racing, что также найдется в сборнике – это своеобразный приквел к Rock N Roll Racing, только без стрельбы, фантастики и экран принудительно разделен надвое, что как-то отбивает желание играть в одиночку.
В целом, сборник получился неплохим. С минимальными, но обязательными для современного игрового процесса улучшениями.
Вспоминается скандал, когда легендарная компания выпустила ремастер одного из самых громких своих хитов. И переделанный Warcraft III оказался, мягко говоря, малость недоделанным.
Отреставрировали бы стратегию в ключе Arcade Collection – глядишь, и не ругали бы Blizzard так сильно…
Спасибо за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию!
У нас найдутся и другие обзоры фантастических игр! Например, про пять отмененных игр по «Ведьмаку» (и одну тайно дожившую до релиза).